Н.Д. Уткин: «Алексей Васильевич был человеком обязательным. Во всех городских мероприятиях он как руководитель завода принимал и личное участие.

Об Алексее Васильевиче Николаеве был наслышан со времени его работы директором Димитровградского автоагрегатного завода, как о человеке высокого интеллекта и масштабного мышления. А первые деловые контакты с ним у меня начались в период строительства Дворца культуры и техники в Автозаводском районе города. Тогда он был руководителем штаба стройки от ВАЗа, а я – заведующим отделом строительства и городского хозяйства горкома партии.
Main %d0%a2%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%8f%d1%82%d1%82%d0%b8 %d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4

       Дворец культуры и техники (ДКиТ) ВАЗа длительное время, как и многие другие объекты культурного и спортивного назначения в стране был приостановлен со строительством (под ключ). Продолжение его возведения было одним из первых по стране. Руководителем его достройки был назначен первый заместитель генерального директора ВАЗа Николаев. Алексей Васильевич, несмотря на громадную загруженность непосредственно по заводу,  еженедельно проводил заседания штаба по ДКиТ, и я не помню случая, чтобы заседания не состоялись. Во время заседаний возникало множество вопросов. Генеральным подрядчиком был «АвтоВАЗ-ремстроймонтаж», которым руководил Алексей Васильевич Дробышев. Запомнилась въедливость вопросов руководителя штаба Николаева и отдельные его высказывания   в адрес Дробышева, когда тот отрицательно качал головой по случаю невыполнения задания: «Ты сильно не качай головой, а то отвалится». Много не только новых идей, но и предложения по изменению отдельных конструктивов вносил Виноград Семен Михайлович, как главный архитектор стройки. Так он доложил на одном из заседаний, что оркестровая яма в ДКиТ сделана меньше, чем необходимо под большой симфонический оркестр. Алексей Васильевич Николаев тут же согласился с предложением по сокращению посадочных мест первых двух рядов ради возможности размещения симфонического оркестра. Без промедления, на производствах по поручению Николаева изготавливались необходимые изделия для крепления подвесных потолков, электрики (в космических картинах), сантехники и другой атрибутики. На мой взгляд, только благодаря непосредственному оперативному вмешательству Николаева ДКиТ открыт был в установленные сроки.

        В бытность Алексея Васильевича Николаева генеральным директором ВАЗа достаточно много вопросов приходилось решать мне с ним по городу по общегородским проблемам и соцкультбыту. Привожу лишь отдельные примеры. Николаев был очень ответственным и понимающим человеком и в сложных случаях, я как глава  города, не стеснялся беспокоить его даже глубокой ночью. Так при возгорании леса за поселком Фёдоровка вдоль железной дороги я, поднимая противопожарные силы, как лесхоза, так и городские, обнаружил отсутствие у них необходимого запаса топлива для ликвидации чрезвычайной ситуации. Вот тогда я срочно связался во внерабочее время с Николаевым, который дал команду заправить пожарные машины из заводских запасов.

         Были и другие, как бы несвойственные для ВАЗа и Николаева вопросы. Так мы обсуждали участие наших хоккеистов в шефстве над дворовыми площадками. Во встрече участвовали как хоккеисты, так и тренер Геннадий Федорович Цыгунов. Однако настойчивости и контроля со стороны руководителей хоккейной команды хватило лишь на короткий период. Шефство через несколько месяцев прекратилось. Алексей Васильевич единомышленников ценил, хотя иной раз и обманывался в них…

       По инициативе Николаева и предложению отдельных предпринимателей обсуждался вопрос создания в городе центра сосудистой хирургии в рамках государственного и частного партнёрства. Зачем отправлять людей за рубеж лечиться, когда можно создать подобный центр в городе с привлечением иностранных специалистов. К сожалению, сразу задумка не состоялась, но спустя ряд лет мне удалось решить данный вопрос. Идея  Николаева воплотилась в жизнь.

         Алексей Васильевич был человеком обязательным. Во всех городских мероприятиях он как руководитель завода принимал и личное участие. Когда не мог (по объективным обстоятельствам), всегда сообщал и обговаривал,  кто будет представлять ВАЗ.  Так по вопросам техническим (в частности по сетям, очистным сооружениям) он предлагал в то время соучастие Пушкова Анатолия Николаевича или  Гильбуха Аркадия Яковлевича, с которым  мы могли и хорошо поспорить, но обязательно найти решение.

        Однажды у нас произошли разногласия с Сахаровым Константином Григорьевичем. Вроде бы и причин не было. Просто, мне показалось, что он не любит возражений. Заметил эти наши разногласия и Николаев. И на одной из встреч начал нас ненавязчиво мирить. Даже предложил в конце заседания выпить мировую…

       Возник вопрос и по незаконченному строительству мусороперерабатывающего завода. В этом случае нашелся инициатор его достройки  Владимир Иванович Беляков –  руководитель «АвтоВАЗтранса». Любимая фраза Белякова: «Есть идея!». Она означала всегда одно и тоже: «Будем делать то, чего пока нет». Алексей Васильевич Николаев, приезжая на завод, с юмором говорил, обращаясь к Белякову: «Что сумел натворить – показывай, раз делать тебе нечего».

       Была создана инициативная команда во главе с Дегтяревым Сергеем Николаевичем, которая оперативно внедряла новые дополнения к проектным технологиям, привлекая к этому иностранных специалистов. К сожалению, новые руководители города позволили закрыть завод и разогнать инициативную технологическую команду

       Было ещё несколько идей, с которыми приходил Беляков ко мне. Он предлагал построить, например, автогоночную трассу вдоль Волги в прибрежном парке, заручившись поддержкой Поликарпова Станислава Петровича, бывшего заместителя Виктора Николаевича Полякова, работающего в то время начальником главного управления капстроительства Министерства автомобильной промышленности. Алексей Васильевич Николаев приглашал нас для обсуждения вопроса на инициируемое Беляковым место, где и было принято решение о нецелесообразности  размещения трассы Формулы 1 на данной территории вдоль пляжей Автограда.

       Возник, например, еще один спорный вопрос, в котором Алексей Васильевич был не моим сторонником. Это вопрос размещения по проекту Рукавишникова памятника Святому Николаю Чудотворцу и обустройство  площади в Центральном районе города. Свой вариант отстаивал Сергей Федорович Жилкин. Расхождения были  не простые, принципиальные. Я был против размещения памятника Святому Николаю в обвалке с двух сторон и каналов по всей Центральной площади, начиная от часовни. Площадь теряла свой смысл, как публичная. Церкви и часовни в России не окружали на суши водными каналами. Небезопасно было и для детей. Они бы с грунтовой обвалки устроили в зимнее время катания как с горки... Мне удалось отстоять свои позиции, но Алексей Васильевич не затаил никаких обид на меня от подобных разногласий. При обсуждении кандидатуры на пост мэра на заседании Совета директоров он поддержал мою кандидатуру.

        Еще один любопытный момент приведу. Когда на Животноводческой ферме, построенной при участии мэрии и ВАЗа, освоили производство сыра, возник вопрос: «Какое имя дать сыру?» Решили назвать сыр «Николаевский». Исходя из наличия этого имени в фамилии, именах, отчестве ответственных участников создания фермы и производства сыра: Николаев Алексей Васильевич, Добындо Михаил Николаевич, Уткин Николай Дмитриевич, Туманов Николай Александрович.

      Сыр «Николаевский» до сих пор производится и пользуется спросом у жителей Автограда и не только.

Николай Дмитриевич Уткин. Мер г.Тольятти в периоды (1992-1994 г.г.), (2000-2007 г.г.).

Глава из книги, готовящейся к изданию из серии "История АВТОВАЗа в лицах", под редакцией В.Арцыкова.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован