10 апреля 2002
379

Народный Хурал Республики Бурятия

Народный Хурал Республики Бурятия является высшим постоянно действующим представительным и единственным государственным органом законодательной власти Республики Бурятия. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия, принятой 22 февраля 1994 года Верховным Советом Республики Бурятия, и Законом Республики Бурятия `О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия` в парламент республики избирается 65 депутатов сроком на 4 года. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию Республики Бурятия, с 2002 года депутаты в республиканский парламент будут избираться сроком на 5 лет.

Выборы депутата Народного Хурала Республики Бурятия считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее одной трети граждан, включенных в списки по избирательному округу.

Народный Хурал Республики Бурятия вносит изменения и дополнения в Конституцию Республики Бурятия, разрабатывает и принимает законы Республики Бурятия и дает им официальное толкование, заслушивает ежегодные послания Президента Республики Бурятия, Конституционного Суда Республики Бурятия, вносит законодательные инициативы в Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламент также рассматривает, утверждает республиканский бюджет и программы социально-экономического развития республики Бурятия, осуществляет контроль за их выполнением. В ведении Народного Хурала находятся определение административно-территориального устройства республики, установление республиканских налогов и сборов, основ порядка управления и распоряжения собственностью республики, вопросы, связанные с изменением границ Республики Бурятия. Народный Хурал назначает выборы Президента и Народного Хурала Республики Бурятия, органов местного самоуправления, дает согласие Президенту Республики Бурятия на назначение и отставку отдельных членов Правительства, Председателя и судей Конституционного Суда Республики Бурятия, Председателя Национального банка Республики Бурятия, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Бурятия.

Первый созыв Народного Хурала Республики Бурятия был избран в 1994 году на основе новой Конституции Республики Бурятия, принятой 22 февраля 1994 года. В настоящее время работает второй созыв Народного Хурала Республики Бурятия, избранный в 1998 году.

В Народном Хурале республики образовано 6 комитетов:

- Комитет по бюджету, налогам, финансам и банкам;

- Комитет по государственному устройству, местному самоуправлению и законности;

- Комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку;

- Комитет по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений;

- Комитет по социальной политике;

- Комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

В Народном Хурале республики зарегистрированы четыре фракции - `Единство`, НПСР, `Отечество` и фракция аграриев.

Комитеты осуществляют разработку проектов законов Республики Бурятия, дают заключения по проектам законов и других нормативных актов, организуют и проводят парламентские слушания, заслушивают сообщения и доклады членов Правительства, руководителей органов местного самоуправления, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики, независимо от форм собственности.

Парламент республики стремится к созданию условий для конструктивного сотрудничества между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, федеральными и республиканскими органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления. Скоординированные усилия позволяют вырабатывать единую экономическую политику, определять основные направления ее развития и приоритеты, обеспечивать последовательность и непрерывность экономических преобразований. К 2001 году Народным Хуралом разработано и принято 240 законов республики.

Народный Хурал добивается укрепления и развития принципов парламентаризма, создания нормативно-правовой базы для продвижения социально-экономических реформ. Законодательная деятельность осуществляется в соответствии с Программой законопроектной работы, что позволяет улучшить качество законов и уровень предварительной работы в комитетах Народного Хурала.

За годы деятельности парламента создана законодательная база для формирования и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Приняты законы `О Народном Хурале Республики Бурятия`, `О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия`, `О Президенте Республики Бурятия`, `О Правительстве Республики Бурятия`, `Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия`. Продолжается работа по подготовке целого комплекса нормативных правовых актов, касающихся разных сторон организации и функционирования власти на местах, порядка решения конкретных вопросов местного значения и форм участия граждан в этих процессах.

Республика Бурятия - дотационный регион и по уровню жизни населения находится на одном из последних мест среди регионов Сибири и Дальнего Востока. Вопросы формирования республиканского бюджета, межбюджетных отношений, создания собственной доходной налогооблагаемой базы всегда были и остаются приоритетными в работе республиканского парламента. Депутаты добиваются, чтобы годовой бюджет республики Бурятия был более реальным и максимально учитывал обеспеченность учреждений социальной сферы и мероприятия по защите социально незащищенных групп населения.

Республика имеет достаточно сильный промышленный потенциал - машиностроение, авиационную промышленность, деревообрабатывающие предприятия, БАМ. Она является привлекательным регионом как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Законы `Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия` и `О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия` значительно повлияли на улучшение инвестиционного климата. Сырьевая направленность и наличие крупных оборонных предприятий, которые в годы экономических реформ оказались в нелегком положении, продолжают создавать и общий экономический фон. Поэтому одной из задач руководства республики является формирование базы для создания малых и средних предприятий, гибко реагирующих на рыночный спрос. Серьезным стимулом для развития малого предпринимательства стало принятие Закона Республики Бурятия `О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия`. В соответствии с этим Законом и Законом Республики Бурятия `О льготном налогообложении базовых предприятий - участников территориально-производственных зон свободного предпринимательства` предприниматель, развернувший свое производство на этих площадях, освобождается от налогов сроком на пять лет. Налоговые льготы имеет и базовое предприятие. Все это позволило осуществить выпуск собственных телевизоров, бытовых приборов и других товаров широкого потребления.

Климатические условия в республике требуют оптимального решения проблем жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения. Реализация Закона Республики Бурятия `Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов` дала значительную экономию энергоресурсов и стимулирует внедрение нетрадиционных источников энергии. К примеру, с учетом высокой инсоляции территории, где солнечных дней больше, чем на Южном побережье Крыма, Комитетом Народного Хурала по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды инициирована работа по внедрению и использованию энергии Солнца, производству солнечных батарей и строительству экологических поселков.

На территории республики - 80% акватории озера Байкал и почти вся водосборная часть сибирского озера. Это определяет меру ответственности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранность Байкала и предусматривает особый режим природопользования. Депутаты принимали активное участие в обсуждении проекта федерального закона `Об охране озера Байкал`, призванного обеспечить правовые, экономические и организационные основы деятельности по сохранению, восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов озера Байкал и прилегающей территории. Совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания по проблемам Байкала.

Личные подсобные хозяйства в Республике Бурятия имеют большую перспективу. В период реформ во многих, особенно отдаленных, районах республики начался своего рода возврат коренного населения к традиционному ведению животноводства. Многие семьи стали осваивать отдаленные угодья, бывшие родовые участки - утуги. Все это позволило значительно пополнить мясные ресурсы. Без существенных капитальных вложений сегодня ими производится до 40-50% сельскохозяйственной продукции от общего объема производства в регионе. Закон Республики Бурятия `О личном подсобном хозяйстве`, определяющий экономические и правовые основы организации ведения личного подсобного хозяйства, предоставил гарантии и хозяйственную самостоятельность этой категории сельскохозяйственных производителей.

Республика Бурятия является одним из регионов Российской Федерации, где всегда были традиционно сильны межнациональное согласие и веротерпимость. Народный Хурал первого созыва последовательно осуществлял создание правовых основ национальной политики и межнациональных отношений в многонациональной республике. Так появилась Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия, которая обобщила подходы к пониманию современной этнополитической ситуации в регионе, определила цели, задачи, принципы государственной национальной политики. Одним из самых крупных разделов Концепции является раздел, посвященный основным направлениям и мерам по реализации этой политики.

Интенсивный рост религиозной активности населения, активное возрождение традиционных конфессий и религиозных общин потребовали разработки и принятия Закона Республики Бурятия `О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия`. С пониманием было воспринято принятие Закона Республики Бурятия `О праве граждан на присвоение фамилии, имени и отчества в соответствии с бурятскими национальными обычаями при регистрации рождения`.

Проблемы жизнедеятельности и жизнеобеспечения малочисленных коренных народов Севера, большую часть которых составляют эвенки - еще одно постоянное направление деятельности парламента. В районах компактного проживания малочисленных коренных народов - эвенков и сойотов - проводились выездные парламентские слушания и заседания профильных комитетов. В трех районах республики работают эвенкийские сельские администрации. Шагом вперед можно считать разработанное Положение об эколого-этнических территориях традиционного хозяйствования в северных районах. Малочисленные коренные народы Севера получили право быть представленными в Народном Хурале Республики Бурятия. Законом Республики Бурятия `О выборах депутата Народного Хурала` эвенкийскому народу предоставлена квота.

Развитие межпарламентских связей является одним из приоритетов в деятельности Народного Хурала Республики Бурятия. Результатом углубления и совершенствования этих связей стало создание Ассоциации парламентов трех субъектов Российской Федерации - Агинского Бурятского автономного округа, Республики Бурятия и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными направлениями своей работы Ассоциация избрала возрождение бурятского языка и культуры, традиций и обычаев, установление более тесных экономических и гуманитарных связей между регионами. С этой целью два раза в год проводятся заседания Ассоциации в одном из субъектов Российской Федерации. Практическими результатами деятельности парламентариев стало создание филиала Бурятского государственного университета в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, открытие железнодорожного пассажирского маршрута, связавшего Агинский Бурятский автономный округ с Республикой Бурятия. Большое внимание уделяется формированию единого информационного пространства трех субъектов Российской Федерации. При техническом содействии регионального центра ИТАР - ТАСС в г. Иркутске организован еженедельный выпуск новостей `Бурятинформ`. Сегодня практически все средства массовой информации, включая районные газеты Бурятии, Агинского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов, на высоком профессиональном уровне получают объективную экономическую, политическую и социальную информацию из регионов Сибири, из Монголии, из Азиатско-Тихоокеанского региона. Издается межпарламентская газета `Эблэл` (ассоциация). Интенсивно развиваются межпарламентские связи с Республикой Саха (Якутия) и Монголией. В феврале 2001 года после визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Монголию парламент Бурятии первым из парламентов субъектов Российской Федерации подписал Протокол о сотрудничестве с Великим Государственным Хуралом Монголии.

В 1996-1999 годах были приняты федеральные конституционные законы, которые поставили перед республикой вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в свой Основной Закон. В частности, 6 октября 1999 года принят Федеральный закон `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации принял ряд постановлений, в которых некоторые положения Конституции Республики Бурятия признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.

13 сентября 2000 года Президентом республики и группой депутатов парламента был внесен проект закона `О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия`. Параллельно разрабатывался проект закона `О Конституционном собрании Республики Бурятия`. 4 октября 2000 года этот закон был принят Народным Хуралом. Он установил порядок внесения и рассмотрения предложений об изменении положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Бурятия, порядок созыва и деятельности Конституционного собрания Республики Бурятия, порядок принятия им решений.

25 декабря 2000 года было созвано Конституционное собрание Республики Бурятия, которое приняло поправки к главам 1, 2 и 10 Конституции, поддержанные тремя четвертями голосов от общего числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

26 декабря 2000 года принят Закон Республики Бурятия `О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия`.

В настоящее время работа по приведению ряда статей законов Республики Бурятия в соответствие с федеральным законодательством продолжается.

Для правового регулирования государственного строительства в республике, совершенствования системы и организации деятельности органов местного самоуправления разработаны и приняты законы `Об общих принципах органов местного самоуправления Республики Бурятия`, `О выборах органов местного самоуправления Республики Бурятия`, `О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в Республике Бурятия`, `О статусе депутата представительного органа местного самоуправления`, `О муниципальной службе в Республике Бурятия`, `О местном референдуме в Республике Бурятия`.

В ноябре 2000 года в г. Улан-Удэ состоялась межрегиональная научно-практическая конференция `Местное самоуправление: опыт, проблемы, перспективы` с участием представителей Иркутской и Читинской областей, Республики Саха (Якутия), а также ведущих ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, представителей из Совета Федерации и Государственной Думы. Активно изучается опыт российских регионов по становлению и развитию местного самоуправления по поселенческому принципу.

Народным Хуралом принято 19 законов, связанных с развитием бюджетного и налогового законодательства. Особое внимание в этих законах обращено на достижение открытости доходных и расходных статей бюджета, что является демонстрацией эффективности действующего законодательства и осуществляемой экономической политики.

Закон `О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия` устанавливает принципы построения и структуру бюджетной системы Республики Бурятия, правовые основы ее функционирования, правовое положение субъектов бюджетного права, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, содержание и пределы правового регулирования расходов бюджетов, содержания и пределы правового регулирования бюджетов различных уровней и межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Республике Бурятия.

26 декабря 2000 года принят Закон Республики Бурятия `О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2001 год`, который характеризуется следующими особенностями:

- в республиканском бюджете на 2001 год консолидированы средства территориального дорожного и экологического внебюджетных фондов и образованы соответствующие целевые бюджетные фонды;

- в целом уровень доходов вырос по сравнению с бюджетом 2000 года на 70,5%;

- расходы на образование, культуру и здравоохранение выросли на 45,75% по сравнению с бюджетом 2000 года.

В Конституции Республики Бурятия закреплено, что `Республика Бурятия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека`. В развитие этого положения 25 декабря 1997 года принят Закон `Об адресной социальной помощи в Республике Бурятия`, который позволил в условиях крайнего дефицита бюджетов всех уровней осуществлять помощь наиболее незащищенным слоям населения по принципу адресно-заявительной помощи.

Для обеспечения достойных условий жизни ветеранов принят Закон `О ежемесячной персональной доплате к государственной пенсии лицам, получавшим персональные пенсии союзного и республиканского значения`, устанавливающий ежемесячную доплату к государственной пенсии.

В республике остро ощущается дефицит социальных работников. Социальная незащищенность молодых специалистов не способствует повышению престижа этой профессии. К работе в учреждениях социальной сферы стали привлекать лиц, не имеющих специального образования. Проанализировав сложившуюся ситуацию, депутаты Народного Хурала, члены Комитета по социальной политике внесли в порядке законодательной инициативы проект закона `О целевой контрактной подготовке и социальной защите выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, направляемых в учреждения социально-бюджетной сферы Республики Бурятия`. Принятие этого Закона позволило значительно восполнить потребность в специалистах для учреждений социальной сферы и повысить престиж социального работника.

За последние годы резко обострилась ситуация, связанная с заболеваниями туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, что послужило основанием для принятия Закона `О защите населения Республики Бурятия от туберкулеза`. В качестве механизма его реализации Правительством республики разработана и принята целевая программа неотложных мер по борьбе с туберкулезом. Проведена серьезная и кропотливая работа по разработке законов `О здравоохранении в Республике Бурятия` и `О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности в Республике Бурятия`.

В экономической сфере идет постоянный процесс совершенствования республиканской законодательной базы и приведения ее в соответствие с федеральным законодательством. Народным Хуралом подготовлен ряд законов и других нормативных правовых актов, направленных на создание законодательной основы функционирования отраслей экономики, поддержки местных товаропроизводителей.

Толчком к развитию малого предпринимательства в Бурятии стали принятие и актуализация Закона Республики Бурятия `Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства`. На все виды деятельности, осуществляемые субъектами малого предпринимательства, устанавливаются минимальные налоги - от 6 до 24 минимальных размеров оплаты труда в год в зависимости от стажа работы предпринимателя. Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Бурятия `О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия` в соответствии с законами `О Правительстве Республики Бурятия` и `Об экономическом прогнозировании и разработке социально-экономических программ`, которые направлены на развитие инфраструктуры малого бизнеса. В рамках поддержки среднего и малого бизнеса принят Закон Республики Бурятия `О льготном налогообложении базовых предприятий участников территориально-производственных зон свободного предпринимательства`. Закон предоставляет возможность крупным предприятиям, часть сооружений и оборудования которых простаивает, стать базовыми предприятиями территориально-производственной зоны. Любой предприниматель или предприятие, согласившиеся разместить свое производство на простаивающих площадях, получают `налоговые каникулы` на срок до 5 лет, оплачивая только амортизационные и коммунальные расходы базовому предприятию. Базовое предприятие также получает налоговые льготы при условии целевого направления средств на развитие своего производства. В столице республики наиболее эффективно действуют территориально-производственные зоны свободного предпринимательства на приборостроительном объединении и судостроительном заводе.

Одним из приоритетов в деятельности депутатов Народного Хурала является разработка законодательной базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Парламентом принят Закон Республики Бурятия `Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов`. В подготовке этого Закона принимали участие не только депутаты, ученые и специалисты республики, но и эксперты из Бюро Европейского Сообщества ТАСИС.

Совершенствованию и развитию правового обеспечения региональной экономики необходимо придать комплексный характер. Это понимают на всех уровнях власти. К сожалению, одобренные федеральным Правительством Основные положения региональной политики в Российской Федерации не содержат перечня конкретных федеральных актов, которые должны быть приняты в связи с реализацией этих Основных положений. В развитие конституционных положений следует принять специальный федеральный закон об экономическом статусе регионов. В нем целесообразно указать комплекс мер, обеспечивающих обоснованный баланс федерального и регионального регулирования экономических отношений, направленных на улучшение межрегиональных хозяйственных связей и формирование единого рынка. В этом акте необходимо отразить положения, позволяющие региону активно воздействовать на стабилизацию экономической ситуации на собственной территории, расширить статус субъекта Федерации в части использования природных ресурсов, его роль в управлении субъектами федеральной собственности, ответственность региональных органов за эффективность хозяйствования и жизненный уровень населения.

В январе 2000 года принят Закон Республики Бурятия `О земле`, в котором установлено, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Республика Бурятия принимает законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения на территории Республики Бурятия, регулирует земельные отношения в пределах полномочий, установленных конституциями Российской Федерации и Республики Бурятия.

Земельное законодательство направлено на обеспечение рационального использования и охрану земель, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, защиту прав на землю, совершенствование и государственное регулирование земельных отношений, развитие организационно-правовых форм хозяйствования на земле.

Республика Бурятия - один из первых субъектов Российской Федерации, где принят собственный закон о земле. Актуальность его принятия диктовалась тем, что в республике земельные отношения практически перешли на рыночную основу. На необходимость принятия такого закона влиял также `байкальский` фактор, связанный с упорядочением и соответствующими ограничениями использования земель в природоохранной зоне озера Байкал. Особое внимание обращено на оборот сельскохозяйственных земель: каждый собственник земельной доли вправе внести ее в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, передать землю в аренду, получить ее в натуре при организации крестьянского (фермерского) хозяйства, создании или расширении личного подсобного хозяйства. Предусмотрен свободный оборот земельных долей между участниками сельскохозяйственной организации в соответствии с их уставом.

Традиционным видом животноводства в республике является овцеводство. За последние годы в этой отрасли наблюдается значительный спад. В связи с этим в Государственной Думе были проведены парламентские слушания на тему `О положении и комплексе мер по выводу овцеводства из кризисного состояния`. Широкое обсуждение этого вопроса позволило принять программу подъема овцеводства и разведения местных пород овец, приспособленных к суровым климатическим условиям Бурятии.

Определяя свои основные задачи, Народный Хурал исходит из того, что республике необходима интегрирующая идея, общенациональная цель, своего рода идеология согласия, на основе которой должна быть выработана стратегия развития Бурятии на ближайшую и отдаленную перспективу. В этой связи приоритетным направлением деятельности стали создание правовых и концептуальных основ национальной политики и межнациональных отношений, поиск путей укрепления доверия и согласия между народами, защита интересов малых народов, сохранение целостности Российской Федерации. Как уже отмечалось, разработана и принята Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия. Ее основные положения в дальнейшем стали основой для практических рекомендаций и решений в сфере межнациональных отношений. В Республике Бурятия успешно работает Ассамблея народов Бурятии, проводятся съезды коренного населения.

Одной из актуальных задач в республике является возрождение бурятского языка. Во исполнение законов Республики Бурятия `О языках народов Республики Бурятия` и `О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия` решен вопрос о введении при Правительстве службы языкового перевода, что позволило издавать официальные документы на двух языках - бурятском и русском. Народный Хурал планирует и в дальнейшем инициировать и поддерживать деятельность по все более широкому функционированию бурятского языка в различных сферах государственной и социальной жизни.

Организационное, правовое, документальное, информационно- аналитическое, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности Народного Хурала, его депутатов и комитетов осуществляет Аппарат Народного Хурала Республики Бурятия. В его структуре работает информационно-аналитическое управление, которое осуществляет аналитическую и прогнозную работу по всему спектру экономических и социальных проблем республики - от реформирования жилищно-коммунального хозяйства до освоения минерально-сырьевых ресурсов в зоне Байкало-Амурской магистрали. В каждом комитете Народного Хурала от одного до трех консультантов и главных специалистов занимаются анализом, организацией специализированной и финансово-экономической экспертизы, консультированием депутатов, подготовкой проектов заключений по нормативным правовым актам. К работе привлечены ученые, специалисты народного хозяйства, члены экспертно-аналитического совета. Они участвуют в совещаниях, заседаниях `круглых столов` по тематике обсуждаемых законопроектов.

Парламентарии Республики Бурятия считают, что создание единого правового пространства в Российской Федерации позволит укрепить Российское государство и создаст более прочную правовую базу для развития экономики, сближения субъектов Федерации. По мнению депутатов, основная работа должна вестись в сферах разграничения полномочий между Федерацией и регионами, выработки механизмов участия в разработке сырьевых ресурсов и защиты окружающей среды, оптимизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован