15 мая 2010
1362

Молодость наступает после 70-летия

Тульская область в нынешнем ее виде была образована в 1937 году. А два года спустя, в августе 1939 года, родилось Тульское областное управление автомобильного транспорта. Коллектив ООО "Тулаавтотранса" - нынешний законный наследник этой организации - в скором времени отметит свой юбилей.

У всего есть начало
В момент рождения в ведении управления передали весь транспорт города и области, ранее находившийся при горсоветах и коммунальных отделах. Тем самым был создан единый хозяин, отвечавший за перевозку пассажиров. Первым руководителем организации стал Николай Васильевич Соколов.
В годы войны большинство машин были отправлены на фронт. Пассажирские перевозки прекратились. Бензина остро не хватало, наши автомобилисты своими силами оборудовали грузовики газогенераторами.
После войны, в 1946 году, управление было преобразовано в Тульский областной автотранспортный трест, подчиненный Наркомату автомобильного транспорта РСФСР. Управляющим трестом назначили Александра Ивановича Стефанова. В апреле 1946 года трест получил 20 автобусов, в Туле возобновилось пассажирские перевозки...
Автомобильное хозяйство области в те годы развивались динамично. В 1947 году автопарк треста насчитывал 35 автобусов, 199 грузовых автомобилей и 15 грузовых такси. В 1950 году наши автобусы освоили первые межобластные маршруты: "Тула - Москва" и "Тула - Орел".
Восстановление промышленности, развитие сельского хозяйства требовало создание новых автомобильных предприятий, расположенных в разных районах области. В 1956 году Тульский областной автотрест уже объединял 11 организаций: две грузовые и одну пассажирскую областные автоколонны, две автороты, две районные автоколонны и четыре автохозяйства.
В 1958 году управляющим треста стал Петр Никитович Дадуков. Была продолжена работа по концентрации грузового и пассажирского транспорта в рамках одной организации. В июле 1959 года в состав треста вошли автобазы Тулгортранса и Тулстроя. Его и без того солидный по объемам автопарк в одночасье вырос сразу на 698 автомобилей.
В эти же годы в нашей области строились автохозяйства, автопредприятия и ремонтные подразделения, в Туле появился автовокзал, а в некоторых райцентрах - автостанции.
Стадии роста
В 1960 году областной автотрест имел в своем подчинении уже 19 автохозяйств, где трудился многотысячный коллектив работников. Общая численность автопарка увеличилась до 3200 единиц техники. Управляющим треста был назначен Иван Федорович Филатов.
В 1963 году трест переименовали в Тульское управление автомобильного транспорта. При нем было создан трест "Сельхозтранс" в составе шести автохозяйств и одной автоколонны.
В 1966 году Тульское управление автотранспорта объединилось с транспортным управлением Приокского совнархоза, и организация получила новое имя - Приокское территориальное транспортное управление (ПТТУ) Минавтотранспорта РСФСР. Начальником управления стал Иван Иванович Симонов. Тогда же в состав ПТТУ был принят автотранспорт объединений "Тулауголь" и "Новомосковскуголь". Всего же в состав управления входило 11 грузовых, 10 пассажирских, 5 смешанных автопредприятий, 3 автоколонны. Здесь имелась практически любая техника - начиная от легковых автомобилей и пассажирских автобусов, заканчивая большегрузными и автомобилями специального назначения.
Руководить такой транспортной махиной было непросто, но предприятию везло на руководителей, здесь трудились знающие свое дело специалисты и рабочие, профессионалы высочайшего класса...
Все эти годы на предприятии велись масштабные работы по реконструкции производственной базы и строительству новых объектов. Достаточно сказать, что за 14 лет, в период с 1967 по 1980 гг., было построено 209 таких объектов!
В 1980 году начальником управления стал Дмитрий Васильевич Дудка. В автомобильной отрасли он начал трудиться с 1957 года, прошел путь от начальника мастерских до руководителя крупнейшего автомобильного предприятия Тульской области. И снова - реконструкция, обновление техники, выполнение сложнейших задач по перевозке пассажиров, других видов работ, где не обойтись без автомобильного транспорта.
Наши автомобилисты не раз привлекались к выполнению специальных правительственных заданий. В 1980 году 95 тульских автобусов обслуживали спортсменов и гостей XXII Олимпийских Игр в Москве. В 1985 году 90 автобусов работали на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов. А в 1987 году 45 грузовиков типа КамАЗ в течение полугода перевозили грузы на открытых месторождениях газа в Тюменской области.
В декабре 1988 года случилось страшное землетрясение в Армении. И 35 тульских КамАЗов работали в городе Ленинакан...
Испытание реформой
Если коротко охарактеризовать события, случившие в экономике России во время перехода от социализма к капиталистическому рынку в 90-х годах прошлого века, то более всего подходит термин "разрушение". Практически насильно автомобильную отрасль начали дробить на мелкие предприятия, проводить поспешную приватизацию в виде создания маломощных акционерных обществ. Грузовые предприятия жили сами по себе, пассажирские - тоже. Потом стали отделяться друг от друга автохозяйства и автоколонны.
А тут грянул экономический кризис. Новоявленные автомобильные "фирмы", ранее бывшие всего лишь участками и колоннами крупных объединений, разорялись. К началу нынешнего века из более чем 80 субъектов России только в пяти регионах удалось сохранить работоспособные предприятия по перевозкам пассажиров (туляки - в этом перечне), в остальных их пришлось создавать вновь. В некоторых областях этот процесс не завершен до сих пор...
Нам крупно повезло - против кризиса снова сработал "человеческий фактор". В 1989 году руководителем объединение "Тулаавтотранс" ("наследник" ПТТУ) стал Владимир Гаврилович Денисов. Он начинал свой трудовой путь простым водителем, после окончания института прошел все ступени карьерного роста. Именно ему и его единомышленникам удалось не только сохранить, но и, преобразовав, укрепить предприятие.
Правда, далось это очень нелегко. "Ушли" на самостоятельные хлеба многие из тех, кто занимался грузовыми перевозками. Большинство из них позже разорились. Та же судьба грозила пассажирским автоколоннам и автохозяйствам, которые превратились в самостоятельные и слабо управляемые предприятия. Техника ветшала, средств на закупку новых автомобилей и запасных частей к ним не хватало.
Тем не менее, ОАО "Тулаавтотранс", как единый механизм, одно целое, сохранить удалось. А это означало, что в случае завершения экономического кризиса, оставалась мощная база и прекрасный коллектив, на основе которых можно было восстановить былое могущество, вернуть заслуженную славу предприятия.
И это время вскоре наступило...
Уверенный взгляд в будущее
Сегодня предприятие имеет иную юридическую форму.
Это - ООО "Тулаавторанс", в состав которого на правах филиалов входят производственные подразделения во всех муниципальных районах нашей области. Внедрение такого механизма позволило построить вертикальную схему административной подчиненности, оптимизировать систему управления. Что, в свою очередь, повысило надежность обслуживания пассажирских маршрутов, снизило удельные затраты на ремонт, приобретение новой техники, запасных частей, ГСМ. А также позволило работать с нарастающей прибылью, создать единую компьютерную сеть по управлению основными видами производственной деятельности, укрепить ремонтную базу, сделать многое другое.
Сегодня по 356 маршрутам ежедневно разбегается около 830 автобусов крупнейшей в Тульской области транспортной компании. И каждый год это количество возрастает на 20-30% за счет новых автобусов как российского, так и иностранного производства. Они ежесуточно перевозят до 120 тысяч человек.
На предприятиях "Тулаавтотранса" трудится более 2700 человек. Действуют многочисленные социальные программы, заработная плата за последние два года выросла у производственного персонала в 1,6-2,0 раза.
Главное в работе транспортников - безопасность перевозок пассажиров и регулярность движения транспорта. Последний показатель достиг в "Тулаавтотрансе" практического максимума - более 98%.
Не случайно, что по итогам ежегодного Всероссийского конкурса "Золотая колесница", в котором в 2008 году приняли участие более 900 транспортных предприятий страны, среди номинантов оказалось и наше предприятие. Оно было единственным транспортным предприятием в Центральном федеральном округе, которое удостоилось почетного знака "Золотая колесница"...
Эти и многие другие успехи были достигнуты благодаря деятельности нынешнего председателя совета директоров ОАО "Тулаавторанс", депутата областной Думы Юрия Александровича Шахова. Не сдает своих позиций предприятие под его руководством и сейчас, во времена нового кризиса. Нет сокращения объемов выполненных работ, нет вынужденных увольнений, зарплата растет, ее выдают четко, дважды в месяц. Предприятие трудится с прибылью и смело смотрит в свое будущее.
О том, как и за счет чего это удается, мы расскажем в других публикациях. До августа 2009 года еще есть время, чтобы подробно поведать жителям Тульской области о работе одного из лучших транспортных предприятий России...


Александр САВЕНКОВ.
http://old.mk.tula.ru/12613.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован