04 апреля 2002
127

Налоговая политика

Налоговая политика в республике была направлена на создание условий, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики и стабилизацию поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

В этих целях ежегодно готовились предложения в Закон Республики Карелия `О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия`, учитывающие как интересы бюджета, так и участников рынка. В результате были установлены пониженные ставки по налогам для отраслей экономики, обеспечивающих население продуктами питания, жизненно-важными услугами, в частности, для предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, предприятий жилищно- коммунального хозяйства, пищевой и легкой промышленности, бытового обслуживания, автомобильного транспорта общего пользования, организаций, осуществляющих эксплуатацию магистральных газопроводов. Кроме того, установлен режим налогового благоприятствования для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории республики.

Налоговое законодательство республики предусматривает в качестве обязательного условия предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям своевременную и полную уплату ими текущих налоговых платежей в бюджеты республики. В 2001 году сбор налоговых и неналоговых платежей и сборов по республике в бюджетную систему Российской Федерации составил 5,4 млрд. руб., в том числе в бюджеты республики - 4 млрд. руб.

По сравнению с 2000 годом поступление доходов в бюджеты всех уровней выросло на 0,6 млрд. рублей, или на 13,6%, по сравнению с 1998 годом - на 3,6 млрд. рублей, или в 3 раза. За минувший год среднедушевые налоговые поступления по республике составили 7 тыс. рублей, что на 18,6% выше аналогичного показателя 2000 года (5,9 тыс. рублей) и в 3 раза выше показателя 1998 года (2,3 тыс. рублей).

При этом, по городам Петрозаводск, Костомукша, Кемь, Кондопога и Прионежскому району размер среднедушевых поступлений превысил среднереспубликанский уровень. В связи с изменением федерального законодательства в 2001 году доходная часть бюджетов республики лишилась таких доходных источников как налог на добавленную стоимость и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы. Потери бюджетов республики в результате зачисления налога на добавленную стоимость в полном объеме в федеральный бюджет за 2001 год оцениваются в сумме около 250 млн. рублей, за счет отмены налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы - более 400 млн. рублей.

В прошедшем году главным налоговым платежом стал налог на доходы физических лиц, за счет которого обеспечено 27% поступлений платежей в бюджеты всех уровней, тогда как в 2000 году его доля составляла 21,8%. При этом удельный вес налога на прибыль сократился с 26,1% в 2000 году до 23% в 2001 году.

Увеличилась доля платежей за пользование природными ресурсами (с 7,4% до 9%) и налога на имущество предприятий (с 6,6% до 7,8%).

Наибольший объем налоговых платежей поступил от предприятий трех отраслей экономики республики: промышленности, транспорта и торговли. Одновременно в формировании доходной базы бюджетов сократилась доля лесопромышленного комплекса при увеличении удельного веса транспорта и связи, строительства, торговли.

Платежи по лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной промышленности составили 751,5 млн. руб. или 15 процентов от всех поступлений, электроэнергетике - 480 млн. руб. или 9 процентов, транспорту - 705 млн. руб., или 14 процентов; торговле и общественному питанию - 388 млн. руб., или 7 процентов, строительству - 375 млн. руб., или 7 процентов.

В доход территориального дорожного фонда в целом по Республике Карелия поступило 640 млн. руб. или 71 процент к уровню 2000 года. Сокращение поступлений обусловлено снижением ставки налога на пользователей с 2,5 процентов, действующей в 2000 году, до 1 процента - с 1 января 2001 года.

В результате потери Территориального дорожного фонда Республики Карелия за прошедший год оцениваются в сумме около 580 млн. рублей.

По итогам 2001 года снизилась недоимка по платежам в бюджет по республике на 561 млн. рублей, или 43 процента при одновременном росте отсроченных платежей на 273 млн. рублей, или в 4,3 раза. Прирост отсроченных платежей обусловлен проведением в 2001 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован