«Город Тольятти исторически развивался на основе строительства крупнейших в стране промышленных комплексов. Центральный район города на базе химических заводов ( СК, Куйбышев Азот, Куйбышев Фосфор, ТЭЦ и др.), Автозаводской район развивался на основе АВТОВАЗа. Все эти предприятия были построены более 50 лет назад и сразу становились градообразующими. Поэтому экономическая, экологическая и социальные сферы города целиком зависели от успешности и надёжности работы этих предприятий и их инфраструктуры.
Суть нашего вопроса в том, что для обеспечения надёжной работы предприятий была необходима в больших количествах (десятки тысяч куб.метров) речная вода. Для её подачи были предусмотрены и построены четыре стальных трубопровода максимального диаметра с необходимыми насосными станциями и камерами переключения общей длиной около 40 километров. Трубопроводы из других материалов в то время в нашей стране не строились, так как производись только стальные трубы с соответствующей сварочной технологией для их соединения. Их эксплуатационный ресурс составлял около 50-ти лет. В настоящее время этот ресурс выработан и экологическая катастрофа может случиться в любой момент, что приведёт к остановке всех предприятий «Северного узла», включая ТЭЦ. Такая же ситуация сложилась и в Автозаводском районе. Отличие только в длине трубопроводов, здесь их в несколько раз больше.
Хозяином сети водоснабжения «Северного узла» считается завод СК. Четыре года назад завод СК заказал проект модернизации водоводов компании «Инженерная система», имеющей большой опыт в проектировании и строительстве пластмассовых трубопроводов. Сроки эксплуатации пластмассовых труб в 1,5 – 2 раза превышают сроки эксплуатации стальных труб. В проекте была предусмотрена возможная замена стальных трубопроводов на пластмассовые. Кроме этого, в проекте в целях экономии средств и отсутствия места для дополнительных водоводов, был предусмотрен прогрессивный метод прокладки трубопроводов «труба в трубе». Цена вопроса четыре года назад составляла 520,0 млн.руб. К реализации проекта не приступили и по настоящее время, в связи с отсутствием источника финансирования.
В связи с тем, что прошли все сроки эксплуатации трубопроводов и крупномасштабная авария может произойти в любой момент, мы считаем, что для предотвращения катастрофы, необходимо:
Подготовить всю необходимую техническую и технологическую документацию, необходимую для замены трубопроводов с учётом сохранения основного оборудования всех предприятий «Северного промузла»;
Провести обследование состояния всех инфраструктурных объектов, включая все виды очистных сооружений (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, энергоснабжение), с целью выявления аварийных ситуаций и разработать мероприятия по их устранению или блокированию;
Заказать разработку проектов, как минимум на уровне технико-экономических обоснований (ТЭО);
Немедленно приступить к реализации этих проектов.
«Цена» вопроса для Автозаводского района, в связи с необходимостью модернизации очистных сооружений водоснабжения и большой протяжённостью трубопроводов составит десятки миллиардов рублей».
Валерий Волохович, к.т.н., лауреат премии Совмина СССР, ветеран АВТОВАЗа, эксперт газеты «Семь Верст», www.7verst.ru
В.Арцыков – главный редактор газеты "Семь Верст"