30 мая 2002
107

На небо без костылей

`Вербалисты с подозрением относятся ко всему невербальному, рационалисты боятся нерационального факта. Интеллектуалы чувствуют, что `воспринимаемое глазами` в сущности чуждо их природе` - но необходимо, чтобы видение истинного не ошеломило неподготовленного`

Олдос Хаксли, `Врата восприятия`


Как часто нам кажется, что мир, в котором мы привыкли жить, становится вдруг чуждым, пугающим и отторгающим нас что есть силы. Зеркало, в которое мы смотрелись каждый день, не в состоянии выдержать наше изображение. Оно срывается со стены и разбивается на тысячи осколков, покрывая собой все жизненное пространство маленькими частичками наших рук, лиц, кусочками старой мебели и серого неба за окном, изредка разбрасывая солнечные зайчики по стенам.
В этот день кто-то идет к священнику, кто-то к колдуну, а кто-то к стекольщику в надежде, что тот склеит его жизнь, кто-то берет новое зеркало чтобы найти изменения в лице, а кто-то бежит прочь из дома.
Веер виртуальных пространств то расправляет свои крылья тысячами путей, то собирает их снова для нового взмаха. Для многих ключом от таинственной виртуальной двери с надписью `ВХОД` становятся наркотики.
Удивительная наука эта химия. А растениеводство - еще интереснее. Посмотрели бы учителя на своих подопечных в их химических `лабораториях` и на опытных плантациях. Поспрошали бы их про морфины, диоины, фетамины и пр. героины - узнали бы много нового. Однако эти `лабораторные` двери ведут в Королевство Кривых зеркал, потому что существует огромная разница между наркотическими и психоделическими препаратами. И не каждый преподаватель, которого мы встречаем на Пути, объяснит нам, что именно психоделики позволяют работать с внутренним миром и складывать удивительную мозаику из осколков разбитого стекла больших и маленьких причуд нашей жизни. Вместе с кусочками смальты огромной Вселенной мы в состоянии укладывать удивительные орнаменты Бытия, каждый из которых - абсолютная истина, реальная, имеющая право быть и называться `жизнь`. И что именно наркотики вызывают лжепророков, говорящих с нами на чужом языке и о чужой жизни. Что именно наркотики являют нам сладкоголосых Сирен, зовущих в бездну.

Осколок 1

Я корчусь на паласе в квартире старинного приятеля, не в силах разогнуться и догнать уплывающий диван. Уж кому-кому, а мне-то соваться в эксперименты с травой не имело никакого смысла. Да и подумаешь - обыкновенная конопля. Через несколько часов (или минут) края паласа перестанут стремительно вырываться из моих пальцев, меня все-таки переложат на кровать, и лампочка у моей головы перестанет мигать, как милицейский сигнал.
Но пока! Боже, какая же я дура! Ведь до сих пор думаешь, что предлагаемое кем-то или чем-то может оказаться более интересным и удивительным, нежели то, что я могу сделать для себя сама. И передать штурвал в руки неизведанного - эдак по-женски и весьма пикантно.
Вот и расплачивайся теперь процессом, который не в состоянии ни остановить, ни изменить, а ведь говорили тебе добрые люди... Тьфу! И еще постоянно возникающее в голове лицо этого `сталкера` - тоже мне умник! Ну что мне сейчас-то делать?

Потребность отдохнуть от ежечасно надвигающегося Эго возникает постоянно. Мы с детства воспитывались `яркими индивидуальностями` или `тихими середнячками`, но каждый - в строго отведенной ячейке и конкретным расписанием появления в мир с песенкой типа `ку-ку` под бой курантов. А как хотелось быть кискою или птичкою, бабочкой или зайчиком, незабудкою, одуванчиком, веточкой бамбука или хотя бы фиговым листочком!
Удивительно, но схожие с нашими проблемы были и у наших далеких очень и не совсем далеких предков. Разница лишь в том, что задачи решались в порядке их поступления, оперативно и квалифицированно. Психотерапия была на высоте. Руководство по применению всевозможных мухоморов, верблюжьих колючек и всякой другой психоделической `аптеки` прилагалось если не к каждому экземпляру вышеназванного препарата, то к голове каждого шамана, ведуна иди просто доброй старушки лет 300 отроду - непременно.
Особо тяжелые или привилегированные пациенты подвергались воздействию психоделических препаратов особой рецептуры. Те, что попроще - закидывались корешками и бутончиками повсеместного произрастания (преимущественно с собственного приусадебного участка). А остальная часть древнего населения (здесь, мой друг, подними ушки на макушку!) проходила профилактические сеансы психотерапии в виде танцев под тамтамы, хороводов до упаду, проведения психоделических обрядов типа `Похороны Мруна`, встреч и проводов какого-либо времени года или небесного светила. Теперь такие обряды называют танато-, тантро-, телесноориентированно - или еще какой-нибудь терапией. А еще народец ушлый и психоделически подкованный умел разговаривать и петь нормальным человеческим голосом, что тоже прочищает мозги и освежает восприятие. (Если уважаемый ЧИТАТЕЛЬ думает, что и он умеет петь нормальным голосом, - пусть пробует это до тех пор, пока звук не начнет выходить из низа живота через расслабленное горло; а звучание его голоса приблизится к звучанию голосов ансамбля Покровского).
Однако ж проблемы на сегодняшний день становятся все круче, а вот инструкции по эксплуатации психоделиков появляются не часто и не повсеместно.

Осколок 2

Кухня. 6 метров. Черемушки. В углу сидит Гоша. Классный такой, добрый. И глаза такие умные-умные и спокойные, только вот в красную сеточку. Мечтательно так затягивается. И Света совсем не против. Алкоголь дает дурноту и агрессию. Ганджа - благородство и покой в доме.
- Не понимаешь ты, Наташка, - пытается вразумить меня Гоша, - что человеку, который закинулся кислотой, не интересно знать, куда и зачем он идет. Он движется за кайфом, а как и где он его найдет - его не интересует.
- Конечно, бывает страшно от тех ситуаций и ощущений, в которые сваливаешься. На то и существуют всякие там Американские горки.
- Осознание? Да ты пойди в ночной клуб и попробуй там предлагать книжки по философии и религии, шаманские и кастанедовские прибамбасы. Кому это нужно? Люди пришли просто оттянуться. И осознавать, что с ними происходит, они начнут завтра, когда нужно будет думать о том, чем детей кормить.
Умные люди (а именно С.Гроф, Т.Маккена, Д. Лилли и др. - на Западе, В.Майков - в России, и ваша покорная слуга со своими боевыми друзьями, спешащие к ним присоединиться) утверждают, что в ходе психоделического сеанса (а именно так называется Ваше самоисследование с помощью препаратов ЛСД-25, псилоцибин, сульфамескалин, дипропилтритамин, гидрохлорид кетамина, `Экстаз`, `Адам` и пр.). Так вот, в ходе психоделического сеанса человек проходит различные области бессознательного. А именно: воспоминания раннего детства, процесса рождения и эмбрионального развития, момента зачатия (не путать себя с собственными детьми), уровни смерти и возрождения, опыт предыдущих воплощений, а также общечеловеческие переживания, называемые коллективными бессознательными. Следует отметить, что чувства, эмоции и видения, возникающие во время психоделического сеанса, не следует относить к галлюцинациям или наркотическим иллюзиям.
Процедура психоделической терапии у нынешних профессионалов этого дела состоит из 3 этапов:
Картина 1. - Подготовительный период, в течение которого специалист выясняет особенности эмоциональных или физических напрягов своего подопечного. Беседа доверительная, продолжительная и жутко трогательная. Клиент посвящается в святая святых предстоящего путешествия, получает путеводитель, компас и `сухой паек`.
Картина 2. - Сам процесс. Обстановка - максимально комфортная. Музыка - громкая и специально подобранная для данного мероприятия. Задача следопыта - полностью отдаться потоку и принять все испытания, приходящие на его голову. Задача ситтера - обеспечить безопасность клиента и всевозможную помощь (в виде некоторого воздействия на физическое тело клиента, подачи носового платка или полиэтиленового пакета - во время). Оптимальная поза для путешествия - лежа или полусидя. Разговоры во время процесса должны быть сведены к минимуму, дабы не отвлекать от переживаний. Сутью же процедуры является осознание происходящего, тщательное осмысление пущей пользы для.
Картина 3. - Завершающая. `Крыша`, `башня` либо измененное состояние сознания становятся как бы обычными. Окружающий мир принимает формы, характерные оному. И стремительная кисть творчески окрыленного путешественника пишет удивительные картины, очерченные окружностью мандалы.
Психотерапевтический эффект работы с травками, муравками и их химическими побратимами давал настолько сильное психосоматическое здоровье гражданам, что с середины 50-х гг. власть имущие смекнули, что добром для них это не кончится. И работы в области исследования психоделиков были запрещены и отданы под эгиду спецслужб. `Мозговой контроль` и `Мозговой контроль-ультра` являлись новым детищем ранее - романтических забав просветленных личностей, а теперь - программами ЦРУ. ЧК, как известно, не дремлет, и день за днем из стен лабораторий расползались Псилоцибины, ЛСД, Мескалины и всевозможные `Экстазы` с той лишь разницей, что с репутацией не психоделиков, а легких наркотиков препараты выползали, а способы работы с ними оставались секретными документами. И это было выгодно. Потому что сажать цветы каждый просветленный может, а вот делать ракеты - попробуй его заставь.

После долгих дней
Призывания духа колибри
Он, наконец, пришел ко мне.
Ослепленный, я наблюдал его танец.
И не чувствовал,
Как он вошел в мое горло
И отнял мой язык.

Чтобы излечить больного от тяжелого недуга, шаман принимал волшебный порошок, пел и танцевал, чтобы привлечь к себе духов. Духи поселялись в груди шамана и будили духов, спящих в груди больного. Тогда больной выздоравливал.
Чтобы стать бесстрашным воином и победить своего врага, человек принимал волшебный порошок и путь его озарялся светом.
Каждый мужчина племени по необходимости или в праздник принимал волшебный порошок. Путешествие каждого из них было удивительным и опасным, но самого солнца, ослепляющего своим светом, обжигающего своим светом, мог достичь только старый шаман.
А еще у людей есть бубны, натянутая кожа которых так упруга и звонка, что часто позволяет прикасаться к своей поверхности словно к сердцу, издающему такие же удары.
А еще у человека есть варганы. Их голоса вырываются из самой середины твоего горла, и вырастают из самой середины твоего сердца, и прорываются через самую середину твоей макушки в самую середину Вселенной.
А еще у человека есть ступни. Сильные и гибкие дуги, способные отталкивать его от земли так часто и так высоко, как долго он этого хочет.
А еще у человека есть другие человеки, которые умеют толкать его барабанные перепонки вглубь головы до тех пор, пока они не вытеснят его мозг из его головы, оставив место для Истины.
А еще у человека есть Ничто, которое заполняет его без спроса.
А еще у человека есть Дыхание. Жаркое и душное. Ледяное и звонкое, частое и редкое. `Свободное` и `Холотропное`.
`Нет худа без добра,` - гласит народная психоделическая пословица. И впрямь, когда работа с психоделиками была запрещена, шустрый народец сразу сочинил новый способ изменять состояние сознания. А именно - дышать.
`Все гениальное - просто,` - гласит другая пословица. И способ дыхания без пауз между вдохом и выдохом более часто и глубоко, нежели обычно, стал сдвигать, а именно расширять, сознание ничуть не менее качественно, чем препараты. (Любопытный читатель может посмотреть на своего спящего детеныша и с удивлением обнаружит, что этот маленький человечек уже научен дышать природой в системе `холотроп`). Заметная разница между приемом психоделиков и проведением сессии холотропного дыхания заключается лишь в том, что `дышащий` человек всегда в состоянии регулировать свой процесс интенсивностью дыхания. И это замечательно, если уровень его бессознательного предстает пред ним душераздирающим людоедом, которого можно `проскочить` на поверхностном дыхании и поработать, например, с материалом более подходящим для вашего сегодняшнего настроения. Чего, к сожалению, не сделаешь в процессе с психоделиками. `Нравится - не нравится...` и так далее.
Формат проведения сессии холотропного дыхания аналогичен вышеназванному формату работы с психоделиками. Но чисто по-дружески мы не рекомендуем проводить эти процессы самостоятельно. Имеет смысл поучиться всевозможным хитростям и премудростям, которых множество. Ну, в крайнем случае, почитать С. Грофа `Путешествие в поисках себя`.
Как известно, в малом содержится большое, часть отражает целое, а каждая пылинка содержит бесчисленное множество будд. Эти правила отражают идеи целостности или, по-научному, холономности, что и является основным правилом холотропной терапии и других интегративных техник.
Как мы дышим - так мы живем. Вдох - принятие, выдох - отдавание, пауза - она и есть пауза между принятием и отдаванием.
Техник, основанных на измененном состоянии сознания с помощью связного дыхания достаточно много. Это ребефинг, вайвейшн, Свободное дыхание. С 1995 г. к ним прибавилась программа Trance - Dance Dynamic Meditation, презентация которой состоялась на Пятой международной конференции по Свободному дыханию и трансформационной терапии, которая проходит ежегодно в достославной TARASOVKE not far from Moscow (Автором этой методики является психолог Герман Карельский).
Техника сочетает в себе достоинства динамической медитации, холотропного дыхания, шаманских танцев и отвязной дискотеки, что является лучшим из способов провести week-end, особенно с учетом того, что проводятся эти мероприятия за городом. Наиболее подходящей музыкой для данного мероприятия является техно- и этнический Транс, а полное отпускание тела, голоса и эмоций (слава тебе Господи, хоть где-то) - основным условием процесса.


И я иду по реке, и река это тоже я. Мои руки и плечи - это поток Мироздания. И только синкопы, резкие и требовательные, диктуют ритм моей жизни. Мое тело - полет, мои мысли везде и нигде, моя душа - это мир, моя душа - это путь, моя душа - это ты. А ты - это я. Экстаз для двух душ равнозначен творению мира. Для Адама и Евы не нужно ни фруктов, ни ягод. Им не нужно ничьих объяснений. Ведь Адам и Ева - это мы с тобой. И мы-то знаем правду о том, что было на самом деле. Прикосновения - лживы, ибо они имеют привычку быть. Для первозданных тел слияние многих миль не беда, мы танцуем и знаем, что так было всегда. Мы знаем, что только наш танец есть Истина. Мы танцуем и знаем, что это будет всегда.
Нам не нужно чернить нашу кровь, нам не нужно менять нашу плоть. У нас есть два крыла, несомых весенним ветром. У нас есть два крыла. У нас есть паруса - это груди и плечи.
Если ветер ослаб, возьми еще глубже дыхание. Нам не нужно чернить нашу кровь, нам нужно только поднять паруса.
И лишь бой барабана не дает мне забыть о шамане, что магическим танцем и любит, и плачет, и лечит, и жжет.
И лишь бой барабана не дает ослабеть тетиве твоего лука. И ступни мои не позволят упасть никогда.
И лишь бой барабана, и лишь звуки варгана, и лишь только дыхание, и только один, только ты, и лишь только одна, только я.
Это танец и это дыхание.
Это жизнь, это танец. Это жизнь. Это смерть. Это путь...
Таким образом, дорогой друг, традиции наших пращуров, развитые и обогащенные, методиками трансперсональной психологии позволяют нам и сегодня абсолютно свободно и легально расширять области и без того измененного сознани все выше и глубже, все шире и стремительней на пути к ослепляющему свету Абсолюта. А имеющий уши, как известно, слышит. А имеющий легкие, соответственно, - дышит. А лучший психоделик, как вы уже поняли, - свежий воздух.
С вами дышала дай Бог не в последний раз Ивановская Наталья на семинаре Германа Карельского.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован