01 сентября 2004
127

Наталья Комарова: Огромные природные богатства России потенциально способны стать источником энергичного экономического развития и обеспечить процветание и стабильность российского общества...

МОСКВА, 15 июня. /`ФК-Новости`/. Огромные природные богатства России потенциально способны стать источником энергичного экономического развития и обеспечить процветание и стабильность российского общества, но только при толковом, рациональном, разумном к ним отношении. Об этом корреспондент информагентства `ФК-Новости` беседует с председателем Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам и природопользованию Натальей Комаровой.



- Лицензирование добычи полезных ископаемых... Каким, на Ваш взгляд, должен быть оптимальный механизм функционирования этой системы? Какие есть недостатки в ныне действующей системе выдачи лицензий?



- C помощью лицензии обеспечивается предоставление и реализация прав в недропользовании. По сути, лицензионная система носит разрешительно-административный характер. К сожалению, следует отметить, что сегодня существует недостаточная гармонизация гражданско-правового и административного режимов недропользования. Эту задачу надо решать. Эффективному решению проблем в указанной области, на мой взгляд, мешают неопределенность в действующих правилах, отсутствие стабильности и ответственности во взаимоотношениях власти с недропользователями.



Сегодня крайне важно создать рыночные механизмы недропользования, учитывающие состояние минерально-сырьевой базы. Нужно оценивать с помощью государственной экспертизы качественные и количественных показатели месторождения, определять необходимость вовлечения месторождений в эксплуатацию, а также объемы добычи и воспроизводства полезных ископаемых.



Условия доступа на рынок должны быть ясны и понятны. Здесь необходимо иметь абсолютно четкие правила игры. Для обеспечения реальной возможности управлять недрами субъекты Российской Федерации должны быть наделены правами и ответственностью в области недропользования.



- Каким критериям должны отвечать Водный и Лесной кодексы, чтобы эти документы могли реально работать во благо общества?



- В настоящее время правительство занимается доработкой проектов новой редакции Лесного и Водного кодексов. В Государственную Думу эти законопроекты пока не поступали. Но наш Комитет уже провел в этом году парламентские слушания `Актуальные вопросы лесного законодательства Российской Федерации`, выездной семинар-совещание в Калининграде `Правовые и экономические аспекты рационального использования водных и водно-биологических ресурсов`, выездное заседание в Архангельске и еще целый ряд мероприятий.



По моему мнению, в Государственной Думе такая система работы дает возможность привлечь лучших специалистов к законотворческой работе с тем, чтобы, участвуя в создании законов, влиять на их содержание и качество. Каждый закон должен пройти тест на неотвратимость исполнения норм, которые в нем заложены, на предсказуемость последствий от его применения. Закон в обязательном порядке должен учитывать особенности его действия на разных территориях страны.



Применительно к вопросу, который мы сейчас рассматриваем, считаю принципиально важным следование Лесным и Водным кодексами принципам отношения к водным и лесным ресурсам как к естественной экологической системе, к компонентам окружающей среды, имеющим глобальное значение. Обязательно должен быть прописан механизм соответствующих компенсаций, предусмотренных на те случаи, когда деятельность одного водопользователя наносит ущерб другим пользователям водных ресурсов. Ныне действующая методика компенсаций, на мой взгляд, несовершенна. Эту методику нужно доработать и потом закрепить законодательно.



Считаю необходимым наличие в Водном кодексе четкой дифференциации пользования с изъятием и пользования без изъятия водных ресурсов. Например, рыбаки вышли на лов. Они изымают биоресурсы, но водные ресурсы ими в данной ситуации не изымаются. Или вот, например, работа речного флота. Река является транспортным путем, и водные ресурсы при этом также не изымаются, как и в случае с рыбаками. Но если возьмем, скажем, забор или сброс воды, то это уже совершенно иные правовые случаи. Здесь уже имеет место изъятие водных ресурсов.



Или вот такое направление, как концессия. На водном объекте на правах концессионного договора может осуществляться, например, рыболовство. А может проводиться перевозка грузов и пассажиров, то есть река, озеро используются в качестве транспортного пути. Здесь речь пойдет уже не об использовании водных ресурсов, эти вопросы регулируются не водным законодательством, а гражданским. Но регулирование происходит с учетом правил пользования водными объектами.



- По некоторым расчетам, правильное использование только лесных, то есть возобновляемых, богатств России способно дать стране больше, чем `нефтянка`. Но у нас деревообработка практически ничего не приносит государству, тогда как, например, крошечная Финляндия ежегодно зарабатывают на лесе многие миллиарды долларов...



- В мае на одном из заседаний нашего Комитета обсуждались вопросы совершенствования законодательства в части создания правовых и экономических условий, стимулирующих глубокую переработку древесины, а также комплексное использование лесных ресурсов. Лесная отрасль, включающая переработку древесины и лесное хозяйство, занимает в структуре экономики России пятое место. Потребителями ее продукции являются большинство отраслей промышленности. На лесопромышленный комплекс, по некоторым оценкам, приходится более 2 процентов платежей в бюджеты всех уровней. Однако при эффективном использовании лес может приносить в бюджет страны существенно больше. Потенциал отрасли дает возможность производить продукцию на сумму около 100 млрд долл и вносить более значительный вклад в экономику.



В ходе заседания были высказаны мнения, что одним из основных тормозов в достижении высокого технического уровня лесопромышленного производства является недостаток инвестиций. Достижение высоких темпов развития отрасли, базой которого является модернизация, требует инвестиционных вложений в размере 20-25 млрд долларов. Пока же их объем невелик. По разным оценкам, за последние 10 лет инвестиционные вложения снизились в 5 раз и составили в 2003 году менее 1 млрд долларов.



- Как Вы полагаете, начнет ли Россия продавать другим государствам воду в ближайшее десятилетие? Не ухудшит ли это нашу собственную экологическую ситуацию?



- Если бы Вы задали этот вопрос еще несколько лет назад, я бы предположила, что он сформулирован под впечатлением какого-нибудь художественного произведения жанра научной фантастики. Но в настоящее время эта проблема уже не кажется фантастической. Всегда в мире были страны, да и целые регионы, испытывавшие дефицит водных ресурсов. Однако сегодня это проблема стала необычайно острой, приобрела ярко выраженную политико-экономическую окраску, от ее решения начинает зависеть будущее процветание или регресс территорий и государств.



Россия, к счастью, располагает большими водными ресурсами. Выходить или не выходить с ними на мировой рынок - это вопрос национальной безопасности.



Однако относительно экологической составляющей вопроса считаю, что какие-либо непродуманные действия в этом направлении могли бы усложнить и даже существенно ухудшить ситуацию в экосистеме. А с ухудшением экологической обстановки снижается уровень качества водных ресурсов. С учетом этого фактора вода, как пригодная для употребления человеком, так и для промышленных нужд, стоит значительно дороже. При рассмотрении этого вопроса надо учитывать то, как изъятие определенного количества воды скажется на нашей собственной ситуации в будущем. Это сложный и большой вопрос, на который однозначного ответа пока нет.

`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован