26 февраля 2007
2897

Мстислав Ростропович: `Надо помочь брошенным детям стать людьми`

Cегодня в Баку открывается грандиозный международный фестиваль, посвященный 100-летию Дмитрия Шостаковича. Инициатор фестиваля - Мстислав Ростропович. Программа фестиваля практически точно соответствует плану, который Шостакович написал в 1960-е годы для своего юбилейного вечера по просьбе Ростроповича.

На фестивале прозвучат Первая и Десятая симфонии, Концерт No 1 для скрипки с оркестром, арии и симфонические фрагменты из оперы "Леди Макбет Мценского уезда". Солисты - знаменитый скрипач Виктор Третьяков и молодая солистка Национальной оперы Украины, певица Оксана Дыка.

В рамках фестиваля пройдут симфонические вечера с участием Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Гаджибекова, концерты камерной музыки в исполнении квартетов им. Бородина и им. Шостаковича, конференции с участием ведущих российских и азербайджанских музыковедов, показ документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству великого композитора. Одним из главных участников фестиваля станет Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Ростроповича.

Накануне своего вылета в Баку Мстислав Леопольдович уделил внимание корреспонденту "Газеты" Ярославу Седову.

- Мстислав Леопольдович, почему для открытия столь важного фестиваля вы выбрали именно Госоркестр?

- Понимаете, есть такие интуитивные тяги. Вот потянуло меня к этому оркестру. Замечательно репетируем, оркестр в хорошей форме. Я с ним встречался раньше в Мадриде, мы исполняли балет "Ромео и Джульетта" с Литовским театром. Там оркестр сидел посреди сцены, позади него был второй этаж, а по бокам - лестницы на площадку перед оркестром. Все действие, которое происходит в комнатах, шло над оркестром, а то, что на площади, - на переднем плане ниже оркестра. В финале, когда Джульетта умирает, увидев мертвого Ромео, у Прокофьева звучит музыка будто из другого мира. И мы так отрепетировали это место, что оркестр играл сам, а я выходил из-за пульта, спускался к Ромео и Джульетте, вставал на колени и соединял их руки. Это производило огромное впечатление. Устанавливалась гробовая тишина, а потом начинались овации.

- Будет ли фестиваль в Баку регулярным?

- Нет. Я пробуду в Баку до 28 февраля, потом возвращаюсь в Москву, а 1 марта улетаю в Рим и там продолжаю фестиваль Шостаковича. Будет 5 концертов его музыки с оркестром "Санта-Чечилия". Потом концерт в Мадриде, а потом в США очень большой фестиваль в Сан-Франциско, в Вашингтоне и Нью-Йорке в Линкольн-центре.

- Есть ли у вас планы новых театральных постановок?

- Нет, я от всего отказался. Свои любимые произведения - оперу "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича и балет "Ромео и Джульетта" Прокофьева - я уже ставил много раз. А сейчас у меня знаете сколько дел, связанных с моими фондами, с поддержкой молодых музыкантов, с помощью больным детям? Я вам и сотой доли не перечислю! Я очень рад, что мне удалось устроить очень хорошую вещь для России: разработчик вакцины против краснухи отдал эту вакцину в Россию практически бесплатно.

Недавно в Саратове я был на мероприятиях, посвященных 10-летию со дня смерти владыки Пимена, поехал в больницу и увидел там шестилетнего мальчика в стеклянной комнате, у него СПИД. Глаза его - это передать невозможно. Я позвонил Геннадию Онищенко, это мой друг. Он сказал, что под Петербургом есть учреждение, где лечат таких детей. И этого мальчишку туда перевезли. Неделю назад я его навестил. Ему лучше, но вот что страшно: там дети, брошенные родителями. И мы с главным врачом, чудесным человеком, сейчас разрабатываем проект, чтобы помочь этим детям стать людьми.

А позавчера я вернулся из Вильнюса, там мой фонд поддерживает не только детей-музыкантов, но и физиков, математиков. Там были концерты стипендиатов моего фонда в Вильнюсе и Каунасе - грандиозное впечатление! Я выходил на сцену, благодарил людей, которые дают деньги на это.

- Вы проводите множество акций, в которых музыкальные события приобретают общественно-политическое значение. Какие из последних были самыми впечатляющими для вас?

- "Военный реквием" Бриттена. Мы исполнили его в Германии, на бывшей фабрике, где выпускали снаряды "Фау-2", которыми бомбили Лондон. Хор наполовину состоял из немцев, наполовину из англичан. Было невероятно трогательно. Это абсолютно гениальное сочинение. Там есть тема, основанная на пяти нотах. Меня как-то Шостакович спросил: "Слава, вот как вы думаете, я завидую какому-нибудь композитору?" Я удивился, ответил, что, по-моему, нет резона кому бы то ни было завидовать. А он подошел к роялю, сыграл эти 5 нот и сказал: "Как я завидую, что это пришло в голову Бену, а не мне!"

19.02.2006 / Ярослав Седов
Материал опубликован в "Газете" No28 от 20.02.2006г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован