21 мая 2002
145

МОСКВИЧИ О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДА И ПРОГРАММЕ `МОЙ ДВОР, МОЙ ПОДЪЕЗД`

Комплексное благоустройство города является одной из приоритетных задач жилищно-коммунальной реформы. Разработанная по поручению Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и реализуемая с 1998 года Программа `Мой двор, мой подъезд` выступает в качестве важнейшей составляющей ее решения.

Ходу реализации программы городскими властями уделяется значительное внимание. Так, например, данной проблеме посвящено более десяти нормативно-распорядительных документов, изданных в период с 1997 г. по 2001 г.

В целом осуществляемая в рамках программы организационная работа по благоустройству городских и дворовых территорий, приведению в порядок подъездов жилых домов дала положительные результаты. По данным, изложенным в Постановлении Правительства Москвы от 13 марта 2001 г. N 238-ПП `Об итогах выполнения городской Программы `Мой двор, мой подъезд` в 2000 году и задачах на 2001 год` по состоянию на 1 января 2001 г. приведено в порядок 67,2 тыс. подъездов, благоустроено 24,5 тыс. городских территорий. Для активизации работ по реализации Программы были проведены коллегии во всех административных округах с участием глав районных управ, руководителей префектур, подразделений Правительства Москвы, городских служб, что позволило в значительной степени упорядочить данную работу, устранить значительную часть имеющихся недостатков.

Вместе с тем анализ ситуации с реализацией программы показывает, что, несмотря на принимаемые меры, значительная доля работ ведется исключительно жилищно-коммунальными службами, а население в своем большинстве не вовлечено в осуществляемые мероприятия. В связи с этим 7 августа 2001 г. Правительством Москвы принято Постановление N 712-ПП `О повышении роли общественности в реализации городской программы `Мой двор, мой подъезд`, направленное на исправление имеющихся негативных тенденций.

Существенную роль для более широкого привлечения граждан к участию в Программе `Мой двор, мой подъезд` может сыграть постоянный мониторинг мнения москвичей о различных ее аспектах.

В этих целях творческим коллективом под руководством доктора экономических наук, профессора А.Н. Кирилловой в июне-сентябре 2001 г. было проведено комплексное социологическое исследование по теме `Москвичи о комплексном благоустройстве города и Программе `Мой двор, мой подъезд`.

Основная цель исследования - информационное обеспечение Правительства Москвы и его департаментов материалами социологического опроса различных слоев населения столицы об отношении к эффективности реализации в городе Программы `Мой двор, мой подъезд`.

Цели и задачи исследования также включают:

1. Оценку степени удовлетворенности населения состоянием дворов, подъездов и работами по комплексному благоустройству города.

2. Выявление степени информированности москвичей о содержании осуществляемой Правительством Москвы городской Программы `Мой двор, мой подъезд`.

3. Изучение оценки различными слоями населения хода реализации городской Программы `Мой двор, мой подъезд`, деятельности городских, окружных и районных структур, анализ колебаний этой оценки в зависимости от возраста, образования, материального положения и социального статуса.

4. Выявление основных проблем, препятствующих участию жителей в реализации данной Программы, а также условий, при которых они согласны принимать в ней участие.

5. Подготовка выводов и рекомендаций Правительству Москвы и заинтересованным ведомствам и учреждениям по вопросам реализации комплексной социальной Программы `Мой двор, мой подъезд`.

Методы исследования включают в себя:

1.Разработку специализированного инструментария, отражающего особенности различных социальных групп, участвующих в опросе, и отвечающего поставленным задачам.

2.Изучение ранее проведенных социологических исследований по аналогичной или близкой тематике, статистических данных, аналитических, нормативных и иных материалов, связанных с реализацией городских программ.

3.В качестве методов анализа первичной информации использованы статистические методы, статистические таблицы и диаграммы. Таблицы разработаны в разрезе социально-демографических групп опрашиваемых и административных округов города.

I. Параметры опроса

Данное исследование по вопросам комплексного благоустройства города и реализации программы `Мой двор, мой подъезд` было проведено в период с июня по сентябрь 2001 г. При исследовании применялся метод личного собеседования и телефонного опроса. Всего опросом охвачено 1352 респондента, проживающих во всех административных округах города, при этом число опрошенных в каждом округе в целом соответствует пропорционально численности населения в каждом из них. Полученные данные сгруппированы по социально-демографическим характеристикам респондентов, а также в зависимости от принадлежности жилищного фонда и форм собственности на жилые помещения.

Как уже отмечалось, структура респондентов по округам в целом примерно соответствует сложившейся структуре населения по городу в целом. Некоторое превышение числа опрошенных по Центральному округу, от доли этого округа в общей численности населения по городу, вызвано активностью населения данного АО при ответах на вопросы, что в предварительном порядке можно оценить как повышенное внимание населения данной территории к проблемам благоустройства городских и дворовых территорий, а также подъездов.

Вместе с тем необходимо отметить, что при проведении опроса было достаточно сложно обеспечить специфику отдельных районов внутри самих АО.

Однако можно констатировать, что данные опроса в целом представительны по основным социальным, демографическим и прочим характеристикам.

II. Информированность населения о Программе `Мой двор, мой подъезд`

Информированность москвичей о Программе `Мой двор, мой подъезд` в значительной степени предопределяет успех реализации программы в целом.

Для выяснения общей степени информированности граждан о данной программе им был задан вопрос: `Знаете ли Вы об осуществляемой Правительством Москвы городской Программе `Мой двор, мой подъезд`?

Таким образом, хотя только менее четверти респондентов ничего не знают о данной Программе, только 16% хорошо осведомлены о ней, 60% заявили о своей незначительной осведомленности (преобладание удельного веса данного варианта ответа характерно практически для всех групп опрошенных) .

При этом наилучшим образом о Программе осведомлены граждане в возрасте старше 60 лет (19,5% от числа опрошенных в группе заявили, что хорошо знают Программу), а наименее осведомлены молодые москвичи (5,3% хорошо осведомлены).

В зависимости от образования степень хорошего информирования о Программе `Мой двор, мой подъезд` растет с понижением образовательного уровня: хорошо информированы 15,6% граждан с высшим образованием, 16,7% со средним и 25% с начальным образованием. Вместе с тем с падением образовательного уровня растет число граждан, ничего не знающих о программе (20,7, 29,1 и 50% соответственно среди лиц с высшим, средним и начальным образованием).

Среди мужчин число хорошо осведомленных о Программе более чем в два раза выше, чем среди женщин (25,7 и 11,5% соответственно), вместе с тем число ничего не знающих о Программе примерно одинаково как среди мужчин, так и среди женщин (на уровне 25%).

Наилучшую осведомленность о Программе проявляют москвичи, проживающие в ТСЖ - 33%. Они ответили, что хорошо осведомлены о Программе, что свидетельствует о прямом влиянии новых форм управления в жилищной сфере на заинтересованность в повышении уровня благоустройства.

Анализ полученного распределения ответов показывает, что наилучшим образом реализованы такие виды благоустройства дворов, как наличие твердого покрытия дворовой территории и площадок для бытового мусора (от 70 до 100% практически по всем АО). Подавляющее большинство дворов оборудованы детскими площадками (от 60 до 100% в зависимости от округа). Регулярно проводятся такие виды работ, как вывоз мусора и уборка дворовой территории. Более половины опрошенных отмечают хорошее состояние зеленых насаждений (меньше половины в Центральном, Южном и Западном округах). Также более половины опрошенных отмечают нормальное состояние освещения дворовых территорий.

В небольшом количестве подъездов оборудованы доски объявлений (22% в целом по городу). При этом в Западном, Северо-Западном и Юго-Восточном округах никто не ответил, что в его подъезде доска объявлений оборудована. Это еще раз подтверждает данные о том, что работа по информированию населения о конкретных благо устроительных мероприятиях ведется недостаточно результативно.

Определенное беспокойство вызывает состояние почтовых ящиков в подъездах: менее 50% респондентов отметили их нормальное состояние. По округам данные по состоянию почтовых ящиков сильно отличаются. Если в Зеленограде все опрошенные отметили их нормальное состояние, то в Центральном округе только 18%.

В Северном и Западном округах менее 50% респондентов ответили, что у них в подъездах регулярно проводится влажная уборка.

Полученные в результате опроса данные свидетельствуют о том, что за последние два года работа по избранию старших по дому и подъезду несколько активизировалась. Если в 1999 г. 22,6% опрошенных ответили, что в их доме имеется старший по дому и 24,4% - старший по подъезду, то в 2001 г. эти показатели составили соответственно 30 и 38%. Вместе с тем значительная доля граждан (50 и 38%) затруднилась дать однозначный ответ на данный вопрос, что говорит о том, что зачастую старшие, если они и выбраны, не ведут реальной работы.

Данные по округам свидетельствуют, что наилучшим образом работа по выбору старших налажена в Зеленоградском и Северо-Западном округах. Полученные данные также свидетельствуют о том, что если в доме избран старший, то выбраны и старшие по подъездам.

Хуже обстоит дело с организацией дежурства в подъездах. Сравнение данных опросов 1999 и 2001 годов хотя и показывает некоторый рост по данной позиции, однако, он незначителен (9,3 и 12% соответственно).

Что касается организации охраны, то патрулирование организовано только в 3% дворов, а системы видеонаблюдения используются в 5% случаев. При этом показатель по патрулированию достигнут за счет Юго-Восточного и Юго-Западного округов, а сравнительно высокий процент по системам видеонаблюдения - за счет Северо-Западного и Зеленоградского округов.

Таким образом, в наибольшей степени москвичи удовлетворены наличием домофонов и замков (65%) и уборкой придомовой территории (56%). По округам данный показатель колеблется в интервале от 30 до 65%. Наибольшие опасения вызывает состояние спортивных площадок (10% удовлетворены и 64% не удовлетворены). Только 11% опрошенных однозначно ответили, что они удовлетворены наличием дежурных, однако большинство (57%) затруднились ответить на данный вопрос, что указывает на то, что точное мнение о полезности дежурных до конца не сформировано.

Порядком и чистотой, а также состоянием детских площадок удовлетворено примерно равное число респондентов (на уровне чуть менее 40%), вместе с тем около 40% не удовлетворены качеством решения данной проблемы.

Можно констатировать, что в результате работы по реализации программы `Мой двор, мой подъезд` мнение жителей города о благоустройстве дворов и подъездов имеет некоторую тенденцию в сторону улучшения, однако еще остается ряд проблем, требующих своего разрешения.

Как и в ответах на вопрос об участии в Программе среди положительных ответов самую меньшую долю составляет молодежь - 10,5%, среди лиц в возрасте от 30 до 59 лет число потенциальных участников составляет 18,5%, среди старшей группы - 25,8%. Лица с высшим образованием в наименьшей степени желают принимать участие в работах по благоустройству дворов и подъездов (18,2%), среди лиц со средним образованием данный показатель достигает 20,8%, а с начальным - половина опрошенных в данной группе.

Мужчины в меньшей степени изъявляют желание принимать участие в благоустроительных работах (14,3 против 23,1%).

Можно отметить, что в наибольшей степени заинтересованы в программе жильцы ТСЖ - 66,6%, а в наименьшей - муниципальных домов (16,6%).

Число желающих принять участие в Программе среди собственников почти в два раза превышает этот показатель среди нанимателей жилья (22,6 против 13,3%).

В свою очередь, отвечая на вопрос: `Если Вы хотите принять участие в Программе `Мой двор, мой подъезд`, то что Вам необходимо для этого предоставить?`, в наибольшей степени респонденты испытывают необходимость в информации о предполагаемых мероприятиях (45%) и в плановой организации работ (19,8%).

Среди причин, по которым опрошенные не желают принимать участие в Программе чаще всего называются отсутствие свободного времени, а также то, что благоустройство дворов и подъездов является обязанностью эксплуатирующих организаций. Среди опрошенных 12% ссылаются на отсутствие организаторов - общественников. Остальные варианты ответов занимают долю менее 7%.

VI. Основные выводы и предложения

Проведенные исследования показывают, что работы по комплексному благоустройству города, осуществляемые в рамках Программы `Мой двор, мой подъезд` дают положительные результаты и пользуются поддержкой москвичей. Подтверждением этому служат данные настоящего опроса, согласно которым почти 70% респондентов хотят являться потенциальными участниками программы.

Вместе с тем только пятая часть опрошенных уверенно заявляет о своей готовности принимать в ней участие.

Достаточно сложным является вопрос о реальном участии жителей города в программе в настоящий момент. Это подтверждается тем, что различные исследования дают существенно различающиеся оценки о количестве участников. Так, согласно данным исследования, проведенного в 1999 г. социологическим факультетом Московского государственного университета, 60% москвичей участвовали хотя бы в одном мероприятии программы, в Постановлении Правительства Москвы от 7 августа 2001 г. N 712-ПП `О повышении роли общественности в реализации городской Программы `Мой двор, мой подъезд` число участников оценивается на уровне 11%, а по данным настоящего опроса только 5% респондентов заявили, что они являются участниками программы.

Такой разброс в оценках свидетельствует о том, что до настоящего времени не создано единой системы критериев идентификации граждан как участников программы. Например, если в исследовании МГУ задействованным в программе считался принимавший участие хотя бы в одном мероприятии, то в данном исследовании за основу был принят метод самоидентификации опрашиваемых.

Об успешной в целом работе по реализации программы свидетельствует то, что по большинству показателей, характеризующих состояние дворов и подъездов, доля граждан, характеризующих сложившееся положение как неудовлетворительное составляет не более 40%. Однако настораживает тот факт, что только по таким показателям, как наличие запирающих устройств и уборка территории, число ответов, однозначно положительно характеризующих ситуацию, существенно превышает 50%. По остальным показателям велико количество затруднившихся ответить однозначно.

Наибольшее опасение вызывает состояние спортивных площадок - только 10% опрошенных удовлетворены их состоянием, а не удовлетворены 64%.

В целом можно констатировать, что до настоящего времени имеющиеся успехи Программы `Мой двор, мой подъезд` обусловлены работой эксплуатирующих организаций по благоустройству дворов и подъездов за счет средств, отпускаемых на данные цели городскими властями, комплексное же взаимодействие жилищных организаций с населением и общественными организациями до сих пор остается не на должном уровне.

Организационная деятельность на различных уровнях имеет свою специфику. Если основными задачами городского уровня управления является информирование населения о программе в целом, ее основных целях и задачах, а также своевременное финансирование, то главная задача районных управ и ДЕЗов - непосредственная организация работ, дифференцированных в зависимости от конкретных домов и подъездов, включая информирование и привлечение к ним жителей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что если информацию о программе, носящую в основном общий характер москвичи получают в достаточном объеме (только менее четверти респондентов ответили, что они ничего не знают о программе), то информацией о конкретных мероприятиях в их дворах и подъездах располагают только 7% опрошенных.

Причины такой ситуации объясняет анализ источников информации, из которых жители города получают информацию о программе. Большую часть сведений о благоустроительных мероприятиях москвичи получают из электронных и в меньшей степени из печатных средств массовой информации (от 20 до 30%), при этом доля информации от ДЕЗов составляет только 3%. И это при том, что только 7% опрошенных ответили, что они совсем не интересуются данной проблемой.

Таким образом, если на городском уровне работа по привлечению населения к участию в программе ведется достаточно активно, то на уровне районов и непосредственно во дворах и подъездах требуются серьезные корректировки.

О недоработках в привлечении общественности к мероприятиям по обеспечению сохранности территорий дворов и подъездов свидетельствует тот факт, что несмотря на некоторую активизацию работы по организации выборов старших по домам и подъездам, они, по результатам опроса, однозначно имеются только в третьей части домов. При этом тот факт, что процент не знающих точно, есть ли в их домах и подъездах старшие, достаточно высок (от 38 до 50%), можно уверенно отнести к негативному, так как не имеет принципиального значения, не выбран старший, или он выбран, но ничего не делает.

Существенное негативное влияние на обеспечение порядка в подъездах имеет отсутствие в них дежурных. Только 12% опрошенных ответили, что в их подъездах организовано дежурство, 73% ответили однозначно отрицательно.

Необходимо отметить также то, что не по всем направлениям реализации программы работы ведутся одинаково успешно. По мнению опрошенных, в 78,2% случаев отсутствуют оборудованные стоянки для личного автотранспорта, в 72,4% - площадки для отдыха старшего поколения, в 86,6% - спортивные площадки. Более 90 % жилых территорий не имеют специально отведенных площадок для выгула собак.

В подъездах наибольшие опасения вызывает состояние противопожарного оборудования и стендов для информирования населения.

Хотелось бы отметить, что многие недоработки являются следствием недостаточного должного развития системы постоянного независимого мониторинга за реализацией программы. Фактически единственными источниками информации для городских властей служат отчеты жилищных организаций и опросы общественного мнения. При этом первые недостаточно надежны вследствие заинтересованности эксплуатирующих организаций, вторые не обеспечивают регулярного поступления информации.

В Москве не только каждый округ и район, но и каждый квартал, а иногда и здание с дворовой территорией обладают существенными особенностями, которые практически невозможно учесть в рамках одного опроса. Выходом может стать организация постоянной системы наблюдения за ходом реализации работ по комплексному благоустройству города, функционирующей на основе взаимодействия между соответствующими городскими органами управления и общественностью.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что основными направлениями совершенствования работы по комплексному благоустройству города и реализации Программы `Мой двор, мой подъезд` должны стать:

1. Более широкое привлечение населения к участию в благоустроительных работах и повышение ответственности за сохранность дворовых территорий и подъездов, в том числе путем:

- - совершенствования работы по информированию граждан о конкретных благоустроительных мероприятиях в их дворах и подъездах (информация на досках объявлений, листовки в почтовых ящиках, беседы с работниками эксплуатирующих организаций);

- - повсеместной организации советов старших по домам и подъездам;

- - выработки мер по формам материального и морального поощрения особенно активных участников Программы `Мой двор, мой подъезд`;

- - активизации деятельности в управах и ДЕЗах ответственных за работу с населением;

- - обеспечения при выполнении Программы взаимодействия советов старших по домам и подъездам с районными управами и эксплуатирующими организациями.

2. Активизация работы по развитию новых форм управления и самоуправления в жилищной сфере на основе содействия созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), а также их объединений и ассоциаций, более широкого привлечения к управлению в жилищной сфере негосударственных специализированных организаций с включением в условия конкурсов и договоров на управление конкретных обязательств по реализации мероприятий Программы `Мой двор, мой подъезд`, а также других городских, окружных и районных мероприятий по благоустройству городских территорий.

3. Учет требований Программы `Мой двор, мой подъезд` при составлении планов нового строительства, а также реконструкции в жилой застройке.

4. Пожелания и мнения жильцов о первоочередности тех или иных видов работ при планировании направления расходования финансовых средств, выделяемых на реализацию городских программ в области благоустройства дворов и подъездов. Например, едва ли стоит в первую очередь приводить в порядок придомовую территорию, если в подъездах не горит свет, отсутствует нормальный температурный режим в жилых помещениях, а уборка осуществляется нерегулярно.

5. Совершенствование организации работ городских средств массовой информации с учетом необходимости информирования населения не только об общих направлениях работы по комплексному благоустройству города, но и о планах работы на конкретных территориях.

6. Более широкое и подробное информирование напрямую населения об осуществляемых городских программах в области благоустройства и их результатах. Например, весьма информативные тематические сборники, издаваемые Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, имело бы смысл распространять не только среди городских, окружных и районных структур, средств массовой информации и социологических служб, но и среди старших по домам и подъездам.

7. При разработке проектов благоустройства дворов и подъездов включать в сметы расходы в пределах 1% на информирование населения и подготовку программ работ по совместному участию населения, районных управ и ДЕЗов в благоустройстве территорий.

8. Создание постоянной системы мониторинга за ведением благоустроительных работ, основанной на принципах обеспечения обратной связи с населением и полной репрезентативности. Для этого целесообразно: разработать опросный лист, отражающий основные аспекты работы по благоустройству города; путем взаимодействия с ЖСК, ТСЖ, общественными организациями в жилищной сфере, старшими по домам, а где это необходимо напрямую с жителями сформировать относительно постоянную группу респондентов в соответствии с социально-демографической структурой населения, типами застройки, потребительскими характеристиками жилищного фонда, отражающими специфику всех районов города; обеспечить заинтересованность респондентов в постоянном участии в опросах и предоставлении объективной информации.

Только активное взаимодействие населения с городскими и районными органами управления, жилищными и ремонтно-строительными организациями позволит повысить эффективность реализации Программы `Мой двор, мой подъезд`, обеспечить экономное расходование финансовых и материальных ресурсов, улучшить качество и комплексность проводимых работ по благоустройству жилой среды, повысить стандарт жилищно-коммунального обслуживания. Систематическое участие населения в выполнении Программы `Мой двор, мой подъезд` должно расширить специальную базу жилищно-коммунальной реформы и создать условия для привлечения жителей к управлению жилищным фондом.

Приложение

Уважаемые москвичи!

По поручению Правительства Москвы проводится опрос с целью изучения мнения москвичей по проблемам комплексного благоустройства города и хода реализации городской Программы `Мой двор, мой подъезд`.

Задачей опроса, в частности, является выявление степени информированности населения о Программе `Мой двор, мой подъезд`, ее целях, задачах и механизме реализации, степени участия в ней граждан, а также факторах, снижающих ее эффективность.

Результаты опроса будут использованы Правительством Москвы и другими заинтересованными организациями.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован