18 января 2002
103

МОНАХИ ПОД ЛУНОЙ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

____________________________________________________________

Андрей СТОЛЯРОВ. Монахи под луной. / Суперобл. Я.Ашмариной;
Ил. С.Строгалевой.-- СПб.: Теrrа Fаntаstiса, 1993.-- ISВN
5-7921-0023-3. -- 368 с., ил.; 50 т.э.; ТП+С; 60х90/16.
____________________________________________________________

Второй том неофициального `избранного` Столярова показал-
ся мне чрезмерно эклектичным. Три произведения -- роман,
рассказ и повесть. Три манеры: концентрированный `фирменный`
столяровский турбореализм, совковый алкогольный анекдот и
социально-психологический триллер.
Роман `Монахи под луной` -- ну очень тяжелое чтение. Бе-
зусловно, таким он и задумывался (Столяров вообще никогда не
`проваливает` вещь: что задумано, то и сделано), но сам факт
того, что автор намеренно _хочет,_чтобы_читателю_было_
_трудно_продираться_сквозь_книгу,_ говорит лишь о переоцен-
ке автором желания читателя прочесть именно его роман. Я,
скажем, продерусь. И Чертков тоже. Мы (льщу себя надеждой)
профессиональные читатели-мазохисты. А рядовой читатель --
извините, не уверен.
Проблема того, какому читателю адресовано произведение,
слишком сложна, чтобы останавливаться на ней подробно здесь
и сейчас. Стоит, пожалуй, только упомянуть, что для Столяро-
ва это вопрос весьма актуальный, и `Монахи` иллюстрируют это
достаточно наглядно. В этом романе форма явно задавила со-
держание. Да, одно очень здорово связано с другим, Андрей
Михайлович это шикарно придумал и очень умно выстроил. Но --
я -- лично -- предпочитаю, чтобы автор вкладывал в содержа-
ние ума на порядок больше, чем в форму. Прочел с кайфом, по-
лучил материал для размышлений -- `и делай с ним, что хошь`.
После прочтения `Монахов` у меня было ощущение, будто автор
вылил в меня два ведра мировоззрения, добавил ведро песси-
мизма и дал запить литром мазута. После такого, сами пони-
маете, как-то не возникает настроения мирно размышлять о па-
костях командно-административной системы и других великих
достижениях совка. Как-то не до совка, когда в голове один
издыхающий редактор... `Циннобер, Циннобер, Цахес...`
(Поймал себя на том, что Столяров, возможно, этого и до-
бивался. Вот только ума у меня не хватает понять: на черта
гнусное ощущение от похабени совка превращать в гнусное ощу-
щение от романа? Совок -- одно, роман -- другое. Компрене
ву?)
Рассказ `Маленький серый ослик` -- совершенно другой Сто-
ляров. Просто золото, а не Столяров. Читается, как пьется.
Главное -- все в меру. И издевки. И лирики. И быта. И фанта-
зии. Почти реализм: рядовой мэнээс, одаренный талантом ши-
карно травить анекдоты, начинает прямо с утра и меняет собу-
тыльников по восходящей -- от грузчика до генсека. Кажется,
система совка на этом мэнээсе дает сбой за сбоем, стоит сма-
зать ее колесики сорокаградусным. Увы -- только кажется. На
самом деле, все предусмотрено. И финал у этого анекдота, к
сожалению, печальный. Так что -- `давайте выпьем, ребята`...
И, наконец, `Послание к коринфянам`. Вот это, братцы,
действительно да. Не скажу, что это лучшая вещь Столярова
(для Столярова понятие `лучшая вещь` это почти анахронизм),
но -- наиболее гармоничная. Несомненно, одна из лучших фан-
тастических повестей 1992 года. Это тоже `фирменный` столя-
ровский турбореализм -- но лишенный затянутости `Монахов`,
неэмоциональности `Сада и канала` и изодранности
`Бонапарта`. На сегодняшний день, Столяров написал по край-
ней мере две повести, которым не грозит быстрое забвение:
первая -- `Ворон`, вторая -- `Послание к коринфянам`. При
всей несхожести, обе они открывают читателю настоящего Сто-
лярова -- не холодного регистратора Апокалипсиса, но сильно-
го и умного борца с Предопределенностью...
Сергей БЕРЕЖНОЙ
`Интеркомъ` #5 (1`94)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован