Эксклюзив
17 июля 2013
3050

Надежда Романенко: Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема

Content of Students` Self-Education as Pedagogical Problem

В статье рассматриваются методологические проблемы содержания процесса самообразования студентов как педагогической проблемы, представлена специфика преподавательской деятельности в вузе. Категория "самообразование студентов" анализируется в работах разных авторов советского и постсоветского периода; дается сущность и особенности процесса самообразования студентов показаны с позиции возрастной особенности юношеского возраста и ступени высшей школы; подчеркивается значимость средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования самообразовательных навыков студентов.

Двадцать первый век - век информационного взрыва - остро усложнил задачи высшей школы. Сегодня образование, полученное в каком-либо учебном заведении, составляет лишь фундамент для непрерывного образования, получаемого, главным образом, за счет самообразования студентов. Актуализация процесса самообразования - не личное дело студента, поскольку постоянное повышение квалификации - требование времени. Специфика преподавательского труда призывает будущего педагога постоянно пополнять свои знания в области теории преподаваемого предмета и методики обучения[1].

Одной из важнейших задач современного обучения в высшей школе является усвоение не только готовой системы знаний, но и методов самообразования. Усвоение необходимой информации может быть достигнуто лишь благодаря собственной активности человека, стремящегося к познанию, творчески относящегося к предмету своей деятельности. Готовность человека к постоянному обогащению своих знаний основывается на глубокой общеобразовательной подготовке, которая является исходным фундаментом дальнейшего образования и самообразования. Педагогика ориентирует на прочную систему развиваемых в вузе умений и навыков, методов и приемов самостоятельной работы с различными источниками знаний и, наконец, на выработку стремления к самообразованию на основе развития потребностей, интересов и формирования мотивов, направленных на приобретение и осмысление новых знаний. Задача высшей школы - дальнейшее развитие творческих познавательных способностей студентов, подготовка из них специалистов, умеющих хорошо ориентироваться в условиях интенсивного роста научно-технической информации, самостоятельно разбираться в новейшей литературе, особенно по своей специальности. Сущность и особенности самообразования студентов, по мнению А.В. Дмитриева и Н.Л. Филиппова, заключаются в следующем:

- самообразование студентов - особая сфера их познавательно-практической деятельности, которая имеет относительную самостоятельность, законченность и нуждается в соответствующей педагогической организации;

- самообразование - это внутренняя потребность. Оно предполагает наличие у студента интереса к такой работе, желание постоянно добывать, расширять, углублять и совершенствовать свои знания, умения и навыки творческого труда без какого-либо внешнего побуждения;

- самообразование - это такая форма творческой деятельности студентов, в процессе которой они не только достигают цели самообучения (получают систему знания, совершенствуют умения и навыки, овладевают
методикой и техникой такой работы), но и осуществляют самовоспита?ние (развивают чувства, формируют убеждения, вырабатывают критичность ума и т.д.[2]).

Другой советский педагог, С.И. Зиновьев, под самообразованием понимал следующее: "Cамостоятельная подготовка студентов, идущая параллельно с учебным процессом, в органической связи с ним, в одних случаях по установленным программам и учебникам, в других - с отходом от них, с самостоятельным расширением задач и привлечением дополнительного теоретического и практического материала в зависимости от возникших научных и профессиональных интересов, склонностей и способностей, от предварительной подготовки, понимания своих задач и обязанностей и, наконец, от умения работать самостоятельно"[3].

Самообразование предусматривает целенаправленную и планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная деятельность студентов стремительнее получила бы практический выход, что приведет к повышению качества знаний и уровня их воспитанности. В вузе непосредственное руководство приобретением знаний, умений, развитием навыков у студентов, по сравнению со школой, ослабевает в связи с предоставлением студентам большей независимости и свободы.

Еще русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев отмечал, что "настоящее образование можно получить только путем самообразовательной деятельности"[4]. Поэтому уже в стенах вуза самообразовательная работа становится важным средством обучения студентов, которым разъясняется, что образование, полученное в студенческие годы, - это лишь база, требующая постоянного пополнения собственных знаний. По этой причине особо важное значение приобретает воспитание у студентов личной установки и привычки на постоянную самостоятельную деятельность и самообразование, на дальнейшее повышение профессионализма и усвоение новых научных достижений. Все перечисленное будет способствовать предотвращению устаревания информации, накопленной за годы обучения в вузе, увеличению научного и образовательного потенциала собственного банка знаний. Собственные наблюдения автора свидетельствуют, что наибольший интерес к проблемам самообразования проявляют студенты, имеющие высокий уровень учебного самосознания.

Понятно, что специалисту любой профессии необходимо учиться всю свою жизнь, поскольку знаний, полученных в высшей школе, недостаточно не только для того, чтобы плодотворно работать, творить, строить что-то новое в условиях быстрого развития науки и техники, но порой и для того, чтобы по окончании вуза стать полноправным членом общества. Чтобы не отстать от жизни, выпускник высшей школы должен не переставать учиться и повышать квалификацию, но интенсивность усвоения знаний различна в разные периоды жизни личности. Главный максимум времени познания относится, по мнению Р.В. Хохлова, к студенческим годам, "к сложному процессу получения знаний в институте или в университете". По мнению ученого, "именно студенческие годы - это самое лучшее время для того, чтобы учиться, это время познания. ....Учитывая данную особенность, важно еще в стенах вуза выработать не только привычку, но и потребность к самообразованию, усвоить систему рациональных приемов и методов умственного труда" [5].


Романенко Надежда Михайловна - д.пед.н., профессор, зав. кафедрой семейной, гендерной политики и ювенологии Российского государственного социального университета.


Источники и литература

Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО-Университета. 2013. N 1.

Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: Уч. пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 2005.

Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968.

Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.

Хохлов Р.В. Время познания// Наука и жизнь. 2003. N9.

Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1.

Матяш Н.В., Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Методы технологического образования школьников // Актуальные проблемы технологического образования в школе и в вузе: Межвузовский сб. науч. раб. Новокузнецк, 1999.


Полный текст статьи см.: http.//www.vestnik.mgimo.ru



Content of Students` Self-Education as Pedagogical Problem

Romanenko N.M.

Abstract: The article considers methodological problems of self-education of students, showing the specifics of teaching activities in institutions of higher education, and analyses the essence and the content of the concept `self-education` as the subject of the research (A.V. Dmitriev, N.L. Filippov, S.I. Zinoviev). Self-education is presented as a `form of creative activity of students at which they obtain knowledge, master their skills and learn the methods and techniques of independent individual work, as well as practise self-training`. On the other hand, self-education is understood as independent individual work of students that runs parallel to regular classes, as independent activities in solving problems and a search of extra theoretical and practical material. The category `self-education of students` is analyzed in the works of different authors of the Soviet and post-Soviet period and stresses the peculiarities of students` self-education with reference to their age and stage of learning in the higher school. The article emphasizes the significance of information and communication technologies (ICT) in the course of building self-educational skills of university students. In conclusion the author suggests that the concept `self-education`, with reference to tertiary education, should be considered in a broader way - as setting the tasks of finding one`s own better solution, striving for one`s own more accomplished construction, searching for one`s own fresh wording, and working with various sources, etc. The author stresses the importance of using creative, active and complex methods: exercises, design-analysis of produce, creative projects, brainstorming, role plays, computer-aided support, experiments, contests, excursions, the method of focal analysis, the algorithm method, etc.


Keywords: student, self-education, self-educational skills, institution of higher education, independent operation, independent activities, information and communication technologies.


Romanenko Nadezhda Mikhailovna - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of Department of Family and Gender Policy and Juvenology, Russian State Social University. E-mail: vestnik@mgimo.ru


Sources and Literature

Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО-Университета. 2013. N 1. С. 7.

Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: Уч. пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 2005. С. 44.

Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. С. 89-90.

Писарев Д.И. Избранные. педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.

Хохлов Р.В. Время познания// Наука и жизнь. 2003. N9.

Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1.

Матяш Н.В., Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Методы технологического образования школьников // Актуальные проблемы технологи?ческого образования в школе и в вузе: Межвузовский сб. науч. раб. Новокузнецк, 1999. С. 25-33.


The full text of this article look: http://vestnik.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован