22 февраля 2007
1707

Надежда Азарова, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам: Когда таможня дает `добро`

Президент подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменений в Закон РФ "О таможенном тарифе", которым определяется таможенная стоимость товаров. Он вступит в силу с 1 июля 2006 года. Насколько актуальны изменения? Об этом - в беседе корреспондента "ПГ" с одним из главных разработчиков документа, председателем подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Надеждой Азаровой .

- Надежда Борисовна , чем вызваны изменения?

- Для начала хотела бы напомнить, что еще в 1960 году в Брюсселе была принята Конвенция, где впервые были выработаны единые подходы в определении таможенной стоимости товаров для стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому говорить о том, что мы предложили новшество для участников внешнеэкономических отношений, я бы не стала.

Закон РФ "О таможенном тарифе" у нас был принят в 1993 году. Тогда, двенадцать лет назад, было установлено шесть методов определения таможенной стоимости товаров. Теперь они прописываются в законе более подробно. Кстати, сами участники внешнеэкономических отношений обращались к нам с просьбой выработать единые для всех "правила игры". Говоря языком законодательным - ввести нормы прямого действия. Почему?

Дело в том, что раньше ГТК (в настоящее время - Федеральная таможенная служба) приходилось издавать большое количество нормативных актов, в которых подробно расписывался механизм определения таможенной стоимости товаров. Хотя общеизвестно, что практика широкого регулирования важнейших вопросов внутриведомственными актами является во многом порочной. И мы от нее отходим, вводя в закон значительно больше норм прямого действия. Единственное, что мы оставили Правительству, так это право более подробно прописывать правила применения методов и порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.

Важным пунктом является то, что в принятом законе все нормы приведены в строгое соответствие с международными, которые используются странами - участницами ВТО. Напомню, что вопрос определения таможенной стоимости ввозимых товаров регламентируется в рамках правовой системы этой организации.

- Существует мнение, что реализация закона на практике скажется на ценах на импортные товары. Они подрастут и "ударят по кошельку" многих россиян...

- Мне приходилось слышать подобные мнения. Но чтобы цены на импортные товары не росли, нужно искать цивилизованные пути их сдерживания. Инструментариев для этого предостаточно: переносить производство в Россию, создавать совместные предприятия, привлекать инвестиции. Поверьте: если нам удастся эффективно бороться с так называемым "серым импортом", который наносит ущерб национальной экономике, то серьезно увеличится уровень инвестиций в страну, потому что мировые производители заинтересованы в российском рынке сбыта. Это в свою очередь обеспечит занятость населения и поможет решить проблему трудовых доходов. Если же станем потакать поступлению "серого импорта", то своими руками будем разрушать собственную экономику.

Стоимость продукции, перемещаемой через границу, должна быть транспарентной и реальной. Ведь как можно оформить импорт товара? Можно по номенклатуре (ТНВЭД) поставить ему определенный код и уплатить одну пошлину, а если поставить другой код - то, соответственно, может измениться и сумма платежа, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Этим часто пользуются участники внешнеэкономической деятельности. Допустим, если товаром являются спички - это одна ставка таможенной пошлины, если мебель - совершенно иная. Поэтому считаю, чем прозрачнее трансграничная торговля, тем меньше возможностей у ее участников быть недобросовестными, тем меньше ущерб экономическим интересам России.

Следует также учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ международные нормы и договоры являются составной частью нашей правовой системы, и международный договор РФ имеет приоритет над национальным законодательством. Если бы мы не приняли этот закон, а Российская Федерация завтра вступила бы в ВТО, в рамках которой осуществляется 97 процентов всей внешней торговли, то все равно нам пришлось бы руководствоваться международными нормами.

- Россия пока осуществляет внешнюю торговлю не в рамках ВТО. Насколько, на ваш взгляд, вступление в нее выгодно для нас?

- Мое мнение - сделать это нужно было уже давно. Главная тема полемики: как этот шаг повлияет на российскую экономику - отрицательно или положительно? Основным принципом внешней торговли, которого придерживаются страны - члены ВТО, является здоровый протекционизм национальной экономики и производства. Доступ к механизму ВТО по разрешению споров обеспечивает защиту государственных интересов, если они ущемляются партнерами. Поэтому вступление в организацию нам абсолютно не мешает защищать отечественного производителя. Для этого есть много различных механизмов. В частности нетарифные меры регулирования: применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Они выступают в роли регуляторов, если фиксируется возросший импорт того или иного товара, который создает угрозу определенной отрасли российской экономики. Также важным регулятором является таможенная пошлина. Кстати, в законе впервые дано ее определение, где указано, что цель ее установления - защита национальных экономических интересов. Она может играть функцию как запретительную, так и разрешительную. Например, на ввоз свинины ставка пошлины - 80 процентов. Совершенно очевидно, что она работает как запретительная мера. Тогда как ставка на лекарства - 10 процентов, что открывает возможность для их импорта.

Замечу, что членство в ВТО способствует созданию благоприятных условий для доступа на мировые рынки товаров и услуг и стабильному развитию торгово-политических отношений. Надо учитывать, что экспортная и импортная составляющие в российской экономике очень велики. Поэтому для нас целесообразно присоединиться к большинству стран. Поскольку сегодня очень трудно эффективно вести торговлю на мировых рынках "по своим правилам".

- Представим ситуацию, что в Россию попадает товар, не имеющий здесь аналогов. На него автоматически будет устанавливаться максимальная для данного вида цена?

- В 90 процентах случаев таможенная стоимость товаров определяется по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Сюда входит цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, и плюс - дополнительные начисления, которые должны быть включены в таможенную стоимость. Все они в законе указаны: расходы по доставке товара до аэро- или морского порта, по погрузке товара и т. д. Поэтому определение стоимости четко регламентировано данным законом.

Вопросы ее определения являются особо актуальными и для участников внешнеэкономической деятельности, и для таможенной службы РФ. Приведу вам данные статистики за первое полугодие 2004 года. 80 процентов судебных дел об обжаловании решений таможенных органов было решено в пользу участников внешнеэкономической деятельности. Но в то же время, по результатам контрольной деятельности таможенных органов, была откорректирована таможенная стоимость 796 тысяч товарных позиций и довзыскано таможенных платежей в бюджет Российской Федерации на сумму 237 миллионов долларов США.

- Определенная законом методология может использоваться как тарифная защита?

- Да, конечно. Уровень тарифной защиты определяется не только процентной ставкой пошлины, но и базой, от которой она рассчитывается, - таможенная стоимость товара. Необходимо учитывать, что структура импорта товаров формирует структуру потребления товаров, что в свою очередь влияет на развитие отраслевой экономики.

- Какие проблемы предстоит решать в сфере таможенного законодательства?

- В первую очередь они касаются совершенствования организации работы таможенной службы. Председатель Правительства России дал поручение органам исполнительной власти привести Таможенный кодекс РФ в соответствие с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией).

Например, в кодексе не был определен в полной мере порядок установления упрощенных процедур. А в Киотской конвенции речь идет о реестре добросовестных участников внешней торговли, с которыми таможня может работать "на доверии", и им предоставляется возможность использования упрощенной схемы оформления, что позволяет существенно ускорить товарооборот.

Теперь об ограничении мест декларирования товаров. Киотская конвенция также его допускает, однако принятие таких мер должно быть основано на результатах анализа и управления рисками. В случае если эти меры не приносят необходимого эффекта либо такой эффект не оправдывает созданные тем самым неудобства для участников внешней торговли, их следует отменять.

- Появятся ли новые статьи в Таможенном кодексе РФ?

- Дополнительные полномочия дадим по контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (т. е. патенты, торговые марки, товарные знаки и т. д.). Ограничение ввоза контрафактной продукции поможет защитить население от потребления некачественных, а иногда и вредных для здоровья товаров.

СМИ: Парламентская Газета, Москва
25 Ноября 2005


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован