21 июля 2003
2123

На вопросы Вестника отвечает Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Геннадий Селезнев

ВЫБОР В ПОЛЬЗУ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ


"Мы живем в эпоху стремительных перемен, испытывающих на прочность многие традиционные для нас понятия, ценности и ориентиры. В России веками формировалось особое отношение к власти, которая стремилась предстать всемогущей и неприкосновенной. В массовом сознании глубоко укоренилось представление о том, что именно государство является той самой силой, которая защитит, обустроит, даст работу, жилье, медицинскую помощь, образование. Конечно, сейчас многое меняется, в том числе и отношение нового поколения россиян к государству. Но нельзя недооценивать и традиционные особенности национального менталитета. Поэтому в своем представлении о современном Российском государстве я опираюсь прежде всего на статью седьмую Конституции Российской Федерации. В ней сформулирован стратегический курс развития государственности в нашем Отечестве: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Также в седьмой статье определен ряд обязательств государства перед своими гражданами, и очень хотелось бы, чтобы каждый, кто причастен к современной государственной политике, постоянно помнил о следующем: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты."

Для меня эти емкие конституционные нормы стали своего рода путеводной звездой в сфере государственной и политической деятельности. На посту Председателя Государственной Думы и в качестве лидера Партии Возрождения России я стремлюсь активно содействовать процессу построения в нашей стране социального государства. Именно этот тип государства, по моему глубокому убеждению, позволит успешно решать современные проблемы, стоящие перед Россией, и в то же время сохранит все лучшее из наследия российской государственности.

приходилось защищать свое достояние и отстаивать свою независимость. Да и наше государство стремилось присоединить к себе сопредельные земли, расширить сферы своего влияния. Все это придало России облик государства-крепости и закрытого общества. Но времена меняются, хотя и сейчас сохраняется немало угроз безопасности нашей страны. И все же за последнее десятилетие мы стали гораздо более открытым обществом, а российская внешняя политика сегодня развивается по всем направлениям сотрудничества с Западом и Востоком, с Севером и Югом.

В условиях сложных и противоречивых процессов глобализации российской государственной власти особенно следует приумножать свои лучшие традиции - неуклонно блюсти национальные интересы и заботиться прежде всего о благе своего собственного народа, что, впрочем, отнюдь не противоречит курсу на всемерное международное сотрудничество. При этом важно не повторять тех ошибок в российской внешней политике, когда стратегические цели и амбициозные планы не подкреплялись тщательным расчетом, достаточными ресурсами и реальными возможностями. Но главное - благосостояние наших граждан. Нельзя жить в богатой стране с нищим народом. Это стыдно для государства.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть свою приверженность стратегическому курсу на построение социального государства в России. В центре всей государственной политики должны быть не какие-то безликие массы, а конкретные люди со всеми их индивидуальными особенностями, интересами и устремлениями. Сегодня в нашем обществе существуют разные представления о путях дальнейшего развития России. Многие, в том числе и я, сделали свой выбор в пользу социальной демократии, то есть демократии не декларативной, а реальной, работающей на благо всего общества. Это станет возможным тогда, когда у нас окрепнут институты гражданского общества, а государство будет действительно эффективным в обеспечении жизненных интересов наших граждан и страны в целом. Одним из важнейших условий повышения эффективности государства я считаю последовательное развитие общедемократического принципа разделения властей.

Как известно, этот принцип не принадлежит к числу традиционных составляющих российской государственности. В то время как в других странах развивался парламентаризм и повышался авторитет законодательной власти, в России постоянно ущемлялись права и полномочия законодательных и представительных учреждений. В результате непомерная сверхцентрализация власти и отсутствие баланса властей слишком часто приводили к тяжелым последствиям для нашей страны.

Современная законодательная и представительная власть в России находится в стадии своего становления. Нередко у нас парламентские дебаты действительно превращаются в говорильню, а многие из принимаемых нами законов по своему качеству оставляют желать лучшего. И в то же время нельзя не видеть, что в последние годы в системе российской государственности происходят исторически важные перемены. Сегодня исполнительная власть принимает ключевые решения уже не единолично, а во взаимодействии с законодательной и судебной властями. Со своей стороны, парламентарии активно участвуют в создании современной правовой базы России, выдвигают немало конструктивных инициатив во всех сферах государственной политики."




21 июля 2003 г
"Российский менталитет", No 7
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1221
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован