07 октября 2003
1237

Московская компания `Служба 77` занимается продажей продуктов питания и других потребительских товаров под заказ - с доставкой на дом

По оборотам компания соперничает с крупными столичными супермаркетами. В своей нише "Служба 77" работает почти в полном одиночестве.



Подарок Лужкова

У "Службы 77" действительно пока нет конкурентов в сегменте бесплатной доставки продуктов питания на дом. Большинство Интернет-магазинов торгуют только в пределах узких товарных групп. Это может быть, скажем, алкоголь или компакт-диски. У сетевых супермаркетов - таких, как работающий в Марьино IPM-Service, - доставка продуктов на дом если и существует, то лишь за отдельную плату. Службы доставки есть у некоторых крупных магазинов, например у тушинского "Восточного Дома", но условия заказа там, как правило, выгодны лишь для окрестных жителей. Большой Интернет-магазин есть у "Рамстора", но заказ выполняется в течение дня. Торговый дом "Перекресток" пытался наладить службу доставки при одном из своих супермакетов, но отказался от эксперимента в феврале этого года. "Седьмой континент" только собирается заняться доставкой товаров по заказам. Главное преимущество "Службы 77" - ее технические возможности. Автопарк компании насчитывает 200 легких грузовиков. В компании работают около 700 человек - операторы на телефонных линиях, экспедиторы, складские работники. Минимальное время выполнения заказа - три часа. По словам Игоря Кудрякова, председателя совета директоров "Службы 77", у компании 45 тысяч постоянных клиентов и около 800 заказов в день. Он не раскрывает оборота компании, но утверждает, что за день его служба продает примерно столько же, сколько три магазина сети "Седьмой континент" или "Перекресток". По нашим данным, это может быть сумма порядка $100 тыс. - $150 тыс. в день. На открытие "Службы 77" было затрачено всего $500 тыс. - в три раза меньше, чем требуется на стандартный московский супермаркет.

Позвони мне, позвони

"Компания была создана буквально на руинах другого бизнеса", - говорит Игорь Кудряков. Он не рассказывает подробно, чем занимался раньше, упоминает только, что руководил компанией, занимавшейся импортом и продажей продуктов питания. По всей видимости, эта фирма полностью разорились после августовского кризиса 1998 года, поскольку новый проект ему пришлось начинать на заемные деньги. Судя по словам Кудрякова, он решил заняться доставкой потребительских товаров ("дистанционными продажами", как говорит он сам) потому, что не видел в этой области конкурентов. "Были только фирмы, которые занимались какими-либо отдельными группами товаров, мы же задумали предложить потребителям ассортимент супермаркета, - рассказывает он. - Мы почти год занимались расчетами и выяснили, что наши расходы на хранение и доставку товаров будут ниже, чем издержки розничных сетей. В отличие от ритейлеров нам не нужно держать товарный запас при каждом магазине, мы не платим за аренду торговых площадей". Деньги на проект Кудряков с партнерами нашли у московского правительства. Летом 1999 года столичный комитет по труду и занятости объявил конкурс проектов "по созданию новых рабочих мест". Будущая "Служба 77" получила грант в $500 тыс. Из этой суммы только треть нужно было через год вернуть городскому бюджету. Но при этом компания обязалась за год обеспечить работой 430 москвичей (в том числе 330 человек из категории малоимущих). Игорь Кудряков, единственный учредитель "Службы 77", стал председателем ее совета директоров. Его партнер Николай Макаров, работавший над технологией логистики, получил пост гендиректора компании. На полученные деньги были куплены первые 100 автомобилей, арендован склад и создан телефонный центр по приему заказов. За пару недель до открытия, намеченного на 1 ноября 1999 года, сотрудники компании обзвонили всех своих знакомых, рассказывая о новой услуге. "Мы полагали, что таким образом заполучили несколько сотен клиентов, - вспоминает Игорь Кудряков. - Но в день открытия не было ни одного звонка".

Большая стройка

В первый месяц работы "Служба 77" получала всего по два-три заказа в день, несмотря на то что ее рекламные ролики показывали центральные телеканалы. "Нам нужно было переубедить москвичей, что доставка не означает удорожания товара, что у нас такие же цены, как в супермаркетах, - рассказывает Игорь Кудряков. - Но мы не могли позволить себе громкую рекламную кампанию". "Служба 77" решилась на бесплатную рассылку всем желающим своих каталогов, которые начала выпускать каждый месяц тиражом до 50 тысяч. В четвертом по счету каталоге компания предложила своим клиентам бонус - скидки в 5% тем, кто делает первый заказ по рекомендации постоянного покупателя, и такую же скидку для самого рекомендателя. "Мы попытались сделать так, чтобы сами клиенты рекламировали наши услуги, - говорит Игорь Кудряков. - Идея сработала. Зачастую наши рекомендатели накапливали до 15 - 20 бонусов, которые использовали при каждой новой покупке". В 2000 году обороты "Службы 77", по словам Кудрякова, ежемесячно росли в среднем на 30%, а из каждых 100 покупателей, сделавших первый заказ, около 90 становились постоянными клиентами. "Расти нам приходилось на коротких кредитах, - рассказывает он. - Мы их возвращали вовремя, хотя зачастую для этого приходилось брать овердрафты или отказываться от закупок какого-либо товара". Тем не менее к ноябрю 2000 года компания вышла на точку безубыточности и расплатилась по гранту с московским правительством. Ассортимент "Службы 77" расширился с полутора тысяч до 15 тысяч наименований. А затраты на основной рекламоноситель - каталог практически свелись к нулю за счет доходов от размещения рекламы поставщиков.

Доставка в Питер

Игорь Кудряков утверждает, что его компания может выполнять до 3 тысяч заказов в день. Сейчас же этот потенциал задействован только на четверть. У "Службы 77" пока только один склад на юге Москвы, что не позволяет увеличить оперативность доставки. Компания строит второй склад на севере столицы, который собирается открыть в 2002 году. А до конца 2003 года "Служба 77" собирается открыть еще семь складских терминалов - по одному в каждом округе Москвы. "Каждый терминал может обеспечить нам объем продаж, сопоставимый с оборотом супермаркета, а построить его на порядок дешевле, чем магазин, - заявляет Игорь Кудряков. - Мы уже договорились с московским правительством о выделении нам участков под строительство". К 2004 году по плану развития "Служба 77" должна выполнять не менее 4000 заказов в месяц. "В Москве подобными услугами, согласно нашим исследованиям, готовы пользоваться 700 - 900 тысяч человек, - говорит Кудряков. - И мы претендуем на 65 - 70% будущего рынка дистанционных продаж. Пока мы не видим здесь конкурентов, но они, несомненно, появятся". Московские ритейлеры пока не очень обеспокоены активностью компании, которая фактически переманивает у них покупателей. "Вряд ли "Службу 77" можно назвать конкурентом нашим магазинам, хотя на самом деле эту конкуренцию сложно отследить, - считает Евгений Лукьяненко, коммерческий директор торгового дома "Перекресток". - У большинства москвичей все же есть стереотип: при покупке товар нужно видеть перед собой". "В Москве настоящей конкуренции нет даже среди розничных сетей, поскольку супермаркетов у нас гораздо меньше, чем нужно для рынка", - говорит Владимир Карнаухов, генеральный директор компании "Столичные гастрономы", управляющей магазинами "Седьмой континент".



www.muswave.ru
07.10.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован