НАТО перед лицом трёхполярного мира

Main f770e008a2934b789abb504c603708bd

 

НАТО перед лицом трёхполярного мира

Закат господства США и однополярного мира, бегство Америки из Афганистана и создание нового англосаксонского блока АУКУС раскалывает единство НАТО и заставляет его участников требовать от США более надёжных ядерных гарантий, что приведёт к угрозе Третьей мировой

   Для общей атмосферы заседания Совета НАТО на уровне министров обороны 2-22 октября с. г. и предстоящей встречи на уровне министров иностранных дел блока, которая пройдёт с 30 ноября по 1 декабря 2021 г. в Риге, характерна растерянность перед лицом осознания Западом драматических изменений геополитической конфигурации мировой политики, связанных с формированием трёхполюсного мира.

Одним из первых сигнализировал о наличии тенденции к трёхполюсности председатель Объединённого комитета начальников штабов (КНШ) Марк Милли, в начале ноября этого года произнёсший на вашингтонском Аспенском форуме по вопросам безопасности речь с геополитическими выводами. Главный из выводов генерала - началась эпоха трёхполярного мира, в которой США вступают в конфигурацию «трёхполярной войны» и должны быть готовы противостоять не только России, как во времена холодной войны, но и Китаю.

Фактически Председатель КНШ признал, что стратегический предел однополярности достигнут, и США не могут более в одиночку править миром. Более того, никаких ресурсов для сохранения и укрепления однополярности больше нет..

Конфигурация «трёхполярной войны»

В современном мире противоборствуют три центра принятия полностью суверенных решений:

- США, которые сегодня представляют уже не весь Запад, а скорее англосаксонскую ось (отсюда АУКУС и КВАД) плюс их региональные сателлиты;

- Россия, которая укрепляет свои позиции на международной арене, стараясь найти нКонец формыовые точки приложения как на постсоветском пространстве, так и в других регионах;

- Китай, который с успехом выдерживает всю тяжесть нарастающего экономического и военно-стратегического противостояния с англосаксами, всерьёз приступившими к региональному сдерживанию Китая в Юго-Восточной Азии.

Между этими центрами силы находится НАТО, поставленная на грань раскола поражением в Афганистане и формированием втайне от союзников англосаксонского блока АУКУС; дезориентированный, разрываемый противоречиями Евросоюз, находящийся на грани энергетической катастрофы из-за послушного следования в фарватере провальной политики Вашингтона и, по сути, выброшенный из англосакского блока; а также методично наращивающие свой потенциал многие другие страны и регионы мира.

Таким образом, накануне саммита НАТО летом 2022 г. в Мадриде, где должна быть принята новая Стратегическая концепция (СК), альянс столкнулся с необходимостью сформулировать качественно новый набор целей организации Североатлантического договора на среднесрочную перспективу до 2030 г.

Основополагающим в работе над новой СК является комплекс следующих факторов:

Резкое обострение международной обстановки по ряду направлений обеспечения безопасности, которые США и НАТО считают для себя чувствительными. Министры обороны согласовали всеобъемлющий План защиты евроатлантического региона, одной из фундаментальных задач которого остаётся сдерживание России.
Новые масштабы внешних угроз и вызовов НАТО, список источников которых по мнению альянса возглавляют Россия и Китай, а также усиление внутренних угроз единству альянса, в частности, спровоцированных решением о создании военного блока AUKUS, принятом англосаксонскими странами втайне от союзников по НАТО.
Пересмотр доктринальных военно-политических документов США, в частности, связанных с намерением Вашингтона наращивать возможности сил специальных операций для борьбы в «серых зонах», что потребует учёта в новой редакции СК НАТО, а также подготовка нового Обзора ядерной политики США.
Поражение США и НАТО в операции в Афганистане, что повлекло за собой потребность извлечь уроки и сделать выводы по многим военно-политическим аспектам принятия решений НАТО в период до 2030 г.
Необходимость согласовать подходы к инновационному развитию НАТО в военной техносфере, включая искусственный интеллект, кибернетические и квантовые технологии, когнитивную войну. В этом контексте был дан «зелёный свет» проведению 30 ноября с.г. конференции НАТО, посвящённой вопросам разработки и организации когнитивной войны, которая в рамках общей стратегии гибридной войны НАТО против России становится шестой сферой боевых действий Североатлантического альянса.

Внедрение инновационных технологий имеет целью победить Россию за счёт технологического превосходства. Для этого НАТО в военных целях создаёт Международный фонд инноваций, в который планируется инвестировать один миллиард евро.

 Министры обороны стран НАТО подписали Соглашение о намерениях в областях противовоздушной обороны и радиационной, химической и биологической защиты.

Министры обороны также подписали Соглашение о намерениях в областях противовоздушной обороны и радиационной, химической и биологической защиты. Существенным дополнением в новую СК послужит предложение Вашингтона приравнять инциденты в космическом и кибернетическом пространствах к актам вооружённого нападения, требующих задействования статьи 5 Вашингтонского договора 1949 г. Однако можно предположить, что государства НАТО, скорее всего, выскажутся за отсутствие автоматизма в принятии альянсом решений по военно-политическим вопросам, способным поставить мир на грань масштабного военного конфликта.

Новые импульсы развитию противоречий, определяющих отношения между «тройкой» мировых центров силы, придал ряд глобальных изменений, связанных с возвышением Китая, усилением России, переносом центра тяжести геополитических интересов США в АТР, ослаблением США и долговременными последствиями краха операции в Афганистане, пандемией, проблемами энергетики, климата и некоторыми другими.

Можно предположить, что по примеру АУКУС внутри НАТО будет предпринята попытка сформировать «миниблок» в составе Польши и стран Балтии, интересы которых совпадают в политике вокруг Украины и Балтийском море.

Такой блок может группироваться вокруг вооружённых сил четырёх натовских государств и многонациональной литовско-польско-украинской бригады, созданной в 2015 г. Дальнейшим развитием «миниблока» может стать подключение к нему Швеции и Финляндии, что создаст «мостик» для втягивания этих государств в НАТО.

Стратегическая культура НАТО

Работа высших руководящих органов НАТО призвана придать новый импульс становлению стратегической культуры военно-политического блока, которая развивается под влиянием соответствующих взглядов Соединённых Штатов.

Стратегическая культура является производной общей политической культуры конкретного общества и включает в себя сформировавшийся на протяжении всей истории государства набор верований и ценностей общества, тесно связанных с его политической системой.

В широком смысле стратегическая культура состоит из двух частей:

на стратегическом уровне она определяет базовые положения о стратегической среде, о войне в международных отношениях, о природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и её эффективном применении;
на оперативном уровне она призвана дать ответы на вопросы, связанные с выработкой наиболее эффективных стратегических решений для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами.

Составными частями стратегической культуры являются политическая, экономическая и правовая культуры, а также военная культура, которая представляет собой субкультуру военнослужащих, включающую такие компоненты, как образ жизни, набор ценностей и норм, язык, ритуалы, символы, материальную и художественную культуру, искусство. Военная культура тесно связана с национальным стилем и, следовательно, с конкретной культурой, а конкретная культура ведёт к конкретному стилю мысли и действия, которые не поддаются административному регулированию и служат источниками глубоких противоречий между союзниками.

Фактор глубоких различий между сложившимися стереотипами поведения вооружённых сил отдельных государств-членов НАТО и, что самое главное, между взглядами на способы использования военной силы в современных конфликтах существенно затрудняет процесс выработки и реализации коалиционных военных решений, что неоднократно проявлялось в ходе агрессии НАТО против Югославии, в операции в Афганистане, в ходе ракетно-бомбовых ударов по Ливии или при попытках выработать единую позицию в войне против Ирака в 2003 году.

Опыт 70-летнего существования альянса свидетельствует, что военно-политический блок сегодня всё ещё далёк от выработки единых правил и норм поведения в современном обществе, применения военной силы. В этом кроется одна из существенных уязвимостей НАТО, которую будут пытаться компенсировать в новой СК альянса, поскольку решение проблемы совмещения и гармонизации военных культур является одной из важнейших при выработке стратегии выполнения единых задач в структуре НАТО как военной организации союза государств.

Решающее влияние США на развитие альянса с момента его зарождения и до наших дней определяется не только высокой экономической и военной мощью этого государства. Важный фактор такого влияния состоит в том, что США являются единственным государством-членом НАТО, располагающим всеми атрибутами стратегической культуры и способным целеустремлённо формировать альянс под собственные стандарты поведения в современном мире.

Учитывая, что НАТО прежде всего военная организация, Вашингтон акцентирует внимание на модернизации Объединённых вооружённых сил альянса и повышении потенциала Сил быстрого развёртывания, совершенствовании командно-штабной структуры, обновлении техники и вооружения. Причём все эти мероприятия носят чёткую антироссийскую направленность.

Важное значение для развития взглядов на использование военного потенциала НАТО имеют «Временные указания по стратегии национальной безопасности» президента США Д. Байдена, в которых США и их союзники нацеливаются на участие в высокотехнологичной гонке вооружений, усиление борьбы в «серых зонах» и применение сил специальных операций. Ядерное оружие остаётся основой внешней политики США, с опорой на НАТО предпринимаются шаги по совершенствованию других видов сдерживания. Характерно, что с учётом игнорирования интересов союзников при выходе из Афганистана, создания англосаксонского блока АУКУС страны НАТО требуют от США дать им более надёжные ядерные гарантии, что найдёт отражение в новой СК блока.

Целенаправленно реализуется курс НАТО на повышение эффективности использования совокупного военного потенциала для обеспечения интересов Запада в глобальных масштабах. Продолжается военное освоение Украины как плацдарма агрессии против России и Белоруссии, наращивается провокационная военная активность на Чёрном море.

В небе Южной Европы в октябре прошли учения альянса по стратегическому сдерживанию под названием «Стойкий полдень» (Steadfast Noon 2021), в которых участвовали самолёты и персонал из 14 стран НАТО. Альянс ссылается на якобы «рутинный характер» ежегодных манёвров, но эти учения носят явно провокационный характер по отношению к России и Белоруссии, поскольку на них будет «отработан сценарий ядерной войны», а именно применение американских управляемых ядерных бомб новых модификаций В61-12, хранящихся в арсеналах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции. Одновременно в Румынии и Болгарии в 400 км от Крыма организованы лётно-тактические манёвры альянса «Замковая кузница» (Castle Forge), в которых принимают участие самолёты F-15E ВВС США, способные нести новейшие бомбы В61-12 мощностью от 0,3 до 50 кт.

На решение перечисленных и некоторых других задач брошены существенные материальные и интеллектуальные ресурсы, готовится соответствующая нормативно-правовая база.

Центры передового опыта НАТО

Центры передового опыта НАТО (ЦПО) являются одним из важных интеллектуальных ресурсов альянса по разработке новых идей в военно-политической, военной и военно-технической сферах.

С учётом трансформации вызовов и угроз гибридной войны ведущая роль отводится ЦПО в области киберзащиты, борьбы с гибридными угрозами, стратегических коммуникаций.

Таллинский ЦПО аккредитован при НАТО и имеет статус военной организации. Центром разработано так называемое «Таллинское руководство по применению международного права к кибероперациям» (второе издание 2017 г.), которое содержит 154 ключевых правила, регулирующие кибероперации в мирное и военное время..

Европейский ЦПО (ЕС-НАТО) по борьбе с гибридными угрозами (ГУ) создан в Хельсинки в 2017 г. по инициативе Германии, Латвии, Литвы, Польши, Великобритании, США, Финляндии, Франции и Швеции. Создатели ЦПО считают борьбу с гибридными угрозами приоритетной задачей НАТО и ЕС, поскольку гибридные угрозы стирают границу между войной и миром, сочетая военную агрессию с политическими, дипломатическими, экономическими, кибернетическими и дезинформационными мерами. Принятая в НАТО «Стратегия НАТО по борьбе с гибридными угрозами» предусматривает укрепление координации с Европейским союзом.

Рижский ЦПО по стратегическим коммуникациям открыт в 2015 г. в Риге (Латвия). ЦПО разрабатывает стратегии и тактики ведения гибридной войны и фактически представляет собой орган планирования и руководства операциями в киберпространстве (например, доклад Центра «Российская стратегия в киберпространстве, июнь 2021), когнитивной и информационно-психологической войны, главными объектами которых являются Россия и Белоруссия. Деятельность к ЦПО охватывает также Украину, Молдавию, Грузию и республики Средней Азии и некоторые другие государства.

Рижский центр взаимодействует с канадским специализированным Центром передового опыта в сфере инноваций для обороны и безопасности. Центр работает в областях образования и тренингов, механизмов принятия решений, киберпространства, гуманитарных инициатив, информации и дезинформации, автономных систем и стратегий. Однако наиболее часто повторяющейся темой сразу в нескольких направлениях является когнитивная война.

Шестое оперативное измерение

Когнитивная война приносит в стратегию гибридной войны новое шестое оперативное измерение, помимо кибернетического и физических и воплощает идею борьбы без боя. Смысл КВ состоит в том, чтобы захватить контроль над правящими элитами, населением стран-мишеней, международными организациями путём нанесения согласованных ударов по сознанию и мировоззрению их персонала, как гражданского, так и военного. Центр разрабатывает рекомендации для НАТО как военно-политический блок должен вести КВ и противостоять связанным с конфликтом вызовам.

Характерно, что данный центр специализируется главным образом на технологиях когнитивной войны и не входит в список официальных аккредитованных ЦПО НАТО. По-видимому, в НАТО не захотели привлекать внимание к его работе, поэтому он функционирует как автономная структура.

Выводы для России

Сегодня в новых условиях безопасности для России важно выработать чёткое представление о том, как применят США и НАТО свои вооружённые силы в возможном конфликте; какие концепции будут лежать в основе их применения; как будут использоваться в конфликте возможности НАТО; как реализуются антироссийские стратегии гибридных войн и угроз; какие методы используются при организации цветных революций в других государствах в рамках конкурентной борьбы США за мировое господство.

Изучение стратегической культуры Соединённых Штатов, слабых и сильных сторон взаимодействия Вашингтона с европейскими союзниками, реализации стратегии США в АТР, позволит сформировать правильное понимание общих и конкретных принципов применения военной силы и несиловых способов борьбы, соответствующих концепций и доктрин, будет способствовать корректной оценке событий и объективному анализу действий, предпринимаемых американской администрацией в современных условиях.

Знание базовых основ стратегической культуры США и механизмов взаимодействия внутри НАТО в вопросах применения силовых и несиловых способов будет содействовать формированию адекватной российской внешней и оборонной политики, позволит находить достойные ответы на вызовы и угрозы современности.  ■

https://zvezdaweekly.ru/news/202111102049-jAyQW.html

Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов

 

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован