20 мая 2001
3063

На посту генерального директора киноконцерна `Мосфильм`....

На посту генерального директора киноконцерна "Мосфильм", который безраздельно принадлежал Владимиру Досталю до начала 1998 года, трудно было не стать одной из самых видных фигур российского кинопроизводства. В то же время, не имея к тому оснований и предпосылок, невозможно было бы занять это кресло. Достаточно вспомнить, что за плечами у В. Д. (последовательно прошедшего через все крупные административные посты "Мосфильма") такой факт биографии как работа вторым режиссером на самой крупномасштабной эпопее отечественного кино Война и мир Сергея Бондарчука.

В. Д. является одним из тех, про кого говорят "человек карьеры", вкладывая в это определение спектр разнообразных смыслов. Недоброжелатели называли его "красным директором", то есть руководителем предприятия, чье благополучие основано главным образом на бюджетных вливаниях. К числу критиков В. Д. относились продюсеры главных российских телеканалов, которые были вынуждены покупать мосфильмовские картины по ценам, в несколько раз превышающим иностранные рыночные. Сторонники же видели в нем "крупного хозяйственника", то есть администратора, умеющего примирить отраслевые потребности с собственными интересами и интересами "команды". На самом деле В. Д., скорее, типичный представитель эпохи государственного капитализма. Как ни смотреть на его карьеру, по всему получается, что этот человек оказался в свой час на своем месте.

Список картин, которые В. Д. выпустил как продюсер, невелик, но красноречив. Цареубийца Карена Шахназарова - образцово-показательная копродукция времен расцвета отношений отечественного кинопроизводства с западным капиталом; Россия, которую мы потеряли Станислава Говорухина - публицистический хит времен подъема демократического движения; Ширли-мырли Владимира Меньшова - дорогостоящий звездный фарс времен тотального безденежья. Выгоду, полученную В. Д. от участия в производстве этих фильмов, можно назвать и самой условной, и самой бесспорной. Так как главная ставка продюсера во всех трех случаях делалась, видимо, на внутреннюю политику и внутреннюю конъюнктуру, в которых Шахназаров, Говорухин и Меньшов играют совсем не последние роли.

В годы правления В. Д. экономического чуда на "Мосфильме" не произошло - как и прочие величественные монстры империи, он ветшал и дряхлел на глазах, былое многолюдье осталось лишь в воспоминаниях: коридоры стремительно пустели, количество картин резко сокращалось. Однако В. Д. сделал многое из того, что было в человеческих силах. Во-первых, во-вторых и в-третьих, "Мосфильм" не прекратил своего существования. Далее - жесткая политика В. Д. в отношениях с теми же телеканалами, отработанная и налаженная система производства заказной продукции, клипов и рекламных роликов дала мосфильмовцам возможность работать.

Единственной серьезной неудачей В. Д. стала его публичная законодательная инициатива - в конце концов ратифицированный, но так и не заработавший "Закон о кино" (перу В. Д. в этом документе принадлежала статья 18 из главы 5: "Особенности и порядок приватизации организаций кинематографии").

После ухода с поста генерального директора "Мосфильма" В. Д. возглавил компанию "МедиаМост", которая, по первоначальному замыслу, должна была стать крупнейшей небюджетной производящей компанией. К осуществлению замысла В. Д. подошел с присущим ему размахом - заявленный портфель проектов состоял исключительно из звездных имен и будущих отечественных блокбастеров; в Москве началось строительство гигантского, спроектированного и оснащенного по последним технологиям кинокомплекса. Успех предприятия или его крах (третьего здесь не дано) зависит теперь уже только от экономического и политического положения в стране - той маленькой "детали", в которой В. Д. не может быть уверенным вполне.

ТКАЧЕНКО Инна. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=289
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован