06 декабря 2005
3496

Московский `антилигент` Евгений Стеблов

Его породу видно издалека - по стати, по отдельности от привычной актерской тусовки, по абсолютной несоветскости помыслов и интонаций. В первые годы профессиональных завоеваний многие считали его чуть ли не сумасшедшим, во всяком случае - чуть-чуть "того"В этом "чуть того" и проявилась его "стебловская" индивидуальность, его умная ирония, его обходительное хулиганство, его комедийный дар, замешанный на острой характерности и гротеске.

Московский мальчик из хорошей семьи поступил сначала в студию при театре Станиславского, потом в Щукинское училище, сразив всех совершенно необычным выбором репертуара - на вступительных экзаменах Женя Стеблов читал детский рассказ Бориса Житкова, написанный от лица 10-летнего пацана, срезавшего меховые хвостики с роскошной шубы маминой гостьи. Комиссия умирала от смеха. Абитуриент же был непроницаем. Нескладным высоким юношей, с обиженным лицом, он останется надолго после выхода фильма "Я шагаю по Москве", где судьба свела его с Никитой Михалковым и определилась дружба на всю жизнь - с ссорами, расставаниями, прощениями, творческими затеями, сбывшимися и несбывшимися. В поисках своего театра он долго не мучался - после Эфроса, после Хейфеца попал к Завадскому, в театр Моссовета, где и завис на долгие годы, проводив великих стариков -Плятта, Орлову, Раневскую, Бирман, успев научиться у них многому и продлить жизнь устаревшим и обсмеянным законам человеческого бытия..

"Нельзя сыграть барина, то есть сыграть-то можно, но будет видно, что это лакей играет барина", - говорит актер. Евгений Стеблов никогда не был "лакеем" - в жизни спасал природный юмор, ироничное, чуть отстраненное отношение к человеческим слабостям и издержкам системы. На сцене, в роли, он может страдать от безвыходности, выглядеть растерянным и незащищенным - но всегда с прямой спиной, с каким-то невероятным чувством собственного достоинства, видимо,, доставшимся ему в наследство (именно то, что нельзя сыграть, - это либо есть, либо нет).Из любой роли он вытаскивает сокровенное, то, что обычно прячут от людей, но именно там, в этой почти подсознательной глубине, кроются объяснения многим нашим словам и поступкам. Как там, у "друга" Михалкова ? - "Он русский, это многое объясняет". Алеша Карамазов, Платон в комедии Островского "Правда хорошо, а счастье лучше", Тяпин в "Егоре Булычеве", чеховский Гаев и чеховский Дорн, Ростанев в "Фоме Опискине" - обилие в его репертуаре русских характеров не случайно. Впрочем, герои Уайльда и Ибсена не менее близки его аристократической натуре, как и совсем неожиданный Мальволио из "Двенадцатой ночи".

А еще есть у артиста Стеблова тайная страсть - он обожает писать, укладывать буквы в слова, а слова в строчки. Были юношеские стихи, и рассказы о безответной любви, и маленькие повести, и большие сценарии. Стиль письма его необыкновенно легок, изящен и доверителен. "Я сердце потерял в арбатcком переулке, Его нашел дурак и бросил, где окурки, А я без сердца бьюсь, взбираюсь на котурны, Вернись скорей, дурак, и вынь его из урны!" Это из раннегоПочти "шпаликовского". Когда был пострижен наголо, снимался у Данелии и был влюблен в однокурсницу. Так быстро все, так давноТрагедии и драмы своей жизни он старается обойти стороной, бережет не себя - нас, слушателей и читателей - разрешая нам заглянуть в тайные уголки своей души только сквозь занавеску образа, словно защищая себя от бестактности случайных прохожих. Все-таки артист, не только профессияАртист - это боль, которую тоже нельзя сыграть. Как и породу.






Ксения Ларина
06.12.2005
http://www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован