01 сентября 2008
1955

Мое время в кино уже ушло

С 1996 года популярный актер все реже соглашается сниматься в кино, хотя по-прежнему востребован. Ему интереснее заниматься организацией научных конференций, концертов, фестивалей, изданием книг. Дипломатическая работа может радовать больше, чем привычная суета на съемочной площадке, а смысл жизни в том, чтобы поменьше думать о себе, поняла после беседы с артистом и дипломатом наш кинообозреватель.

вопрос: В глазах российской публики вы прежде всего популярный актер.

-ответ: На самом деле я сейчас больше организатор культурных мероприятий. Посольство Литовской Республики в России ведет в регионах программу "Окно в Литву". Делегации музыкантов, кинематографистов, художников были в Москве, Воронеже, Калуге, Уфе, Казани, Пскове, Нижнем Новгороде, Новгороде Великом, Самаре, Красноярске, Иркутске. Мы сотрудничаем с местными отделами культуры, местной интеллигенцией. Никогда не забуду вечер в джаз-центре Ярославля, на котором литовские музыканты устраивали с местными музыкантами джем-сейшн. Такое бурление культурной жизни очень меня радует.

в: Не встречаете ли вы на местах сопротивление? Ведь не секрет, что порой отношения между Россией и Литвой бывают и прохладными.

-о: Наоборот, только положительные отзывы, только дружелюбное отношение и просьбы приехать еще. Мы в каждом регионе стараемся познакомиться с местными университетами, преподавателями истории, языковедения и семиотики, приглашаем их на наши симпозиумы, конференции. С лингвистическим университетом Нижнего Новгорода, например, заключили соглашение о предоставлении им научной информации по современному языковедению. Случается и обратная связь. Мы сдружились с министром культуры Татарстана госпожой Зилей Валеевой, и она попросила устроить в Доме Балтрушайтиса выставку художника Альфрида Шаймарданова под названием "NaivArt-Kazan", Ярославский музей выставлял у нас коллекцию "Русский провинциальный портрет XIX века".

в: Теперь понятно, почему в литовском МИДе вас в нарушение всех дипломатических регламентов уговорили остаться в Москве еще на один год.

-о: Да, в ранге дипломата я уже 12-й год. Устал, конечно, хочется домой, пожить среди своих родных стен, просто посидеть у озера, понаблюдать за природой. Пообщаться с друзьями, детьми. Я ведь на дипломатическую службу не сразу дал согласие - не хотелось нарушать привычную жизнь. Я был свободен, снимался в тех фильмах, которые выбирал сам. А предстояла кабинетная, часто бумажная работа. Но я вспомнил, что у меня диплом юриста Вильнюсского университета, что увлекался международным правом. Представил себе, что встречусь с друзьями, с которыми познакомился на съемках и по которым скучал. И в итоге дал согласие. Так мы с супругой Витой в 1997 году приехали в Москву. Дети уже были большими, жили своей жизнью.

в: О вашей семье трудно найти информацию. Расскажите, пожалуйста, насколько это позволяет ваш дипломатический статус.

-о: Моя супруга Вита занималась электрохимией - имеет множество открытий и изобретений, но ее НИИ по химической технологии в Вильнюсе переживал в те годы сложнейшие дни, научная деятельность сворачивалась. Дочери не раз предлагали сниматься в кино, стать моделью, но она категорически отказывалась. Она психолог, специалист по трудным подросткам. А сын занимается театральным менеджментом. Он директор Театра Оскараса Коршуноваса - популярного как в Москве, так и в Европе режиссера. Еще сын устраивает в Литве международные театральные фестивали. Чем будет заниматься внук - пока не ясно. Ему только 16 лет.

в: Но ведь вместо дипломатии вы могли из актеров перейти в кинорежиссеры. У вас же диплом об окончании Высших режиссерских курсов.

-о: Да, я слушал незабываемые лекции Андрея Тарковского, наблюдал за работой Витаутаса Жалакявичюса на съемочной площадке. И очень хотел снять свой первый фильм о жизни простой одинокой проводницы. Зацепила меня история, которую прочитал в литературном журнале, стал пробивать заявку на фильм, но уже на этапе редактуры Литовской киностудии меня остановили - социальное кино считалось бесперспективным делом. И после трех лет борьбы я отступил. Наверное, кинорежиссура - это не мое. Другое дело - фотография.

в: О вашем хобби с уважением говорят ваши коллеги-артисты.

-о: Фотографией я занимаюсь всю жизнь. В детстве в родном городке помогал местному фотографу работать в ателье. И всегда удивлялся, почему он так неизобретательно выстраивает композиции. Во время службы в армии я приобрел "Зенит" и снимал все подряд, негативы до сих пор хранятся в моем архиве. Во время университетских студий с удовольствием снимал студенческую жизнь и дарил карточки однокурсникам. А чтобы купить бумагу или химикаты, я копал ямы для гашения извести. Когда стал активно сниматься в кино, в 1968-м, приобрел старую "Лейку" 1935 года. Она служит мне и сегодня.

в: Чаще всего вы снимали своих коллег на съемочной площадке во время пауз. Актеры вам доверяли - не считали, что вы папарацци?

-о: А я никогда не пытался настигнуть из-за угла. Съемочная площадка, мои коллеги - это то, что я чувствую и хочу сохранить для себя. О выставках я никогда не думал. Но однажды председатель Союза фотохудожников Литвы Антанас Суткус уговорил отправить на ВДНХ сделанные мною фотопортреты актеров. И я получил бронзовую медаль, после чего поверил, что не зря занимаюсь этим делом.

в: Есть ли в коллекции любимые персонажи?

-о: Все, кого я снимал, любимые. 70-80-е - самое дорогое для меня время. Со Смоктуновским снимались у Родиона Нахапетова в фильме "Враги", с Георгием Бурковым - в "Подранках". Их уже нет, но для меня они сохранились в том - нашем общем - времени. С Мариной Нееловой мы снимались опять же у Нахапетова в фильме "С тобой и без тебя". Я ее никогда не забуду, удивительная актриса, уникальный партнер. Я много ее снимал, может, в будущем и отдельную выставку с ее портретами соберу.

в: Сегодня фотографируете?

-о: Сегодня я и сам снимаюсь редко, а фотографировать во время съемок не получается. Раньше в кино все работали не спеша, общались, и мобильники так часто не звонили. Мы сживались друг с другом, любили друг друга. Сейчас же все стремятся как можно быстрее покинуть павильон, всем некогда. И во время съемок идет невероятная спешка, так что сегодня на съемки я уже не беру фотоаппарат.

в: А как литовский МИД смотрит, что дипломат, атташе по культуре страны снимается в русском кино, устраивает собственные выставки?

-о: Нет, мне никто не запрещает. Каждый человек имеет право на собственное существование, если это не мешает, не наносит вред основной работе. Я же редко снимаюсь, когда уж совсем наступает тоска по запаху съемочной площадки. Мое время в кино уже ушло.

в: Вы так спокойно об этом говорите.

-о: А для крика не вижу причин. Все уже сыграно, для моего возраста остались роли второго-третьего плана или эпизоды.

в: Но если кто-нибудь предложит собраться на съемочную площадку вам, Регимантасу Адомайтису, Донатасу Банионису - согласитесь?

-о: Режиссера Витаутаса Жалакявичюса уже нет, и светлой памяти Альгимантас Масюлис недавно ушел в лучший из миров. Так что мечтать об этом не вижу смысла. На своей службе я нашел другие источники радости - например, издательский проект посольства. Мы совместно с "Билингвой" выпускаем литовских поэтов на литовском и русском. Держать новую книгу - большое, ни с чем несравнимое счастье. Вот совсем недавно я вновь испытал это чувство, когда представлял новое издание - стихи Томаса Венцловы и самого поэта.

в: Но слава в этом случае уходит к другому.

-о: А эгоистических желаний у меня нет. Знаете, как говорит восточная мудрость: "Ты должен служить другим, тогда поймешь и себя".
Избранная фильмография:

"Никто не хотел умирать" - Ионас Локис (1966), "Чувства" - Андрюс(1968), "Щит и меч" - майор Дитрих (1968), "Это сладкое слово - свобода!" - Фелиссио (1972), "С тобой и без тебя" - Федор Бузырин(1973), "Блокада" - Данвиц (1973-74), "Жизнь и смерть Фердинанда Люса" - Ганс Дорнброк (1976), "Легенда о Тиле" - Трелон (1976), "Подранки" - Алексей Бартенев (1977), "Битва за Москву" - Рихард Зорге (1985), "Богач, бедняк..." - Дентон (1984), "Русский бунт" - губернатор Оренбурга (1999), "ДМБ" - генерал авиации (2000), "Даун Хаус" - генерал Епанчин (2001), "Зимний роман" - Егор Ильич (2004), "Гибель Империи" - Кранц (2005), "Волкодав из рода Серых Псов" - Дунгорм(2007), "Фото моей девушки"-старый фотограф дядя Сандро (2007), "Апостол"-Штайнгец, 2008.


Дата публикации на сайте: 01.09.2008
Автор: Вита Рамм

Сайт: Известия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован