17 мая 2002
179

МОСКВИЧИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В ГОРОДЕ

ДАННЫЕ ОБЩЕМОСКОВСКОГО РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ

Опрос проводился 21-24 марта 2001 года по репрезентативной территориальной выборке Москвы во всех административных округах, включая Зеленоградский.

Количество опрошенных - 1000 человек. Выборка репрезентативна по роду занятий (работы, учебы), полу, возрасту, материальному положению населения Москвы.

В аналитической записке обобщены результаты мониторинговых опросов населения, проводимые Институтом социальных технологий по аналогичной выборке в 1994-1995, 1997 г. (`Население Москвы и проблемы экологии`), в 1998 г. (`Москвичи об экологических проблемах столицы`), в 1999 г. (`Москвичи об экологических и транспортных проблемах столицы`).

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОПРОШЕННЫХ

Все данные - в процентах

ПОЛ

мужской - 44

женский - 56

РОД ЗАНЯТИЙ:

рабочий - 16

служащий - 26

предприниматель - 6

учащийся, студент - 14

пенсионер - 26

домохозяйка - 6

безработный - 6
ВОЗРАСТ:

до 25 лет - 20

26 - 45 - 30

46 - 60 - 32

старше 60 - 18

САМООЦЕНКА СВОЕГО
ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ:

живу в полном достатке - 6

живу вполне сносно - 29

живу от зарплаты до зарплаты - 44

не могу свести концы с концами- 16

живу практически в нищете - 5


По экспертным оценкам и данным опросов населения одной из наиболее серьезных проблем Москвы и Московского региона продолжает оставаться проблема загрязнения окружающей среды. В то же время эффективная реализация продуманной городской политики по сохранению экологически значимых объектов (зеленых зон), ликвидации очагов загрязнения, осуществление жесткого контроля за новыми проектами застройки и т.д. невозможны без полной и достоверной информации об отношении населения ко всем вопросам экологии города, без обратной связи с ним.

Институт социальных технологий на протяжении семи лет, начиная с 1994 года, в режиме мониторинга проводит опросы населения Москвы по различным экологическим проблемам столицы. Это дает возможность не только собрать необходимую информацию о том, как горожане оценивают конкретные экологические вопросы - соответствующие мероприятия Правительства города, наиболее тревожащие население факты загрязнения окружающей среды, экологическая экспертиза нового строительства и т.д., - но и выявить тенденции в этих оценках, проанализировать, как изменяется со временем мнение москвичей по тем или иным экологическим проблемам города.

Мы сочли необходимым в данной аналитической записке не только проанализировать результаты опроса, проведенного в марте 2001 года, но и обобщить некоторые данные исследований прежних лет и прежде всего 1994-1995, 1997, 1998 и 1999 гг.

I. Общая оценка горожанами экологической ситуации в Москве


1. Прежде всего в исследованиях экологических проблем было важно выявить мнение населения о том, в какую сторону изменяется экологическая обстановка в городе.

Состояние окружающей среды в Москве в последние годы? по мнению 41% опрошенных? продолжает ухудшаться. Количество респондентов, придерживающихся подобной точки зрения, неуклонно уменьшается на протяжении последних лет, начиная с 1994 года. По 1999 год соответственно росло число тех, кто отмечал улучшение экологической обстановки в городе. Приведем эти данные в виде таблицы.

Таблица 1


`КАК ИЗМЕНИЛОСЬ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МОСКВЕ, ЕЁ ЭКОЛОГИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ?`


1994-95
1997
1998
1999
2001

- Состояние окружающей среды в Москве за последние годы улучшилось
2
4
10
12
7

- Состояние окружающей среды осталось без изменений
7
25
28
26
33

- Состояние окружающей среды ухудшилось
83
66
51
43
41


2. Для выбора наиболее важного звена в решении вопросов улучшения экологической ситуации в городе необходимо знать мнение населения о том, что больше всего волнует людей в этом отношении.

На протяжении последних пяти-семи лет практически не меняется перечень наиболее острых, важных для горожан экологических проблем. Первое место в этой иерархии из года в год занимает проблема плохого состояния атмосферного воздуха.

Далее следуют: загрязненность Москвы-реки и ее притоков; качество питьевой воды.

Три последних места занимают состояние зеленых насаждений, уровень шума и уровень радиации. Следует отметить, что в настоящее время москвичи чаще негативно высказываются по поводу загрязненности городских водоемов и рек.

Анализ приведенных данных показывает также, что за последние семь лет несколько уменьшилась тревога горожан по поводу зеленых насаждений. С годами меньшее беспокойство москвичей вызывает и экологическое состояние дворов и улиц.

Более точную картину в этом отношении дает сравнение того, какие места по важности занимали в разные годы те или иные экологические проблемы.

Приведем соответствующие данные.

Таблица 2


`КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАС ОСОБЕННО БЕСПОКОЯТ?`

Содержание ответов
Место по важности

(в скобках - проценты)


1995
1997
1998
1999
2001

- Загазованность воздуха
(74) 1
(79) 1
(62) 1
(61) 1
(60) 1

- Загрязненность Москвы- реки
(50) 4
(59) 2
(36) 4
(31) 3
(41) 2

- Состояние дворов, улиц и т.д.
(73) 2
(51) 3
(29) 5
(30) 4
(33) 4

- Состояние зеленых насаждений
(49) 5
(47) 4
(36) 3
(17) 5
(21) 7

- Качество питьевой воды
(54) 3
(44) 5
(40) 2
(34) 2
(35) 3

- Уровень шума
(33) 6
(37) 6
(22) 6
(17) 6
(27) 5

- Уровень радиации
(32) 7
(23) 7
(14) 7
(15) 7
(21) 8

- Большое количество бездомных собак и кошек
-
-
-
-
(26) 6


Отдельно в опросе 2001 года выяснялось мнение горожан о зеленых насаждениях в городе. Более трети респондентов считают, что их совершенно недостаточно для столицы и необходимо значительно увеличить их численность. Большинство же опрошенных заявило, что в целом зеленых насаждений в Москве немало, но все-таки было бы хорошо, если бы их стало еще больше.

Особое внимание в исследовании 2001 года было уделено оценкам москвичами качества питьевой воды. Мнение горожан по этому вопросу разделилось практически поровну: 43% опрошенных счита.т качество воды в целом нормальным и 40% - не очень хорошим. Особо следует отметить, что 13% оценивают получаемую дома воду как очень плохую.

Столь разное отношение населения к качеству получаемой воды обусловливается в первую очередь местом проживания людей. Для конкретного выявления районов с плохим качеством воды требуется проведение дополнительного опроса.

3. Состояние окружающей среды в городе вне сомнения влияет на состояние здоровья населения. В какой мере сами москвичи оценивают степень этого влияния?

Только 10% опрошенных думают, что их здоровье не зависит от экологии города. Большинство же - почти половина респондентов - считает, что в какой-то степени экологическая обстановка негативно воздействует на здоровье. Еще более тревожным является то обстоятельство, что значительная часть москвичей - 42% опрошенных - убеждена в том, что состояние окружающей среды сильно подрывает их здоровье.

Достоверность подобных настроений горожан подтверждается и их высказываниями о том, как они переносят городской `смог`, поездки в метро и т.д. Более всего (35%) горожане плохо переносят вредные примеси в воздухе. Каждый пятый опрошенный плохо себя чувствует в метро.

Кроме того, респонденты указали на отрицательное влияние парковки машин возле жилых домов, курения окружающих, грязи возле домов, в подъездах, уничтожения зеленых насаждений и др. В целом же почти 70% респондентов считают, что в городе они чувствуют себя значительно хуже, чем за городом.

Будет справедливым в то же время отметить, что за четыре прошедших года количество горожан, которые считают, что их здоровье сильно подрывает экология города, значительно - на 26% - уменьшилось.

4. Исследование 2001 года подтвердило озабоченность москвичей некоторыми конкретными экологическими ситуациями в городе. Среди отдельных серьезных экологических проблем по районам назывались: `капотнинский факел`, застройка гаражей на месте зеленых посадок в Ховрино, огромные толпы на рынке в Тушино. Практически во всех районах отмечалось строительство бензоколонок в непосредственной близости от жилых домов, сброс грязного снега в Москву-реку, `засоление` тротуаров, гибельное для деревьев и кустарников, плохое состояние подъездов и отсутствие общественных туалетов в местах скопления народа, несанкционированные свалки по берегам речек и ручьев, грязь вокруг коммерческих киосков и на продуктовых рынках.

Проводимые в течение ряда лет опросы москвичей показали, что среди наиболее благополучных районов устойчиво называются:

- в Западном округе: Крылатское, Кунцево, Фили, Матвеевское, Переделкино;

- в Северо-Западном округе: Строгино, Митино, Тушино, Серебряный Бор;

- в Юго-Западном округе: Ясенево, Теплый стан, Черемушки;

- в Восточном: Сокольники, Измайлово, Кусково, Косино, Ивановское;

- в Северо-Восточном: Останкино, Лианозово, Бибирево, Лосиный остров;

Среди отдельных экологически чистых мест респонденты называли Битцевский, Терлицкий, Коломенский парки, Воробьевы горы. Значительное количество опрошенных не смогло назвать экологически чистые зоны.

4. При анализе отношения москвичей к экологическим проблемам особую ценность представляет выявление их мнения о причинах плохого состояния окружающей среды в городе.

Экспертные опросы, проведенные Институтом социальных технологий в предыдущие годы, показывают, что мнение городских властей в этом отношении и мнение самих горожан весьма серьезно расходятся.

Таблица 3


`ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ`

Содержание ответов
Место по важности


1995
1997
1998
1999 2001
2001

- Загрязнение от автотранспорта
1
(71) 1
(68) 1
(60) 1 (63) 1
(63) 1

- Вредные предприятия в городе
4
(45) 2 2
(50) 2
(60) 2 (50) 2
(50) 2

- Загрязнение города самими жителями
5
(42) 3
(31) 4
(42) 3
(39) 3

- Пассивность горожан в деле охраны природы
7
(24) 7
(26) 7
(31) 4
(30) 7

- Плохая работа коммунальных служб
3
(38) 4
(33) 3
(22) 5
(31)5-6

- Отсутствие необходимых законов
6
(24) 6
(29) 6
(22) 6
(34) 4

- Невнимание властей к проблемам экологии
2
(32) 5
(29) 5
(19) 7
(31)5-6


Весьма характерно, что, как показывает сравнительный анализ данных, за прошедшие 5-7 лет мнение москвичей об основных причинах плохой экологии в городе практически не изменилось.

Исследование 2001 года подтвердило, что, по мнению горожан, главными причинами плохого состояния окружающей среды, экологии Москвы, остаются загрязнение от автотранспорта и вредных предприятий в городе.

Обращает на себя внимание тот факт, что москвичи по-прежнему считают, что грязь в городе существует во многом по вине самих горожан и что население столицы вообще пассивно в охране природы. Напомним, что в исследовании 1999 года при ответе на вопрос: `Чувствуете ли Вы себя хозяином города, района, улицы, двора, подъезда` лишь менее 20% ответили `Да` или `В какой-то мере`, а 2/3 опрошенных уверены, что `Нет`.

Опрос 2001 года показал, что такой фактор загрязнения окружающей среды столицы, как `невнимание властей города к проблемам экологии`, занимает предпоследнее место среди всех других факторов. Москвичи считают также, что лучше стало обстоять дело и с наличием необходимых законов по проблемам экологии.

Критика в адрес властных структур по проблемам экологии не звучит сегодня так настойчиво, как прежде. Не могло не сказаться поэтапное воплощение в жизнь Комплексной экологической программы Москвы, внедрение ресурсосберегающих технологий и др. Вопросы экологии во все большей мере становятся одним из наиболее важных приоритетов Правительства города.

II. Экология и транспорт

1. В исследовательском проекте практически всех лет анализировались связи между экологическими и транспортными проблемами, что дало возможность не только выявить отношение горожан к конкретным факторам загрязнения транспортом окружающей среды в городе, но и по- новому взглянуть на эти проблемы.

В исследовании 1999 года среди наиболее важных мер в сфере транспорта, которые могут, по мнению опрошенных, помочь изменить ситуацию с экологией города в лучшую сторону, указывались:

1. Установка нейтрализаторов выхлопных газов - 40% ответов

2. Повышение качества продаваемого топлива - 30%

3. Ограничение въезда в Москву иногороднего транспорта - 26%

4. Установление более жестких норм для выхлопных газов - 24%

5. Ускорение строительства Третьего транспортного кольца - 22%

6. Усиление экологического контроля на въездах в город -21%

Наименее значимы для респондентов были позиции: `строительство подземных переходов под автомагистралями` (12%) и `увеличение налога на устаревшие марки автомобилей` (8%).

2. Проблемы транспортного загрязнения окружающей среды в Москве более обстоятельно были проанализированы при опросе 2001 года.

Москвичей особенно волнует проблема стоянки автомобилей. Одних - потому что их негде ставить около домов, других - потому что автомашины во дворах загрязняют воздух, землю, мешают своим шумом. Как же, по мнению горожан, лучше всего решить эту проблему?

Абсолютное большинство опрошенных - 70% и более - решительно настроено на то, чтобы строить подземные гаражи вне домов и вывести `ракушки` на пустыри опять-таки подальше от жилых кварталов. В то же время, когда опрашиваемых просили определиться - `за` они или `против` того, чтобы строить гаражи под жилыми зданиями и устанавливать `ракушки` поближе к ним, но так, чтобы они не очень мешали жителям, - большинство респондентов с небольшим преимуществом в 2-3% высказывалось `за`.

Такое распределение ответов обусловливается в первую очередь большим количеством автовладельцев в городе. Дополнительный опрос, проведенный среди них, показал, что в принципе они за то, чтобы подальше от домов строились стационарные гаражи. Однако во-первых, они понимают, что это дело весьма сложное, а, во-вторых, и это главное, они боятся, что подобные гаражи будут дорого стоить и к тому же к ним не будет организован удобный подъезд городским транспортом. Поэтому автовладельцы и высказываются за компромиссные решения.

3. В проводимых ранее Институтом социальных технологий исследованиях было выяснено, что большинство москвичей, включая владельцев автомобилей, понимают, что действенной мерой для снижения уровня загрязненности воздуха является установка на машинах нейтрализатора выхлопных газов. С перерывом в два года выяснялось мнение автовладельцев о том, сколько денег они готовы заплатить за установку такого нейтрализатора.

Данные исследований 1998 и 2001 гг. практически полностью совпали. Треть опрошенных может заплатить до 300 руб., еще треть - до 500 руб. и почти каждый четвертый респондент не стал бы тратить на это никаких денег. Учитывая известный психологический момент - реальное воплощение в жизнь какого-либо решения увеличивает число людей, готовых его выполнить - можно сделать вывод о том, что большинство автовладельцев смогут заплатить за установку нейтрализатора выхлопных газов от 300 до 500 рублей.

4. Точно так же может быть в принципе положительно решен и достаточно болезненный для автовладельцев вопрос о том, чтобы ограничить въезд личного транспорта в центральную часть города.

Большинство опрошенных москвичей - 70% - считают, что частично или полностью это надо сделать.

Достаточно решительно горожане высказались и за то, чтобы выделить на дорогах Москвы специальную полосу, предназначенную только для проезда городского транспорта: 44% - `за` и только 12% - `против`. Правда, в этом случае большое количество опрошенных (44%) заявило, что им все равно - будет ли выделена подобная полоса или нет. Дополнительный анализ показал, что в основном это мнение людей, которые просто не знают, что это такое, не знакомы с зарубежным опытом в этом отношении.

5. Достаточно определенно мнение москвичей о необходимости прокладки в городе дублеров Варшавского, Ленинградского, Можайского, Ярославского шоссе.

Более 53% опрошенных поддерживают это решение городских властей. Вместе с тем только 12% из них поддерживают его без всяких сомнений. Большинство же поддерживают только при условии, если будут учтены экологические проблемы жизни горожан в находящихся рядом домах и не будут затронуты зеленые насаждения.

6. В обобщающих вопросах о том, решение каких транспортных проблем может решительно улучшить экологическую обстановку в городе, на первых трех позициях оказались:

Преимущественное развитие экологически чистого транспорта (троллейбус, трамвай, метро) - 47%.

Строительство Третьего транспортного кольца, дублеров основных магистралей - 47%.

3. Решение проблемы стоянки автомобилей - 45%.

Метро остается наиболее предпочтительным и наиболее часто используемым видом транспорта. Далее по частоте использования следуют автобусы, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи. Достаточно велико количество людей (12-13%), регулярно пользующихся маршрутными такси.

Строительство Третьего транспортного кольца, вызывавшего в свое время неоднозначное отношение, сегодня считается одним из основных путей решения как экологических, так и транспортных проблем города.

III. Мнение москвичей
об эффективности работы городских властей
по решению проблем охраны окружающей среды. Оценки конкретных экологических предложений.

1. Программа всех исследований экологических проблем города, проводимых Институтом социальных технологий в Москве с 1994 года, включала специальный блок вопросов, выявлявших оценку горожанами достигнутых результатов в охране природы и соответственно мнение москвичей об эффективности работы городских властей в этом направлении. Думается, для комплексного анализа экологических проблем, будет полезным привести некоторые результаты из прошлых исследований.

В 1997 году работа Мэра Москвы Ю.М. Лужкова по решению экологических проблем города получила достаточно много (42%) в целом положительных отзывов: `Мэру удалось кое-что сделать по экологии в ходе выполнения своих предвыборных обещаний`. Но в то же время каждый третий москвич считает, что от этой работы в реальной экологической ситуации в городе `ничего не изменилось` или даже `стало только хуже`; 17% воздержались от оценки работы Мэра в этом направлении. В последующие годы количество людей, положительно оценивающих деятельность Ю.М. Лужкова, медленно, но неуклонно возрастало.

Более критично, чем работу Мэра, москвичи всегда оценивали роль Правительства Москвы в решении экологических проблем.

В 1997 году каждый третий считал, что одной из главных причин плохого состояния окружающей среды является `невнимание городских властей к проблемам экологии`. В 1998-2001 гг. количество подобных оценок уменьшалось, но все равно достаточно большое число горожан (в среднем 20-25%) негативно оценивало деятельность городских властей. Естественно поэтому, что многие москвичи считают, что Правительство `вряд ли сможет` в ближайшие годы улучшить положение с экологией. Только 23% (в исследовании 1999 г.) верило в перспективы Правительства Москвы улучшить экологическую ситуацию в городе.

Все проводимые в разные годы в столице исследования выявляли практически одинаковое число опрошенных - 30-35% - , которые оценили как `плохую` работу коммунальных служб города.

2. Особое внимание в исследованиях всегда уделялось выявлению оценок москвичами работы организаций, непосредственно отвечающих за решение экологических проблем города и прежде всего Комитета по охране природы.

Таблица 4


`ОЦЕНКА РАБОТЫ КОМИТЕТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (быв. МОСКОМПРИРОДА)`

Содержание ответа
Данные в процентах


1997
1998
1999

- Оцениваю положительно
2
5
7

- В чем-то положительно, в чем-то отрицательно
30
34
34

- Отрицательно
12
17
15

- Ничего не знаю об этой работе
56
44
44


Как видно из приведенных данных, приблизительно половина опрошенных все эти годы ответила, что не имеет никакой информации о работе Москомприроды.

Дополнительный анализ, проведенный не только в исследованиях 1997-99 гг., но и в 2001 году, позволяет сделать вывод о том, что, по мнению населения и экспертов, Комитет по охране природы не использует в полной мере рычаги воздействия на экологическую ситуацию. Практически не принимается во внимание общественное мнение москвичей по проблемам экологии: в Комитете не изучается мнение горожан в различных округах, районах и микрорайонах, нет банка данных по предложениям москвичей и реализации их на практике. Остаются эпизодическими выступления представителей Комитета по московскому каналу телевидения, Радио Москвы, в популярных периодических изданиях.

3. Игнорирование мнения горожан по экологическим проблемам характерно не только для Комитета по охране природы, но и в определенной степени и для Московского правительства в целом.

За четыре прошедших года мало изменилась оценка москвичей по поводу того, в какой мере власти города учитывают общественное мнение при решении экологических проблем.

Таблица 5

`В КАКОЙ МЕРЕ ВЛАСТИ МОСКВЫ УЧИТЫВАЮТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ? `

1997
1998
2001

- Учитывают в полной мере
2
7
5

- Учитывают, но не всегда
38
30
28

- Практически не учитывают
47
45
34

- Затрудняюсь ответить
13
18
33


Приведенные данные говорят о том, что горожане почти поравну разделились на три части в своем ответе на поставленный в анкете вопрос: треть считает, что власти Москвы достаточно полно учитывают общественное мнение, треть - что практически не учитывают, и треть - затруднилась в ответе.

4. Напомним, что в исследовании 1998 года анализировалось отношение москвичей к конкретным архитектурно-строительным проектам в столице, оценка их экологических аспектов: `Парк чудес` в Нижних Мневниках, реконструкция аэродрома в Тушино, туннель в Лефортово и др.

Опрос марта 2001 года также выявлял мнение горожан по ряду конкретных предложений Московской городской Думы и Правительства Москвы.

Полное одобрение (`За` - 95%) получил проект закона по борьбе с шумом, рассматриваемый в Мосгордуме. Против - только 5%.

Менее единодушно высказались москвичи за предложение об организации раздельного сбора бытовых отходов. Поддерживают данное предложение 65% горожан, но из них безоговорочно - 36%. В то же время каждый пятый опрошенный считает, что этого не надо делать, так как это доставит много хлопот для жильцов, осложнит освобождение от мусора.

Большинство горожан считают, что необходимо упорядочить содержание домашних животных: 70-72% опрошенных поддерживают решение о более строгой регистрации животных, об увеличении размера штрафов за нарушение правил их содержания, о сокращении численности бездомных собак и кошек. Особенно положительно москвичи отнеслись к предложению организовать специальные места для выгула собак - `За` - 90%.

Во многом отрицательно была оценена планируемая установка в квартирах счетчиков учета холодной и горячей воды. Опрос по этому поводу проводился Институтом социальных технологий и в 1998 году. За прошедшие три года мнение москвичей хотя и изменилось в сторону поддержки этого предложения, но не столь значительно: в 2001 году за него высказывается с различными оговорками 56% опрошенных (в 1998 г. - около 50%), против - 44% (в 1998 г. - 50%).

5. Особую важность представляет анализ предложений самих москвичей по первоочередным, с их точки зрения, мерам по улучшению экологической обстановки в городе. В таблице 6 обобщены результаты соответствующих опросов 1997, 1999 и 2001 гг.

Таблица 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В ГОРОДЕ

1997
1999
2001

- Строже штрафовать руководителей ведомств и предприятий, виновных в загрязнении окружающей среды
42
--
57

- Энергичнее бороться с автотранспортными загрязнениями
34
--
47

- Прекратить необоснованную вырубку зеленых насаждений
44
24
36

- Развивать преимущественно экологически чистый транспорт за счет автобусов и маршрутных такси
--
47
40

- Закрывать экологически опасные предприятия
26
50
45

- Дать больше прав организациям, ответственным за охрану природы
19
--
22

- Организовать в городе достаточное количество туалетов
--
26
21

- Очистить Москву-реку и ее притоки
41
34
41

- Не разбрасывать зимой на улицах соль
63
--
40

- Обязательно оснастить автомобили нейтрализаторами выхлопных газов
--
40
38


Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что все опросы показывают редкое постоянство мнения москвичей о наиболее важных мерах по улучшению экологической обстановки в столице.

Большинство горожан считают, что в первую очередь необходимо строже штрафовать руководителей разных рангов, виновных в загрязнении окружающей среды, энергичнее бороться с автотранспортными загрязнениями, решительно закрывать экологически опасные предприятия.

В ранее проведенных Институтом социальных технологий исследованиях анализировалось мнение москвичей о том, какие могут быть основные источники финансирования различных экологических мероприятий.

Главным источником дополнительных денежных поступлений в городскую казну на проведение экологических мероприятий жители выбрали не повышение платы за перерасход питьевой воды или введение нового налога на личный автотранспорт, а `повышение штрафов за антисанитарное состояние территории около торговых точек, за сжигание мусора` - таково мнение 72% опрошенных москвичей - и сбор средств `за въезд и нахождение в Москве иногороднего автотранспорта` - 46%. Введение повышенного налога на `некачественное моторное топливо, реализуемое в Москве` одобряют около 30% респондентов.

Экологическая информированность москвичей


Уровень экологической информированности горожан во многом обусловливает и эффективность выполнения решений московских властей по улучшению экологической ситуации в столице и их активность в решении конкретных проблем защиты окружающей среды и более стабильную обстановку в городе.

1. В целом можно отметить, что за последние годы информированность москвичей об экологической обстановке в городе значительно возросла.

Если в 1997 году только 2% опрошенных считали себя хорошо информированными по этим вопросам, то в 2001 году таких стало уже 20%. Соответственно число тех, кто считает, что они плохо информированы, уменьшилось с 50 до 31%.

Характерно, что хуже москвичи знают положение дел с экологией в России в целом и тем более в мире.

Основными источниками информации по экологическим проблемам для 40-43% москвичей являются третий канал телевидения (ТЦ) и общемосковские газеты (`МК`, `Вечерняя Москва` и другие). Значительно меньше опрошенных - 24% - назвали подобным источником газеты административных округов и районов.

Существенным моментом в исследовании было не только определение уровня информированности населения об экологии города, но и выявление отношения людей к подобной информации, степень доверия к ней.

И в данном случае за последние годы отмечается положительная тенденция. Если в 1999 году только 6% опрошенных считали, что московские средства массовой информации достаточно полно и объективно отражают проблемы экологии в городе, то в 2001 году - уже 14%. Несогласных с этим было 40%, стало 34%. Таким образом каждый третий опрошенный негативно оценивает получаемую информацию. Этот факт заслуживает внимания.

Более тревожными являются данные об эффективности официальной информации по экологической ситуации в городе.

Более трети всех респондентов вообще не знакомы с данной информацией, а каждый четвертый из тех, кто знаком - полностью ей не доверяет и 34% доверяют только частично. Подобное обстоятельство дел практически не изменилось за последние 3-4 года.

Исследования последних трех лет показали, что наиболее авторитетными источниками экологической информации москвичи считают газеты `Московский комсомолец`, `Вечерняя Москва`, `АИФ`, ряд телеканалов и передач радиостанций (ТВ центр, `Столица`, `Эхо Москвы` и др.)

В информированности жителей Москвы значительно большую роль могли бы играть различные экологические движения и партии, такие, как `зеленые`, `Гринпис` и др. Но их роль в реальной деятельности по решению экологических проблем пока чрезвычайно мала. Во многом это объясняется низким авторитетом этих организаций среди населения столицы.

По данным проведенных ранее опросов совсем не знают об этих движениях или дают их деятельности низкую оценку более 80% горожан. Только 15% считают, что экологические движения в столице играют достаточно большую роль в деле защиты окружающей среды.

2. В последнее время по телевидению шла специальная социальная реклама: экологическая программа Правительства Москвы. Проведенный в марте 2001 года опрос выявлял ее эффективность.

Большинство респондентов (58%) заявило, что видели ее, хотя и не все были абсолютно уверены в этом. Отчетливо помнят, что не видели подобную рекламу 42% опрошенных.

Несмотря на то, что значительная часть москвичей не видела рекламу экологической программы Правительства Москвы, большинство горожан (55%) считают, что в принципе подобная реклама нужна, и только 17% опрошенных не согласны с этим.

Дополнительный анализ (прежде всего беседы анкетеров с респондентами) показал, что люди не заметили рекламу вероятнее всего потому, что она не была достаточно яркая, привлекательная. Запоминается прежде всего реклама или с хорошим юмором, или эпатирующая, шоковая.

3. Впервые в проведенном исследовании анализировалось отношение москвичей к введению, где это возможно, образовательных и просветительных программ по проблемам экологии.

В целом большинство опрошенных высказало положительное отношение к этой идее.

Более всего поддержали москвичи предложение ввести подобные программы в учебных заведениях: школах, институтах и т.д. Только 9% опрошенных высказало свое несогласие с этим.

Так же много горожан (63%) `проголосовало` и за то, чтобы на телевидении и по радио регулярно проводились бы образовательные и просветительские программы по экологии, чтобы в газетах этому были бы посвящены постоянные рубрики. Значительно меньшее количество опрошенных считает полезным вести просветительскую работу через листовки, плакаты. В данном случае сказываются последствия негативного опыта подобной пропаганды в прошлом.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основные выводы, предложения, прогнозы, сделанные по результатам проведенного в марте 2001 года исследования, содержатся в аналитической записке. Здесь же дано только краткое изложение некоторых выводов.

1. Состояние окружающей среды в Москве в последние годы, по мнению большинства горожан, продолжает ухудшаться. Вместе с тем общее количество опрошенных, придерживающихся подобной точки зрения, неуклонно уменьшается на протяжении последних лет.

2. На протяжении последних пяти-семи лет практически не меняется перечень наиболее острых экологических проблем, более всего тревожащих население города. Это, прежде всего, плохое состояние атмосферного воздуха, загрязненность Москвы-реки и ее притоков, качество питьевой воды, антисанитарное состояние дворов и улиц.

Анализ показывает также, что за последние годы несколько уменьшилась тревога горожан по поводу зеленых насаждений, из года в год меньше беспокойства москвичей вызывает состояние дворов и улиц.

3. Мнение горожан по вопросу качества питьевой воды разделилось практически поровну: 43% опрошенных считают качество воды в целом нормальное и 40% - не очень хорошее. Особо следует отметить, что 13% оценивают `свою` воду как очень плохую. Столь разное отношение населения к качеству получаемой воды обусловливается в первую очередь местом проживания людей. Для конкретного выявления районов с плохим качеством воды требуется проведение дополнительного опроса.

4. Состояние окружающей среды в городе в значительной степени влияет на здоровье населения. Значительная часть москвичей - 42% опрошенных - убеждена в том, что состояние окружающей среды сильно подрывает их здоровье. Более всего горожане плохо переносят вредные примеси в воздухе. Каждый пятый опрошенный плохо себя чувствует в метро. Опрошенные указали на отрицательное влияние парковки машин возле жилых домов, грязи возле домов, в подъездах, уничтожение зеленых насаждений и др. В целом же почти 70% респондентов считают, что в городе они чувствуют себя значительно хуже, чем за городом.

Следует в то же время отметить, что за четыре прошедших года количество горожан, которые считают, что их здоровье сильно подрывает экология города, значительно - на 26% - уменьшилось.

5. Как показал сравнительный анализ данных, за прошедшие 5-7 лет мнение москвичей об основных причинах плохой экологии в городе практически не изменилось. Исследование 2001 года подтвердило, что главными причинами плохого состояния окружающей среды, как ответили опрошенные, остаются загрязнение от автотранспорта и вредные предприятия в городе. Москвичи считают, что грязь в городе во многом и по вине самих горожан, что население пассивно относятся к охране природы.

Такой фактор загрязнения окружающей среды столицы, как `невнимание властей города к проблемам экологии`, занимает предпоследнее место среди всех других факторов. Жители столицы считают также, что лучше стало обстоять дело и с наличием необходимых законов по проблемам экологии.

6. Москвичей особенно волнует проблема стоянки автомобилей. Абсолютное большинство опрошенных - более 70% - решительно настроено на то, чтобы строить подземные гаражи вне домов и вывести `ракушки` на пустыри подальше от жилых кварталов.

7. Автовладельцы в целом положительно относятся к предложению о том, чтобы установить нейтрализатор выхлопных газов. Можно сделать вывод о том, что большинство автовладельцев смогут заплатить за установку нейтрализатора от 300 до 500 рублей.

8. Положительно относятся москвичи к вопросу о том, чтобы ограничить въезд личного транспорта в центральную часть города. Большинство опрошенных москвичей - 70% - считают, что частично или полностью это надо сделать.

9. Еще более решительно горожане высказались за то, чтобы выделить на дорогах Москвы специальную полосу, предназначенную только для проезда городского транспорта. Только 12% высказались против этого.

10. Достаточно позитивно мнение москвичей о необходимости прокладки в городе дублеров Варшавского, Ленинградского, Можайского, Ярославского шоссе; 53% опрошенных поддерживают это решение городских властей при условии, если будут учтены экологические проблемы жизни горожан в находящихся рядом домах.

11. По мнению москвичей, основное решение транспортных проблем, способное улучшить экологическую обстановку в городе: 1-преимущественное развитие экологически чистого транспорта (троллейбус, трамвай, метро); 2- строительство Третьего транспортного кольца, дублеров основных магистралей; 3-решение проблемы стоянки автомобилей.

Строительство Третьего транспортного кольца, вызывавшего в свое время неоднозначное отношение, сегодня считается одним из основных путей решения как экологических, так и транспортных проблем города.

12. Большинство москвичей положительно оценивают деятельность Мэра города Ю. Лужкова по решению экологических проблем столицы. Более критично оценивается роль Правительства Москвы в этом отношении. Кроме того, все проводимые в разные годы исследования, дают практически одинаковые данные: 30-35% опрошенных оценивают как `плохую` работу коммунальных служб города.

13. За четыре прошедших года мало изменилось отношение москвичей к тому, в какой мере власти города учитывают общественное мнение при решении экологических проблем. Ответы опрашиваемых разделились практически поровну на три части: треть считает, что власти Москвы достаточно полно учитывают общественное мнение, треть - что практически не учитывают и треть затруднилась в ответе.

14. Опрос выявил мнение горожан по ряду конкретных предложений Московской городской Думы и Правительства Москвы.

Полное одобрение (`За` - 95%) получил закон по борьбе с шумом.

Менее единодушно высказались москвичи за предложение об организации раздельного сбора бытовых отходов. Поддерживают данное предложение 65% горожан, из них безоговорочно - 36%. В то же время каждый пятый опрошенный считает, что этого не надо делать, так как это доставит много хлопот для жильцов, осложнит освобождение от мусора.

Большинство горожан считают, что необходимо упорядочить содержание домашних животных: 70-72% опрошенных поддерживают решение о более строгой регистрации животных, об увеличении размера штрафов за нарушение правил их содержания, о сокращении численности бездомных собак и кошек. Особенно положительно москвичи отнеслись к предложению организовать специальные места для выгула собак - `За` - 90%.

Во многом отрицательно была оценена планируемая установка в квартирах счетчиков учета холодной и горячей воды. За прошедшие три года мнение москвичей хотя и изменилось в сторону поддержки подобного предложения, но не столь значительно: в 2001 году за это высказывается с различными оговорками 56% опрошенных (в 1998 г. - около 50%), против - 44% (в 1998 г. - 50%).

15. Все опросы показывают редкое постоянство мнения москвичей о наиболее важных мерах по улучшению экологической обстановки в столице. Большинство горожан считают, что в первую очередь необходимо строже штрафовать руководителей разных рангов, виновных в загрязнении окружающей среды, энергичнее бороться с автотранспортными загрязнениями, решительно закрывать экологически опасные предприятия.

16. За последние четыре года информированность москвичей об экологической обстановке в городе значительно возросла. Если в 1997 году только 2% опрошенных считали себя хорошо информированными по этим вопросам, то в 2001 году таких стало уже 20%. Соответственно число тех, кто считает себя плохо информированным, уменьшилось с 50 до 31%.

Основными источниками информации по экологическим проблемам для 40-43% москвичей являются третий канал телевидения (ТЦ) и общемосковские газеты (`МК`, `Вечерняя Москва` и другие). Значительно меньше опрошенных (24%) назвали подобным источником газеты административных округов и районов.

17. За последние годы отмечается положительная тенденция в отношении людей к экологической информации, растет степень доверия к ней. Исследования показали, что наиболее авторитетными источниками информации об экологической обстановке москвичи считают газеты `Московский комсомолец`, `Вечерняя Москва`, `АИФ`, ряд телеканалов и передач радиостанций (ТВ центр, `Столица`, `Эхо Москвы` и др.)

Тревожными являются данные об эффективности официальной экологической информации в городе. Более трети всех респондентов вообще не знакомы с данной информацией, каждый четвертый из тех, кто знаком - полностью ей не доверяет и 34% не доверяют частично.

Особо следует обратить внимание на такой важный, но очень слабо используемый источник информации, как специальные выпуски Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы.

Только за последние три года выпущены такие сборники, как `Население Москвы и проблемы экологии`, `Москвичи об экологических проблемах столицы`, `Экология столицы - сфера особого внимания Правительства Москвы`, `Москвичи об экологических и транспортных проблемах столицы` и другие. В них приводятся результаты социологических исследований общественного мнения по самым разнообразным вопросам охраны окружающей среды: какие экологические проблемы больше всего волнуют москвичей, их отношение к конкретным мероприятиям городских властей в области экологии, анализируются наиболее действенные, с точки зрения населения, меры по улучшению экологической ситуации в городе и т.д.

Эта важная информация оперативно и регулярно предоставляемая руководителям структурных подразделений, в том числе и профильных, к сожалению, слабо ими используется. Московские СМИ также недостаточно работают по доведению экологической информации до жителей столицы, заинтересованных в этих данных. Может быть, стоит готовить адаптированные тексты в виде брошюр для издания большими тиражами. Авторы-исследователи должны чаще выступать по каналам радио и телевидения, отвечая на вопросы и разъясняя политику городских властей.

Кстати, горожан интересует не только информация в целом по Москве, но и по отдельным районам, зонам повышенной опасности. Во время прошедших опросов звучали вопросы, требующие внимания всех заинтересованных организаций: `Где можно получить точную информацию об экологии в районе проживания?`; `Хорошо бы знать, в каких организациях Москвы можно получить информацию по экологии, чтобы при покупке квартиры учесть экологическую обстановку в конкретном районе`; `Одна из причин плохого состояния окружающей среды - экологическая неграмотность`; просили уточнить, когда планируется решение конкретных экологических проблем.

18. Почти 58% опрошенных заявили, что видели социальную рекламу - экологическую программу Правительства Москвы. Не видели ее 42%. Большинство горожан (55%) считают, что в принципе подобная реклама нужна, и только 17% не согласны с этим.

19. В целом большинство опрошенных высказали положительное отношение к предложению ввести, где это можно, образовательные и просветительские программы по проблемам экологии.

В основном москвичи считают, что это надо прежде всего сделать в учебных заведениях. Только 9% опрошенных высказали свое несогласие с этим. Много горожан (63%) за то, чтобы по телевидению и радио регулярно транслировались бы образовательные и просветительные программы по экологии, чтобы в газетах этому были бы посвящены постоянные рубрики. Значительно меньшее количество опрошенных считают полезным вести просветительскую работу через листовки, плакаты.

В.М.Соколов,
руководитель исследования,
директор Института социальных технологий, доктор
философских наук, профессор Российской академии
государственной службы при Президенте РФ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован