Эксклюзив
21 декабря 2012
4264

Модернизация института идентификации клиентов по финансовым операциям и сделкам

18 декабря состоялось заседание Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (сокращенно ПОДФТ).

В повестке дня стояли следующие вопросы:
1. Информация о встрече с экспертами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) в рамках подготовки к промежуточному отчету о прогрессе России (состоится в феврале 2013 года) и меры, необходимые для повышения соответствия стандартам ФАТФ в отдельных секторах.
2. Об участии частного сектора в проведении национальной оценки рисков ОДФТ.
3. Основные тенденции в работе финансовых и нефинансовых организаций в части сотрудничества с Росфинмониторингом.
4. О текущих изменениях в законодательстве РФ по вопросам ПОДФТ.
5. О результатах деятельности Рабочей группы Консультативного совета по вопросам упрощенной идентификации.
В заседании Консультативного совета принял участие и выступил председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса Деловой России Гамза В.А.
На заседании Консультативного совета было отмечено, что в последние годы в розничном финансовом секторе возрастает роль технологий удаленного взаимодействия с клиентом. Данная тенденция актуальна как для "классических" банковских продуктов (Интернет-Банк, мобильный банкинг), так и для новых методов платежей (электронные деньги, мобильная коммерция). Технологическое развитие требует дальнейшей разработки рискориентированных подходов к деятельности по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В ходе обсуждений участники пришли к мнению, что Закон
N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ N 115-ФЗ) обладает потенциалом для дальнейшего развития в свете инновационной практики ФАТФ и зарубежных государств.
В связи с этим на заседании были представлены предложения и рекомендации рабочей группы под руководством президента Ассоциации "Электронные деньги" Достова В.Л. по введению института "мер по надлежащему изучению клиента", включающего в себя "идентификацию" как одну из процедур, по вопросам выявления выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, мерам ПОД/ФТ при удаленном кредитовании, техническим методам удаленной идентификации и другим вопросам, обсуждение которых может быть полезно для повышения эффективности национального режима по ПОД/ФТ.
В конечном итоге были сформулированы следующие предложения:
1. Внести в нормативную базу понятие "мер по надлежащему изучению клиента" (МНИК): совокупность мероприятий по идентификации, верификации идентификационных сведений, их периодическому обновлению, а также анализу совершаемых клиентом, представителем клиента операций с целью установления их соответствия его финансово-хозяйственной деятельности.
2. Под идентификацией понимать: получение сведений о субъекте МНИК любым не запрещенным законом способом.
3. Под верификацией понимать: установление принадлежности идентификационных сведений лицу, а также осуществление в соответствии с установленными требованиями проверки подлинности сведений (документов), полученных при идентификации (с использованием источников, не запрещенных законодательством: как с использованием оригиналов физических документов, так и путем сверки с государственными и частными базами данных).
4. Учесть в определении МНИК значимость периодического обновления сведений, а также анализа совершаемых операций для установления их соответствия финансово-экономической деятельности.
5.Поддержать включение в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в дополнение к существующему списку статьи 5 ФЗ N 115-ФЗ, операторов подвижной связи и иные организации связи, идентифицирующие абонентов согласно законодательству РФ.
6.Ввести в законодательство классификацию операций на операции низкого, обычного, повышенного и высокого риска. Разработать перечень данных операций.
7.Относительно упрощенных мер по надлежащему изучению клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя клиента принять, что упрощенные меры по надлежащему изучению в случае низкорисковых операций могут предусматривать установление неполного набора сведений, указанных в статье 7 ФЗ N 115-ФЗ, в отношении физических и юридических лиц. Упрощенные меры по надлежащему изучению клиента могут проводиться без личного присутствия клиента.
8. В целях удаленных мер по надлежащему изучению клиента-физического лица, организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в случае низкорисковых операций могут поручить сбор сведений и проверку сведений о клиенте организации, указанной в статье 5 ФЗ N 115-ФЗ, а также банковскому платежному агенту.
9. При проведении верификации:
- допустить полагание на информацию, предоставляемую государственными органами, а также Пенсионным фондом РФ;
- допустить проведение верификации сведений через базы данных выданных документов, удостоверяющих личность, иные источники, не запрещенные законодательством;
- обозначить обязанность органов государственной власти предоставлять сведения, необходимые для верификации сведений.
10. Относительно полагания на третью сторону:
- закрепить в ФЗ N115-ФЗ положение, устанавливающее, что в случае надлежащего изучения клиента определенным субъектом статьи 5 ФЗ N115-ФЗ, иные субъекты статьи 5 при проведении надлежащего изучения данного клиента имеют право полагаться на идентификационные сведения, полученные другой организацией, а также получить от этого субъекта сведения, необходимые для надлежащего изучения клиента; в случае осуществления высокорисковых операций, организации могут полагаться на идентификационные сведения, полученные исключительно кредитной организацией;
- допустить полагание на факт надлежащего изучения клиента, проведенного третьей стороной, если обеспечен оперативный доступ к сведениям о клиенте, по договору или в рамках вышеприведенного абзаца;
- предусмотреть и детально урегулировать возможность проведения надлежащего изучения клиента с использованием принадлежащих ему реквизитов электронного средства платежа, а также кодов/паролей;
11. Относительно привлечения банковских платежных агентов:
- предусмотреть расширение возможностей по задействованию банковских платежных агентов, предоставив последним право осуществлять идентификацию клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев во всех случаях, за исключением случаев, когда совершенная операция, подлежит обязательному контролю;
- предоставить право всем субъектам статьи 5 ФЗ N 115-ФЗ поручать осуществление идентификации клиента кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту на основании договора.
12. О сокращении перечня документов, необходимых для надлежащего изучения физического лица:
- рассмотреть с учетом мнения заинтересованных государственных органов возможность исключения из пункта первого части первой статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ обязательства устанавливать данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ.


www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован