20 марта 2010
931

Начало

Отец Александр Дьяченко - Рассказ "Начало" отца Александра Дьяченко - Боли. И я стал молить Бога о том, что бы Он отнялъ у меня дар умно-сердечной молитвы

Помню годы своего неофитства. Хорошее было время. Я только-только пришёлъ въ Церковь. Удивительное д?ло, какъ тогда всё легко давалось. Как╕я-то трудности на работ?, помолись, и всё наладится. Что? Автобусъ не ходитъ? Помолись, и онъ никуда не д?нется, придётъ. Вообще проблемъ н?тъ, всё разр?шается, словно по мановен╕ю волшебной палочки. Неофитъ купается во вниман╕и къ нему небесныхъ силъ, его жизнь полна радостныхъ м╕роощущен╕й. Это потомъ наступаютъ отрезвляющ╕я будни, которыя поэтъ сравнивалъ съ тоннами руды, изъ которыхъ добываются граммы полезныхъ результатовъ.

У неофитовъ всё просто. Порой складывается впечатл?н╕е, что твой ангелъ, словно на ц?пь деревенскаго колодца вм?сто ведра посадилъ б?сёнка, что м?шалъ теб? жить, и примоталъ его къ самой рукоятк?. Жизнь твоя наполняется энерг╕ей. Теб? хочется молиться безъ остановокъ, перечитать всю аскетическую литературу, вызубрить наизусть слова Священнаго Писан╕я. Это такую духовную конфетку теб? въ ротикъ положили. Охъ, какъ вкусно!

Но на одн?хъ вкусняшкахъ далеко не у?дешь, и ручка колодца постепенно раскручивается, и врагъ на ц?пи, словно злой пёсъ, приближается къ теб?. И начинается борьба, ибо ц?ну им?етъ только результатъ поб?ды, результатъ преодол?н╕я. Конфетки, даваемыя намъ авансомъ, въ счётъ не идутъ, а вотъ т?, хоть и малые честно заработанные граммы, становится твоимъ сокровищемъ, которое не отнимается и сл?дуетъ за тобой въ в?чность. Только они им?ютъ ц?нность въ глазахъ Неба.

Зам?чу о ц?пи, она никогда не будетъ раскручена полностью. На высокомъ уровн? борьбы ты можешь почувствовать, даже запахъ изъ пасти врага, но никогда Богъ не позволитъ ему вц?питься теб? въ горло.

Помню, какъ попала тогда мн? въ руки книжка "Откровенные разсказы странника своему духовному отцу". Прочиталъ ея и восхитился, оказывается, такъ просто стать святымъ: повторяй себ? ╤исусову молитву съ утра до вечера и "небо у тебя въ карман?". Сл?дуя логик?, для того, чтобы стать настоящимъ православнымъ, необходимы чётки, разъ, и монастырь, два. Съ чётками въ т? годы было сложно, и я по началу приспособилъ для этихъ ц?лей ц?почку отъ крышки для ванной, она состояла изъ множества маленькихъ шариковъ, но правда не соединялась въ кольцо. А вотъ съ монастырёмъ д?ло обстояло сложн?е, у меня в?дь жена съ ребёнкомъ.

Но духовные подвиги манили, какъ запахъ жареной картошки. Почиталъ про Серафимушку, какъ всё ему легко давалось, кушалъ себ? травку "сныть" и капустку, и вотъ, онъ уже чудотворецъ. Да и преподобный Серг╕й чуть ли не черезъ три года какъ въ л?съ ушёлъ, уже брат╕ю собиралъ. Всего-то три года, и ты на кон?.

Но жена и ребёнокъ встали ст?ной на пути моего спасен╕я.

Помню, какъ н?сколько м?сяцевъ подрядъ, ложась спать, вздыхалъ глубокимъ трагическимъ вздохомъ: "Эхъ, плакала моя святость". Наконецъ, жен? всё это надо?ло, и однажды она мн? предложила: "ну ужъ, если теб? такъ приспичило, по?зжай, поживи въ монастыр?, и если твои мечты совпадутъ съ реальностью, то я не буду тебя удерживать, иди, спасайся".

Понятное д?ло, что я сразу же сталъ её успокаивать, вовсе, молъ, и не собираюсь я ни въ какой монастырь, но гд?-то тамъ, въ глубин?, у меня возликовало, что если я скажу "да", то меня держать не будутъ.


Сотнями, а потомъ и тысячами, повторялъ про себя краткую молитву, очень скоро она стала постоянно крутиться у меня въ голов?. Я ?лъ, пилъ, разговаривалъ съ людьми, даже могъ смотр?ть фильмъ по телевизору, а въ голов? независимо отъ всего постоянно шёлъ процессъ. Однажды ?ду въ электричк?, передъ моими глазами бирка съ номеромъ вагона, въ которомъ ?ду. Всё молюсь, молюсь, а потомъ думаю: "дай-ка прислушаюсь, что я тамъ повторяю". И оказалось, что гоняю въ своей голов? этотъ самый номеръ вагона, въ которомъ ?ду. Причёмъ съ такимъ же усп?хомъ это могъ быть и обрывокъ случайно услышанной фразы или объявлен╕е по рад╕о. Ничего себ?, я то думалъ, что уже ╤исусову освоилъ, а оказывается моя "молитва" превратилась въ н?кую форму навязчивости, и я вовсе и не молитвенникъ, а попугай. Какъ важно, оказывается вниман╕е.


Однажды со мной произошло событ╕е, на которое у меня и сегодня н?тъ однозначнаго отв?та. Какъ-то, передъ ночной см?ной, просматривалъ слово объ ╤исусовой молитв? преподобнаго Паисiя Величковского. Онъ писалъ о степени постижен╕я молитвы, которая входитъ челов?ку въ сердц? и становится фономъ его сердечнаго б╕ен╕я и дыхан╕я. Я, уже будучи, "опытнымъ" д?лателемъ усомнился: "какъ такое можетъ быть? Что-то не то пишетъ святой челов?къ". Потомъ отложилъ книжку и задремалъ на часокъ передъ работой. И вотъ, пов?рите, просыпаюсь, а у меня идётъ процессъ молитвы въ сердц? и параллельно съ дыхан╕емъ. Это было потрясающе. Сейчасъ я уже не смогу описать подробно то состоян╕е, давно д?ло было. Сначала обрадовался. Ещё бы. До такой степени въ молитв?, даже изъ монаховъ доходятъ единицы, а у меня процессъ шёлъ самъ собой безъ всякаго усил╕я. Мн? было очень легко и радостно творить молитву.

Въ т? дни я повторялъ не бол?е ста молитвъ, съ максимальнымъ, какъ могъ, вниман╕емъ, но черезъ краткое время въ сердц? пришла боль. Какъ только начинаю молиться, болитъ сердце. Мн? стало страшно, будь бы у меня опытный духовникъ, онъ бы нав?рно наставилъ меня на правильный путь, но духовника не было. Боль въ сердц? всё нарастала, и мн? пришлось полностью отказаться отъ практики краткой молитвы. Я не понималъ, что процессъ усвоен╕я ╤исусовой долженъ идти параллельно съ очищен╕емъ сердца и души, а такъ, въ нечистот?, молитва разрывала мн? сердце.

И я сталъ молить Бога о томъ, что бы Онъ отнялъ у меня даръ, который я получилъ нав?рно въ посрамлен╕е своихъ сомн?н╕й. И Богъ меня услышалъ, правда, еще съ полгода я могъ по своему желан╕ю возобновить этотъ процессъ, и боль было уже не та. Сейчасъ я ужъ забылъ то состоян╕е, и боли н?тъ, а вспоминаю съ сожал?н╕емъ, какъ о чёмъ-то такомъ высокомъ, и упущенномъ навсегда. Сегодня безъ духовника даже не пытаюсь повторить тотъ опытъ, боюсь, да уже и не дерзаю.


Въ скорости разр?шилась и проблема съ чётками. Пр╕?хали мы семьёй къ моимъ родителямъ въ Б?лорусс╕ю, и, гуляя по родному городу, зашли въ древн╕й ╕езуитск╕й фарный костёлъ. Красив?йшее здан╕е, строилось, чуть ли не два в?ка, одинъ алтарь чего стоитъ, его часами можно разсматривать, и оторваться невозможно. Мы любимъ посид?ть въ костёл? на старинныхъ скамьяхъ, помолчать, мыслями переносясь въ среднев?ковую Европу.

Сидимъ мы съ женой, и вдругъ, я зам?чаю на гвоздик?, недалеко отъ нашей лавки висятъ католическ╕е чётки, "ружанецъ", или "розар╕й" изъ пятидесяти трёхъ камней-бусинъ. Я такихъ чётокъ больше никогда и нигд? не вид?лъ. Бусины чётокъ изъ граненыхъ топазовъ и чёрнаго агата, вс? металлическ╕я детали изъ стариннаго золота 99-й пробы, а само распят╕е, прикр?плённое къ большому золотому кресту, изъ б?лаго металла, видимо платина.

"Смотри, - показываю супруг? на чётки, - мои висятъ". "Съ чего ты взялъ, что это твои"? - резонно поинтересовалась она. "Ну, ты же знаешь, что я ищу чётки, вотъ Богъ мн? ихъ и послалъ". Моя жена изъ "бывшихъ", знаетъ ц?ну драгоц?нностямъ. "Если бы это было отъ Бога, то чётки были бы скромн?е, а зд?сь на гвоздик? "Жигули" висятъ, если не больше, 18 в?къ.

А потомъ, подумай, в?дь кто-то ихъ обронилъ, а кто-то поднялъ и на гвоздикъ пов?силъ. И это, зам?ть, нав?рняка сд?лалъ католикъ. Ты всё повторяешь, что мы православные, бол?е духовны, и вотъ тебм картинка: православный "подвижникъ" зашёлъ въ храмъ къ католикамъ и стащилъ у нихъ драгоц?нныя чётки. Какъ-то некрасиво всё это выглядитъ". Зам?чан╕е супруги меня отрезвило. И д?йствительно, въ подтвержден╕е ея словъ въ тотъ же день Господь осчастливилъ меня ц?лой парой весёленькихъ чётокъ изъ зелёныхъ и голубыхъ пластмассовыхъ бусинокъ.


Вернувшись домой, я всё-таки съ?здилъ въ монастырь на разв?дку. Поговорить съ отцами, посов?товаться о духовномъ д?лан╕и. Въ монастыр? я быстро сошёлся съ однимъ ╕еромонахомъ изъ вдовыхъ священниковъ, моимъ ровесникомъ. Онъ взялъ меня съ собой послужить въ одинъ изъ приписныхъ приходовъ, относящихся къ ихъ монастырю. Я собирался причащаться и ждалъ своей очереди на испов?дь, мн? не было резона сп?шить, потому къ аналою подошелъ посл?днимъ уже часамъ къ одиннадцати вечера. Каюсь батюшк?, молъ, въ томъ и томъ гр?шенъ, и вотъ, кром? всего прочаго, люблю своими зелёными чётками невзначай похвалиться. И о своихъ тысячахъ ╤исусовой молитвы разсказалъ, и о мечт? монашеской жизни.

Священникъ меня внимательно выслушалъ, а потомъ спрашиваетъ: "А теб? кто, вообще, благословилъ чётки? И ╤исусову творить тысячами кто разр?шилъ"? Зд?сь-то я и услышалъ, что, оказывается, въ Церкви бываетъ такое слово "благословилъ", или "разр?шилъ".

"Слушай, - продолжаетъ, монахъ, - вы какъ съ матушкой живёте? Ругаетесь"?
"Н?тъ", - отв?чаю.
"Можетъ, она теб? изм?няетъ"?
"Н?тъ".
"А д?ти есть"?
"Дочь".
"Такъ я понимаю, что вы, между собой хорошо живёте"?
"Душа въ душу".
"Такъ чего ты тутъ у насъ въ монастыр? забылъ? - потомъ, помолчавъ, продолжилъ, - У тебя въ арм╕и какое было зван╕е"?
"Капитанъ".
"А у меня сейчасъ въ соотв?тств╕и съ Петровской табелью о рангахъ - подполковникъ. Такъ что, господинъ капитанъ, слушай мою команду. Завтра причащаешься и домой къ жен? и дочери, шагомъ маршъ. И выброси всякую дурь изъ головы. Понялъ"?
"Такъ точно".

Утромъ я возвращался домой, духовно повзросл?вш╕й и отрезв?вш╕й.
Вотъ такъ Церковь и не получила въ моёмъ лиц? "подвижника исихаста". А какъ всё хорошо начиналось: одна тысяча ╤исусовыхъ въ день, дв? тысячи ╤исусовыхъ....

Священник Александр Дьяченко


Рассказ "Начало" из жж отца Александра Дьяченко
Apr. 12th, 2009 - alex-the-priest.livejournal.com/13360.html

Перевод в старую орфографию: Бес?да въ храм? " Рубрикаторъ " Разсказы и пропов?ди священниковъ " "Начало" - опубликовано 19 мая / 1 iюня 2009 годъ - xpbc.ru/xpam/batuchki/nachalo.html



vadim_mg - May. 7th, 2009 08:16 am
Сколько раз читал, что на Иисусову молитву никаких сугубых разрешений не требуется. На то, чтобы дышать мы ведь тоже разрешения не спрашиваем. Испрашивание разрешения -это чисто монастырское требование и проистекает от послушания.

Насчет болей в сердце тоже вопрос... С одной стороны если бы духовный центр находился у печени, то мы бы его называли "печеночный". И болела бы печенка? Склоняюсь к мысли, что если болит сердце (материальное) при делании духовном, то это скорее от ошибок, которые допускаются человеком по незнанию в самом делании.

Хотя с другой стороны читал записки одного афонского монаха, где описывались "кинжальные боли в сердце" после которых он и получил непристанную молитву.

alex_the_priest (Отец Александр Дьяченко)
И всё-таки учитель нужен. и духовник в этом делании опытный тоже нужен. сердце от духовных болей вполне может страдать и физически, мне об этом рассказывали люди достойные доверия.

vadim_mg
Понимаю, конечно, что нужен...только опытных молитвенников не как ромашек на поле - много и все на виду:) Причем даже хотелось бы, чтобы человек видел твое духовное устроение и посоветовал бы исходя из этого. Сам-то понимаешь, что что-то не так, но что не так не разумеешь...
А, пишите Вы зело хорошо:) ...не бросайте...


Оригинальный вариант смотрите здесь, ниже черты


Начало



Помню годы своего неофитства. Хорошее было время. Я только только пришёл в Церковь. Удивительное дело, как тогда всё легко давалось. Какие-то трудности на работе, помолись, и всё наладится. Что? Автобус не ходит? Помолись, и он никуда не денется, придёт. Вообще проблем нет, всё разрешается, словно по мановению волшебной палочки. Неофит купается во внимании к нему небесных сил, его жизнь полна радостных мироощущений. Это потом наступают отрезвляющие будни, которые поэт сравнивал с тоннами руды, из которых добываются граммы полезных результатов.

У неофитов всё просто. Порой складывается впечатление, что твой ангел, словно на цепь деревенского колодца вместо ведра посадил бесёнка, что мешал тебе жить, и примотал его к самой рукоятке. Жизнь твоя наполняется энергией. Тебе хочется молиться без остановок, перечитать всю аскетическую литературу, вызубрить наизусть слова Священного Писания. Это такую духовную конфетку тебе в ротик положили. Ох, как вкусно!

Но, на одних вкусняшках далеко не уедешь, и ручка колодца постепенно раскручивается и враг на цепи, словно злой пёс, приближается к тебе. И начинается борьба, ибо цену имеет только результат победы, результат преодоления. Конфетки, даваемые нам авансом, в счёт не идут, а вот те, хоть и малые честно заработанные граммы, становится твоим сокровищем, которое не отнимается и следует за тобой в вечность. Только они имеют ценность в глазах Неба.

Замечу о цепи, она никогда не будет раскручена полностью. На высоком уровне борьбы ты можешь почувствовать, даже запах из пасти врага, но никогда Бог не позволит ему вцепиться тебе в горло.

Помню, как попала тогда мне в руки книжка "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". Прочитал её и восхитился, оказывается, так просто стать святым: повторяй себе Иисусову молитву с утра до вечера и "небо у тебя в кармане". Следуя логике, для того, чтобы стать настоящим православным, необходимы чётки, раз, и монастырь, два. С чётками в те годы было сложно, и я по началу приспособил для этих целей цепочку от крышки для ванной, она состояла из множества маленьких шариков, но правда не соединялась в кольцо. А вот с монастырём дело обстояло сложнее, у меня ведь жена с ребёнком.

Но духовные подвиги манили, как запах жареной картошки. Почитал про Серафимушку, как всё ему легко давалось, кушал себе травку "сныть" и капустку, и вот, он уже чудотворец. Да и преподобный Сергий чуть ли не через три года как в лес ушёл, уже братию собирал. Всего-то три года, и ты на коне.

Но жена и ребёнок встали стеной на пути моего спасения.

Помню, как несколько месяцев подряд, ложась спать, вздыхал глубоким трагическим вздохом: "Эх, плакала моя святость". Наконец, жене всё это надоело, и однажды она мне предложила: "ну уж, если тебе так приспичило, поезжай, поживи в монастыре, и если твои мечты совпадут с реальностью, то я не буду тебя удерживать, иди, спасайся".

Понятное дело, что я сразу же стал её успокаивать, вовсе, мол, и не собираюсь я ни в какой монастырь, но где-то там, в глубине, у меня возликовало, что если я скажу "да", то меня держать не будут.

Сотнями, а потом и тысячами, повторял про себя краткую молитву, очень скоро она стала постоянно крутиться у меня в голове. Я ел, пил, разговаривал с людьми, даже мог смотреть фильм по телевизору, а в голове независимо от всего постоянно шёл процесс. Однажды еду в электричке, перед моими глазами бирка с номером вагона, в котором еду. Всё молюсь, молюсь, а потом думаю: "дай ка прислушаюсь, что я там повторяю". И оказалось, что гоняю в своей голове этот самый номер вагона, в котором еду. Причём с таким же успехом это мог быть и обрывок случайно услышанной фразы или объявление по радио. Ничего себе, я то думал, что уже Иисусову освоил, а оказывается моя "молитва" превратилась в некую форму навязчивости, и я вовсе и не молитвенник, а попугай. Как важно, оказывается внимание.

Однажды со мной произошло событие, на которое у меня и сегодня нет однозначного ответа. Как-то, перед ночной сменой, просматривал слово об Иисусовой молитве преподобного Паисия Величковского. Он писал о степени постижения молитвы, которая входит человеку в сердце и становится фоном его сердечного биения и дыхания. Я, уже будучи, "опытным" делателем усомнился: "как такое может быть? Что-то не то пишет святой человек". Потом отложил книжку и задремал на часок перед работой. И вот, поверите, просыпаюсь, а у меня идёт процесс молитвы в сердце и параллельно с дыханием. Это было потрясающе. Сейчас я уже не смогу описать подробно то состояние, давно дело было. Сначала обрадовался. Ещё бы. До такой степени в молитве, даже из монахов доходят единицы, а у меня процесс шёл сам собой без всякого усилия. Мне было очень легко и радостно творить молитву. В те дни я повторял не более ста молитв, с максимальным, как мог, вниманием, но через краткое время в сердце пришла боль. Как только начинаю молиться, болит сердце. Мне стало страшно, будь бы у меня опытный духовник, он бы наверно наставил меня на правильный путь, но духовника не было.

Боль в сердце всё нарастала, и мне пришлось полностью отказаться от практики краткой молитвы. Я не понимал, что процесс усвоения Иисусовой должен идти параллельно с очищением сердца и души, а так, в нечистоте, молитва разрывала мне сердце. И я стал молить Бога о том, что бы Он отнял у меня дар, который я получил наверно в посрамление своих сомнений. И Бог меня услышал, правда, еще с полгода я мог по своему желанию возобновить этот процесс, и боль было уже не та. Сейчас я уж забыл то состояние, и боли нет, а вспоминаю с сожалением, как о чём-то таком высоком, и упущенном навсегда. Сегодня без духовника даже не пытаюсь повторить тот опыт, боюсь, да уже и не дерзаю.

В скорости разрешилась и проблема с чётками. Приехали мы семьёй к моим родителям в Белоруссию, и, гуляя по родному городу, зашли в древний иезуитский фарный костёл. Красивейшее здание, строилось, чуть ли не два века, один алтарь чего стоит, его часами можно рассматривать, и оторваться невозможно. Мы любим посидеть в костёле на старинных скамьях, помолчать, мыслями переносясь в средневековую Европу.

Сидим мы с женой, и вдруг, я замечаю на гвоздике, недалеко от нашей лавки висят католические чётки, "ружанец", или "розарий" из пятидесяти трёх камней- бусин. Я таких чёток больше никогда и нигде не видел. Бусины чёток из граненых топазов и чёрного агата, все металлические детали из старинного золота 99-й пробы, а само распятие, прикреплённое к большому золотому кресту, из белого металла, видимо платина.

"Смотри,- показываю супруге на чётки, - мои висят". "С чего ты взял, что это твои"? -резонно поинтересовалась она. "Ну, ты же знаешь, что я ищу чётки, вот Бог мне их и послал". Моя жена из "бывших", знает цену драгоценностям. "Если бы это было от Бога, то чётки были бы скромнее, а здесь на гвоздике "Жигули" висят, если не больше, 18 век.

А потом, подумай, ведь кто-то их обронил, а кто-то поднял и на гвоздик повесил. И это, заметь, наверняка сделал католик. Ты всё повторяешь, что мы православные, более духовны, и вот тебе картинка: православный "подвижник" зашёл в храм к католикам и стащил у них драгоценные чётки. Как-то некрасиво всё это выглядит". Замечание супруги меня отрезвило. И действительно, в подтверждение её слов в тот же день Господь осчастливил меня целой парой весёленьких чёток из зелёных и голубых пластмассовых бусинок.

Вернувшись домой, я всё-таки съездил в монастырь на разведку. Поговорить с отцами, посоветоваться о духовном делании. В монастыре я быстро сошёлся с одним иеромонахом из вдовых священников, моим ровесником. Он взял меня с собой послужить в один из приписных приходов, относящихся к их монастырю. Я собирался причащаться и ждал своей очереди на исповедь, мне не было резона спешить, потому к аналою подошел последним уже часам к одиннадцати вечера. Каюсь батюшке, мол, в том и том грешен, и вот, кроме всего прочего, люблю своими зелёными чётками невзначай похвалиться. И о своих тысячах Иисусовой молитвы рассказал, и о мечте монашеской жизни.

Священник меня внимательно выслушал, а потом спрашивает: "А тебе кто, вообще, благословил чётки? И Иисусову творить тысячами кто разрешил"? Здесь-то я и услышал, что, оказывается, в Церкви бывает такое слово "благословил", или "разрешил".

"Слушай, - продолжает, монах,- вы как с матушкой живёте? Ругаетесь"?
"Нет", - отвечаю.
"Может, она тебе изменяет"?
"Нет".
"А дети есть"?
"Дочь".
"Так я понимаю, что вы, между собой хорошо живёте"?
"Душа в душу".
"Так чего ты тут у нас в монастыре забыл? - потом, помолчав, продолжил, - У тебя в армии какое было звание"?
"Капитан".
"А у меня сейчас в соответствии с Петровской табелью о рангах - подполковник. Так что, господин капитан, слушай мою команду. Завтра причащаешься и домой к жене и дочери, шагом марш. И выброси всякую дурь из головы. Понял"?
"Так точно".

Утром я возвращался домой, духовно повзрослевший и отрезвевший.
Вот так Церковь и не получила в моём лице "подвижника исихаста". А как всё хорошо начиналось: одна тысяча Иисусовых в день, две тысячи Иисусовых...

Священник Александр Дьяченко

Краткая ссылка: af0n.ru/node/695
http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Aleksandr-Dyachenko.Rasskaz-Nachalo-otca-Aleksandra-Dyachenko-Boli-I-ya-stal-molit-Boga-o-tom-chtoby-otnyal
viperson.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован