Эксклюзив
06 марта 2013
14299

Муниципальные программы: разработка и принятие

Навстречу съезду муниципальных образований России

Об определении муниципальная целевая программа.
В настоящее время понятия "Муниципальная целевая программа", можно сказать, не сложись.
В некоторых источниках это понятие увязывается с определением государственной программы, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", представляет собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Примерно в таком в изложении понятие муниципальной целевой программы можно встретить на страницах печати.
Представляется, что прямое копирование этого понятия применительно к местному самоуправлению является некорректным по нескольким причинам.
Во-первых, муниципальная программа должна обсуждаться местным сообществом и она не может быть инструментом органов местного самоуправления по решению задач муниципального образования. Считаю, что муниципальные целевые программы необходимо выносить для обсуждения на публичные слушания.
Во-вторых, есть вопросы и к ключевым положениям определения государственной программы. Государственная программа толкуется как система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики... В приведенном определении нет главного: а какими методами будут достигнуты цели и решены задачи программы?
Известно, что главным ресурсом программы являются финансы. При таком понимании программы они, безусловно, будут освоены. В этом российские чиновники преуспели, да вот только результатов зачастую народ не видит.
В-третьих, отсутствуют в понятии государственной программы результаты, которые предстоит достичь. Почему-то результаты заменены на приоритеты и цели государственной политики. Третий пункт даже не хочется комментировать.
В четвертых, а как же и кто будет управлять программой?
В целом же можно заключить, что каково определение и понимание содержания государственной программы, таков и результат.
С учетом сказанного муниципальной программой предлагается считать согласованный по задачам, методам решения, срокам и ожидаемым результатам комплекс управленческих, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблемных вопросов развития муниципального образования.
О типах муниципальных программ
Муниципальные целевые программы должны приниматься в рамках полномочий муниципальных образований, определенных 131-ФЗ. Они должны быть направлены на решение задач развития муниципального образования.
Муниципальные программы могут быть текущими (годовыми) и перспективными, рассчитанными на два-три года.
Программы могут быть общемуниципальными и отраслевыми.

О структуре муниципальных программ

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
1. Общие положения:
- описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа,
- цели и задачи программы,
- сроки и этапы реализации программы,
- ожидаемые результаты программы,
- правовое действие программы.
2. Основные понятия.
3. Порядок (последовательность) выполнения муниципальной программы с описанием системы (этапов и содержания) проводимых программных мероприятий:
- оценка состояния вопроса по этапам программы,
- описание этапов выполнения программы с указанием целей, задач и методов их достижения, а также ожидаемых результатов и сроков исполнения
- оценка социально-экономической и экологической эффективности программы.
4. Управление программой:
- права и обязанности главы муниципального образования,
- права и обязанности представительного органа власти,
- права и обязанности администрации муниципального образования.
5. Организационно-правовой механизм решения программы:
- вопросы, решаемые администрацией муниципального образования,
- вопросы, решаемые специально создаваемыми муниципальными учреждениями и организациями на срок выполнения программы,
- закупки товаров, работ и услуг.
6. Финансовое и ресурсное обеспечение выполнения программы:
- средства федерального и регионального бюджетов в виде субсидий;
- средства местного бюджета;
- средства российского Банка реконструкции и развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
- другие внебюджетные источники финансирования.
7. Закрепление муниципальной программы для выполнения за структурным подразделением (должностным лицом) администрации муниципального образования.
- структурное подразделение или должностное лицо администрации, ответственное за выполнение программы,
- отчетность за выполнение программы по этапам, срокам и за выполнение программы в целом.
8. Внесение муниципальной программы в реестр расходных обязательств:
- раздел и подраздел бюджетной классификации в реестре расходных обязательств муниципального образования.
9. Вступление в силу муниципальной программы. Внесение изменений и дополнений.
Возможные направления разработки муниципальных программ
Можно выделить несколько наиболее характерных направлений, по которым целесообразно разрабатывать муниципальные программы.
Первым и наиболее важным из таких направлений является совершенствование системы управления муниципальным образованием. Здесь имеется в виду, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих, автоматизация и компьютеризация управленческих процессов и предоставления электронных услуг населению муниципального образования.
Наиболее остро в настоящее время стоят социальные вопросы. Такими программами могут быть: строительство и техническое переоснащение объектов образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д., создание условий для индивидуального жилищного строительства.
Много проблем в ЖКХ, дорожном строительстве, транспорте, энергосберегающих технологиях.
Не оказывается содействие техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования.
Представляется, что необходимо повернуться лицом к проблемам современной семьи. К сожалению, институт семьи практически забыт на муниципальном уровне. А это содействие развитию семейного предпринимательства в виде фермерских хозяйств, предприятий сервиса, торговли и общественного питания. Семья, а не человек с его правами, является первичной потребительской и производственной структурой современной экономики. Для реализации задач содействия развитию семейного предпринимательства необходимо открывать программы содействия индивидуальному жилищному строительству, чтобы семья могла открыть свое дело на дому. Это же позволит значительно снизить проблемы ЖКХ.
Управление муниципальной программой
Эффективное управление муниципальной программой является залогом ее успешного выполнения.
Управление начинается с момента инициализации программы. Важно чтобы инициатором программы выступило население муниципального образования. Известно, что у муниципальных образований постоянно недостает собственных сил и средств. Не финансируются в полном объеме даже текущие расходы. Если же инициатором программы выступил население, то глава муниципального образования и представительный орган власти получат дополнительный ресурс для обращения в вышестоящие органы власти для содействия в финансировании.
Важно определить, какое структурное подразделение будет отвечать за реализацию целевой программы, и как будут отслеживаться этапы ее выполнения.
По мере завершения каждого из этапов и программы в целом ответственный за выполнение программы орган представляет доклад о количественных и качественных результатах ее выполнения с обязательной оценкой программы населением муниципального образования.
В докладе должны быть отражены механизмы реализации программы, использование финансовых средств (бюджетных и внебюджетных источников финансирования), обеспечение конкуренции, гласности и открытости при закупках товаров, работ и услуг.
Должна быть дана оценка эффективности результатов реализации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики.
Гласность программы обеспечивается размещением в средствах массовой информации текста программы и информации о ее реализации.
Увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целевых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития муниципальных образований.
Сведения о выполнении программы по итогам финансового года должны вноситься в доклад главы администрации муниципального образования представительному органу власти и выноситься на публичные слушания.

Профессор Чернышов Михаил Михайлович
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован