27 апреля 2007
1444

`Наша Конституция была образцовой для федеративных отношений`

Принятие в 1992 году Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), бесспорно, стало важнейшим событием в истории современной Якутии. Она заложила правовые основы государственности республики, и значение этого документа трудно переоценить. С тех пор прошло 15 лет. За это время многое изменилось в государственно-политическом устройстве Российской Федерации.

Значительные изменения претерпела и Конституция республики. Поэтому сегодня мы решили не только вспомнить о том, как это было, но и вкратце проанализировать изменения, которые произошли за последние годы. За комментариями мы обратились к нескольким известным людям, входившим в рабочую группу по разработке Конституции, то есть к непосредственным авторам Основного Закона, и задали им по два вопроса:
- Что вы чувствовали, когда писали Конституцию республики и таким образом стали участником конституционной реформы 90-х, которая привела к рождению истинной демократии в России? В чем, по вашему мнению, суть этого непростого процесса?
- Как вы оцениваете изменения в Конституции, принятые за все 15 лет? Ведь в первоначальном варианте Основного закона было прописано право народа на самоопределение, а республика признавалась парламентской?

Дмитрий Николаевич Миронов, председатель Конституционного суда РС(Я):
- Мое личное участие в разработке Конституции республики никак не персонифицировано. Думаю, каждый член рабочей группы не ставил перед собой цель увековечить себя в истории. Тем более что в этом процессе участвовало очень много людей. Конституция Республики Саха (Якутия) - это плод коллективного труда. Рабочая группа готовила проект для конституционной комиссии Верховного Совета республики XII созыва, после чего документ всесторонне рассматривали все депутаты.
Стоит особо отметить, что республика, как в целом вся страна, находилась в очень сложной ситуации. Страна переживала глубокий социально-экономический кризис. В это время федеральный центр не давал четких ориентиров субъектам Федерации, в том числе и Якутии. На всех уровнях власти шла напряженная работа по тому, как наиболее полно выразить новое качество, которого достигла Российская Федерация к началу 90-х.
Одним из ключевых этапов данного процесса стало подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора, который характеризовал Якутию как суверенную республику в составе Российской Федерации, имеющую значительные права и полномочия на организацию и управление социально-экономическими процессами. Однако этот документ не давал четких ориентиров в плане взаимоотношений республики с крупными хозяйствующими субъектами, федеральными министерствами и ведомствами. Кроме того, фактически у нас не было правовой базы относительно охраны природы и других важнейших государственных задач. А ведь все это требует повседневных решений. Поэтому все участники конституционной реформы чувствовали огромную ответственность и прекрасно осознавали крайнюю необходимость принятия собственной Конституции Республики Саха (Якутия).
Если говорить об изменениях в Конституции, принятых в течение 15 лет, то они действительно большие. Так или иначе, но изменения коснулись большинства статей Основного Закона. В первозданном виде сохранились 32 из 144 статей.
Конечно, можно по-разному оценивать процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию. Но представим себе такую ситуацию: когда человек построил дом, живет в нем и думает, что будет жить вечно. Но ведь он живет в обществе, где сосед, предположим, провел газ и водопровод. Сможет ли в таком случае хозяин чувствовать себя комфортно? Конечно, нет. Он просто будет просто вынужден стараться соответствовать уровню соседей и всего общества. Примерно то же самое можно сказать относительно Конституции.
Напомню, что Конституция республики вступила в силу до принятия Конституции РФ. Интенсивное федеральное законотворчество началось только в 1993 году, как раз после принятия Конституции РФ. Тогда же было признано верховенство федерального законодательства. Соответственно вновь образованный Конституционный суд РФ приступил к длительному процессу упорядочения действующего законодательства, в том числе регионального.
В целом всем изменениям в Конституции я дал бы позитивную оценку. Тому есть несколько причин. Во-первых, Якутия находится в едином правовом пространстве, и в федеральном законодательстве есть много хорошего, что следует взять на вооружение. Во-вторых, в России за эти годы значительно упорядочились общественные отношения, и сегодня высшей ценностью признаются права человека, чего не было в первоначальном варианте Конституции. В-третьих, благодаря внесенным изменениям мы сегодня четко знаем историческое положение республики в составе России. То есть от собственных поисков пришли к осознанию и пониманию своего места среди субъектов Федерации. В-четвертых, принятие 12 конституционных законов не изменило конституционно-правового статуса республики. Сохранены государственность Якутии и ответственность органов власти за организацию и управление общественной жизнью республики. В-пятых, изменения в Конституции дали возможность реализовать концепцию самой республики, правильно представить приоритеты своего развития. Проще говоря, в первоначальной редакции подразумевалось то, что республика может существовать за счет природной ренты. Но сегодня мы пришли к пониманию того, что, являясь субъектом большого государства, мы не можем игнорировать интересы других субъектов, имеющих гораздо меньше природных богатств. И в конце концов именно Основной Закон республики дал возможность всем ветвям власти разработать Концепцию устойчивого развития республики путем масштабных экономических преобразований. Конституция дает для этого достаточно оснований.

Егор Михайлович Ларионов, Полномочный представитель Президента РС(Я) в Конституционном суде РС(Я):
- Прежде чем говорить о сути Конституции Республики Саха (Якутия), необходимо подчеркнуть, что усилиями народных депутатов Верховного Совета ХII созыва и руководства республики были приняты три документа, окончательно определившие судьбу новой Конституции Якутии. Это "Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики", Закон "О государственном статусе" и Федеративный договор. Они стали политической и правовой основой Конституции.
В то время на уровне Российской Федерации разрабатывались различные варианты и проекты Конституции России. В Верховном Совете победила та точка зрения, что надо принять свою Конституцию, не дожидаясь принятия Конституции РФ.
Это было совершенно правильно. Рабочие группы Конституционной комиссии Верховного Совета достойно выполнили свои полномочия перед избирателями. Окончательный проект представила депутатам рабочая группа по разработке совершенствования концепции Конституции Республики Саха (Якутия) под руководством В.М.Власова, Е.П.Жиркова.
Разработанный проект и сам текст Конституции не только в полной мере отражали действительность того времени, но и вырисовывали перспективы развития Якутии в двадцать первом веке. Стабильность общественных и государственных институтов, новое понимание взаимоотношений в экономическом, политическом и духовном плане приоткрыли новые страницы будущего правового государства.
Как человек, народный депутат, который вместе со своими коллегами причастен к этому эпохальному событию, должен сказать, что наша Конституция была не только первой среди субъектов Российской Федерации, но и одной из лучших.
К примеру, первая и вторая главы - "Основы конституционного строя" и "Права, свободы, обязанности человека и гражданина" - остались практически без изменений. Вопросы о праве народа на самоопределение и о государственном суверенитете остались в соответствующих пунктах статьи 1 Конституции. Вопросы о земле, природных ресурсах, собственности отражены в пятой статье Конституции и продолжают служить делу защиты интересов республики и всего народа. Именно эта статья помогла Президенту Республики Саха (Якутия), Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принципиально отстаивать полномочия республики в области природопользования и в других важных направлениях.
За 15 лет внесено много изменений в Конституцию республики. Они коснулись наименований органов государственной власти и их полномочий. Но скажу сразу: полномочия ветвей власти остались практически прежними, как установил Верховный Совет ХII созыва. Народные депутаты первого, второго и третьего созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) произвели очень грамотную редакцию закона по мере изменения названий органов государственной власти, перехода на местное самоуправление и увеличения полномочий субъектов согласно федеральному законодательству.
Замечу, что республика официально никогда не признавалась парламентской, президентской, парламентско-президентской или президентско-парламентской. Это удел ученых и юристов. Это теория. Безусловно, где-то сильны позиции исполнительной власти, а где-то представительного органа. Однако, на мой взгляд, сегодня все ветви власти имеют достаточное количество сильных полномочий, которые следует реализовать в интересах Якутии. Конституция в полной мере способствует нормальным отношениям между ветвями власти.

Ульяна Алексеевна Винокурова, проректор по научно-исследовательской работе Арктического государственного института культуры и искусств:
- Мы писали Конституцию Республики Саха (Якутия) почти полтора года. Проект несколько раз вносился на рассмотрение Верховного Совета республики, а также прошел несколько экспертиз в московских институтах права и был вынесен на обсуждение широкой общественности. Поэтому преобладало чувство высочайшей ответственности, которое до сих пор сохраняется в сердце. Я отношусь к Конституции как к родному ребенку, взрослеющему и имеющему свою судьбу.
Каждый член рабочей группы имел свои идею и образ правового демократического государства, что позволило совершить эволюционную конституционную реформу, сохраняющую социальные гарантии, развивающую международную практику реализации прав коренных народов на самоопределение и вводящую принципы рыночной экономики под контролем государства.
Со всей ответственностью заявляю, что наша Конституция была образцовой для установления федеративного государства. Не зря ей последовали другие субъекты Российской Федерации. Это был рубеж возможного по реализации права народа на самоопределение в новейшей истории России.
Все изменения, принятые за последние 15 лет, конечно, можно считать и откатом назад от федеративных и демократических принципов правового государства. Особенно было жалко терять принцип "двух ключей", благодаря которому мы могли получать арендные платежи от АК "АЛРОСА". Но время течет, все изменяется. Сегодня в стране совершенно другая социально-экономическая и политическая ситуация, которая требует новых подходов к решению общих проблем. И здесь не обойтись без изменений, ведь живем мы в одной стране и работаем в едином правовом пространстве.

Федор Григорьев
27 апреля 2007 г. N78(31098) пятница
www.gazetayakutia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован