Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути не только не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Более того, связка ЕАЭС – ЭПШП с высокой степенью вероятности может стать стимулом к расширению Евразийского экономического союза, поскольку будет усиливать позиции стран-участниц относительно даже самых мощных внешних партнеров.
Таковы концептуальные выводы Аналитического доклада «К великому океану - 3», который на днях в Москве был представлен Международным дискуссионным клубом «Валдай».
Исследование, осуществленное ведущими российскими экспертами в сотрудничестве с казахстанскими и китайскими коллегами – это попытка теоретического осмысления перспектив, в том числе и долгосрочных, курса на стыковку Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, заявленного на состоявшейся 8 мая в Москве встрече президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Констатируя важность встречи лидеров двух государств, авторы доклада подчеркивают: ее итоги следует рассматривать не как проект российско-китайского сотрудничества, но как проект, становления Евразии в качестве самостоятельного, активно действующего и обладающего собственным лицом субъекта мировой политики и экономики, учитывающий потенциал синергии всех государств региона.
«Решения, которые были приняты в Москве на майской встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина – первые конкретные инициативы, всецело учитывающие стратегические интересы и Казахстана, и других государств региона», - заявил во время презентации доклада директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев.
Проекты Экономического пояса Шелкового пути обеспечат приток инвестиций в экономики государств-участников Евразийского экономического союза. Не только в транспортную инфраструктуру, но и в производственный потенциал. В долгосрочной перспективе это может стать залогом роста других отраслей экономики.
«Вокруг транспортной инфраструктуры будут активно развиваться сопутствующие отрасли, терминалы по погрузке-разгрузке грузов, депо, центры обслуживания транзита, сервисные предприятия. То есть для региона Центральной Азии столь масштабный проект потенциально означает создание новых рабочих мест, улучшение экономической ситуации, снижение социальной напряженности и усиление политической стабильности», - уверен вице-президент по инвестициям и развитию, член правления ОАО «ДВМП» (Транспортная Группа «ФЕСКО») Константин Кузовков.
И, к слову, адекватно оценивая перечисленные бонусы, многие государства уже сегодня учитывают «фактор Экономического пояса» в национальных программах развития. В частности, объявленная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Стратегия новой экономической политики «Нурлы Жол» в значительной степени базируется на планах по развитию ЭПШП. Более того, республика заявила о готовности инвестировать в развитие инфраструктуры на своей территории около 4 млрд. долларов.
«Для нас вопрос участия в проекте Экономического пояса очень актуален. Раньше мы все решали в рамках развития национальных программ. У Китая был свой масштабный проект развития западных территорий, у нас в Казахстане – свои проекты, аналогично – у других партнеров. Но китайская идея легла на очень благодатную почву: когда в 2013 году в Астане Си Цзиньпин объявил о запуске ЭПШП, мы уже имели работающий Таможенный союз и были готовы к координации усилий в сотрудничестве с Китаем. В этом смысле подписанные в Москве соглашения очень важны. Они простираются не в формате двусторонних отношений, у нас уже есть ЕАЭС, и это наше стратегическое преимущество, - говорит директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации Султан Акимбеков. – Мы в Казахстане прекрасно понимаем, что наши границы с Китаем – это точка входа в Евразийский экономический союз. То есть это не локальный вопрос, но вопрос регионального развития, геополитический. Сырьевые ресурсы когда-то заканчиваются, а торговые пути и страны, которые на них расположены, процветают. Это вечный исторический приоритет. Однако сегодня мы ведем речь не просто о развитии транзитных путей, но о насыщении новым смыслом проектов, которые обеспечат прорыв в экономическом развитии».
В свою очередь китайская сторона также констатирует выгоды от единого таможенного и тарифного пространства евразийского проекта. Их отметил китайский эксперт – заместитель руководителя Центра изучения России Школы международных и региональных исследований Восточно-китайского университета Ян Чэн.
«Для Китая выгодно создание ЕАЭС, поскольку все государства-участники теперь имеют одинаковые понятия о регулировании и управлении экспортно-импортными операциями. Благодаря ЕАЭС между Китаем и Европейским союзом, по сути, осталась только одна таможенная граница», - отметил Ян Чэн.
С позиций государств, на территории которых будут реализовываться масштабные инвестиционные проекты ЭПШП, членство в ЕАЭС позволит более эффективно обеспечивать их интересы не напрямую, а через общесоюзное регулирование. Но главное, что в условиях неизбежного и во многом желательного экономического продвижения Китая в Центральную Азию Евразийский экономический союз будет выступать институциональным инструментом защиты национальных рынков при сохранении их инвестиционной привлекательности.
При этом, считают ученые, необходимо усилить взаимодействие стран ЕАЭС по гармонизации регулирования внешней торговли, правил реализации инфраструктурных проектов, регулирования рынков труда и капиталов, развития экологического законодательства. Это позволит исключить для китайской стороны соблазн сотрудничать с государствами-членами ЕАЭС на сугубо двусторонней основе и осознать целесообразность взаимодействия с интеграционным объединением в целом: «Для этого необходима оперативная выработка единой повестки ЕАЭС в отношениях с Китаем, создание постоянной площадки диалога КНР – ЕАЭС», - отмечается в докладе.
По мнению экспертов, повестка такого диалога не должна ограничиваться сугубо экономическими вопросами. Обязательными для включения в нее видятся аспекты, связанные с общими трансграничными и внерегиональными вызовами, такими, как: волатильность на рынке углеводородов, санкции как феномен новой политико-экономической реальности, наркотрафик, ухудшение ситуации в Афганистане и активизация деятельности ИГИЛ, иные угрозы. Здесь Россия, Казахстан, Китай и иные государства-участники ЭПШП могли бы опираться на механизмы ОДКБ и ШОС, усиливая кооперацию по противодействию внутренним и внешним вызовам.
В итоге, отмечают авторы доклада, Центральная Евразия, а затем и большая Евразия должны стать примером «игры с положительной суммой для всех, примером доминирования сотрудничества над соперничеством». Более того, по их мнению, налаживание подобной зоны сотрудничества в перспективе может привести к другому логическому проекту – созданию большого Евразийского сообщества (или даже союза) сотрудничества, устойчивого развития и безопасности, открытого не только на Восток, но и на Запад.
Проект стоит поставить на повестку дня уже в ближайшее время, считают авторы доклада.