15 октября 2004
1101

Наталья Пугачева: Монетизация льгот добавила головной боли властям

Госдума приняла пакет законов о монетизации льгот. С одобрения верхней палаты они перевернули нашу жизнь. Власти разделили более чем 30-миллионную армию российских льготников на федеральных и региональных. В регистр федерального уровня попали инвалиды, инвалиды войны и бывшие узники фашизма, участники боевых действий, чернобыльцы и так далее. Льготы уже четко определены 122 федеральным законом от 22 августа с длинным названием.

Думаю, людям не столь важно, как закон называется, главное, что он им даст. По словам начальника областного департамента соцзащиты населения Александра Гальцева, этот закон определил льготы для сорока двух категорий граждан, которые будут получать ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и, кроме того, социальный пакет. Размеры ЕДВ различны для разных категорий, а соцпакет для всех одинаков - он стоит 450 рублей. Из них 40 рублей - это проезд пригородным и железнодорожным транспортом, а 410 - лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом туда и обратно. Но воспользоваться этим благом можно только раз в три года.

- Механизмы по реализации этого соцпакета правительством пока еще не утверждены, - сказал Александр Васильевич. - Что касается вопросов выплаты ЕДВ, органы социальной защиты населения сейчас работают вместе с Пенсионным фондом по формированию государственного регистра получателей ежемесячных выплат. Первого октября мы подписали акт приема-передачи этой базы данных в Пенсионный фонд, сейчас идет доработка. До конца года эту работу закончим. Денежные компенсации взамен отнятых благ будут выплачивать "федералам" из бюджета страны с первого января 2005-го. Здесь все понятно. А вот с оплатой льгот ветеранам труда, труженикам тыла, пострадавшим от политических репрессий - всего 20 категорий, которые "повисли" на региональных бюджетах, еще много неясностей.

Монетизировать льготы или нет? Постановлением губернатора Амурской области создана комиссия для прорабатывания этого вопроса. В ее состав вошли ответственные работники обладминистрации, департамента социальной защиты и депутаты областного Совета. Идут обсуждения, споры. Но в главном - оставить все в натуральном виде или монетизировать льготы и какие - пока не определились. У каждого свое мнение.

- Мы вносим предложение все-таки ввести монетизацию льгот по проезду на всех видах городского транспорта, внутрирайонные и внутриобластные междугородные маршруты, а также ЕДВ по лекарствам, - заметил Александр Гальцев.

- Потому что это льготы, которые трудно учесть. Трудно проконтролировать целевое использование денег. Есть и другая сторона вопроса. Вот представьте себе: инвалид войны (а эта категория входит в федеральный регистр льготников) сядет в городской автобус и должен будет заплатить за проезд. Потому что он получит с 1 января денежное выражение льгот. А ветераны труда, труженики тыла, если мы оставим натуральные льготы, будут ехать в этом же автобусе бесплатно. Вот вам, пожалуйста, уже несоответствие, социальная напряженность. То же самое и с льготой за телефон. Мое мнение: если уж переходить на денежную оплату льгот, то переходить везде.

- Мы сегодня можем только высказывать предположения, - отметила председатель постоянной комиссии облсовета по бюджету налогам и финансам Наталья Пугачева.

- Администрация области еще не дала нам конкретных цифр, есть только предварительные расчеты по двум льготам, которые можно монетизировать: за телефон и транспорт. В первом случае предлагается выплачивать по 50 рублей, за транспорт - по 70 всем категориям населения, которые пользуются данными льготами. Мы с этим не согласились: очень мало.

Льготу за телефон депутаты предложили увеличить в два раза. Что вполне объяснимо. С 1 января 2005-го стоимость оплаты за услуги этого вида связи будет 200 рублей. Скидка предусмотрена законом на 50%, значит, необходимо, чтобы сумма была 100 рублей. По транспорту народные избранники предложили отдать льготникам не менее 250 рублей. Однако и эта цифра кому-то покажется недостаточной. Например, у работников благовещенского муниципального автотранспортного предприятия "Автоколонна-1275" своя убедительная арифметика.

- Сегодня проездной билет в Благовещенске стоит 340 рублей, - сказала экономист автоколонны Галина Слюсарева.- Чтобы попасть на садоводческий маршрут, пенсионеру надо проехать в городе, за что заплатить шесть рублей, если нет проездного. Плюс еще 10 рублей - средняя стоимость билета в садоводческом маршруте. Умножаем на два (проезд туда и обратно), получается 32 рубля в день. А людям
предлагают компенсацию всего 250 рублей в месяц или того меньше. Как же они станут заниматься садоводческими участками? Многие будут вынуждены их бросить. И жизнь пенсионеров от этого не улучшится, а наоборот.

Дамоклов меч завис и над самой автоколонной. На садоводческих маршрутах ездят в основном люди пожилые. И если они побросают сады, значит, и муниципальное предприятие придет к краху. Конечно, на каждой территории разные ситуации. Но многие главы районных администраций, по словам Натальи Пугачевой, высказываются против монетизации льгот. Автотранспортным предприятиям работать сегодня легче. Потому что, получая деньги из бюджета на льготников, они могут закрыть и заработную плату, и ГСМ. Другой довод: есть опасение, что, получив компенсацию за льготу на транспорт, пенсионеры могут истратить деньги на другие цели, и она просто не дойдут до автопредприятия.

Льготы по ЖКХ вообще не монетизирутся. Но и здесь есть новшества. Так, согласно федеральному закону из перечня льгот сельского учительства исключают пенсионеров.

- Например, учительница будет получать эту льготу, - сказала Наталья Пугачева, - а ее муж-пенсионер нет. Он должен идти и оформлять субсидию. Для людей это, конечно, лишняя головная боль и канитель. Мы предложили департаменту ЖКХ оставить все как есть. Ведь субсидии платятся из того же бюджета, что и данная льгота. Не знаем, согласятся они с нами или нет.

- Варианты предоставления льгот пока различны. Все должно быть увязано с финансовыми возможностями бюджета. А они весьма ограничены, - подытожила заместитель губернатора Светлана Анищенко. - Мы пытаемся просчитывать не только свои возможности, но и сопоставлять наши расчетные цифры с теми, которые находятся в стадии обсуждения в других регионах. И сегодня максимально приблизились к тому, чтобы все-таки часть предоставляемых льгот монетизировать. В первую очередь речь идет о льготах по проезду на транспорте и лекарственному обеспечению. Но говорить более конкретно, что все будет вот так и суммы будут такие-то, можно только тогда, когда закон примут в первом чтении. А пока департаменту соцзащиты дано задание еще раз все просчитать. Сколько потенциальных льготополучателей их реально имели. Что по каждому виду льгот фактически тратилось в этом году. И сколько придется на каждого человека, если разделить эту сумму на всех, кто имеет право получать льготы. Любая из них должна быть подтверждена реальными финансовыми средствами.

...О монетизации громко протрубили на всю Россию: это хорошо, необходимо людям. Но никто не дает регионам никаких денег. А средства требуются огромные. Не позавидушь властям...

Ирина Ворошилова, 15.10.2004

"АМУРСКАЯ ПРАВДА"
http://www.amurpravda.ru/articles/2004/10/15/6.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован