28 февраля 2007
2316

Нацпроект `Образование` в Вооруженных силах России: первые шаги на `плацу`

Оговорюсь сразу - человек я не военный, хотя сын военного летчика, прокочевавшего от Туркмении, Абхазии, Чукотки до Советской Латвии. Посему проблемы вооруженных сил России меня волнуют. И потому, что от их состояния зависит будущее Родины, моих детей и внуков. Волнует потому, что, как и во времена отца, мне хочется гордиться нашей армией, людьми в армейских погонах, а самое главное - чтобы они сами гордились той миссией, которую выполняют.
Когда впервые узнал о внедрении нацпроекта "Образование" в
Вооруженных силах России, стало интересно: что из этого выйдет? Можно ли наладить начальное профобразование в армии? Ведь не секрет, нашу армию повсеместно пополняют призывники из неимущих или малоимущих слоев населения, а значит - без образования, должных необходимых для армейской жизни навыков, а, порой, и здоровья. Прискорбный, но факт.
Как известно, с 1 июля прошлого года в российской армии начался эксперимент, в ходе которого на территории воинских частей стали организовываться образовательные центры. Они открываются для того, чтобы одновременно с несением воинской службы военнослужащие имели возможность получить гражданскую специальность, востребованную на рынке труда.
Пока учебные центры начального профессионального образования созданы на базе трех воинских частей - железнодорожных войск в Загорянском, инженерных войск в Волгограде и в Наро-Фоминске. Выбраны они были не случайно: именно в этих частях военно-учетные специальности наиболее схожи с гражданскими профессиями.
Согласно планам министерства образования и науки, в различных воинских частях до конца 2007 года будет создано еще 26 учебных центра начального профобразования в различных регионах по 27 профессиям начального образования.
Министерство образования приказом от 13 июня этого года утвердило перечень следующих профессий:
повара и кондитеры, изготовители хлебобулочных изделий, машинисты подземно-транспортных и строительных машин, слесари по ремонту автомобилей, токари, фрезеровщики, машинисты дорожных и строительных машин и станочники в деревообработке.

Меня, как журналиста, смутил поначалу вопрос: почему минобразования, а не минобороны определял перечень гражданских профессий, схожих с военно-учетными специальностями? Ведь военные, как никто, знают специфику той или иной службы и возможности приобретения потенциально "гражданских" специальности в Вооруженных силах.
Как происходит обучение солдат в подмосковном поселке Загорянский в созданном на базе 857-го учебном центре железнодорожных войск, удалось увидеть журналистам. Он действует в соответствии с приказом N 90 министра обороны от 9 марта 2006 года. Заместитель командующего железнодорожных войск генерал-лейтенант Юрий Котлов лично провел экскурсию по новооткрытому учебному заведению. Как отметил он, обучение солдат - это "эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву".

При осмотре классов и практических занятий бросилось в глаза: все похоже на обычное училище - парты, наглядные пособия, станки. За тем исключением, что все - и студенты и преподаватели одеты в военную форму.

"Здесь присутствует личный состав взвода по подготовке токарей-универсалов 3 разряда по программе начального профессионального образования, - рассказывает начальник службы информации и общественных связей учебного центра ЖД войск полковник Владимир Карпенко. - На данном этапе военнослужащие проходят подготовку к экзамену. Перед этим они прошли теоретическое обучение - 48 часов в неделю - 4 недели обучались и производственное обучение в мастерских - 19 недель по 40 часов в неделю. Следующий этап будет проходить непосредственно в частях железнодорожных войск, это будет называться производственное обучение. После этого все обучаемые получат диплом общегосударственного образца с присвоением квалификации токарь-универсал 3 разряда. И далее в течение года будут применять полученные знания непосредственно в частях и соединениях железнодорожных войск".

По словам заместителя командующего железнодорожными войсками генерал-лейтенанта Юрия Котлова, в учебной части No857 в настоящее время 165 военнослужащих срочной службы в рамках эксперимента, помимо военно-учетной специальности, получают гражданскую. Обучение ведется по пяти специальностям, утвержденным Министерством образования и науки РФ: фрезеровщик, токарь-универсал, станочник-распиловщик, автокрановщик или автослесарь. С января добавилась еще одна специальность - сварщик.
Молодые люди из разных регионов России, попавшие в учебную часть, могут на свой вкус выбрать специальность и получить ее, не прерывая службу. Однако, пояснил Котлов, не все ребята могут претендовать на получение профессии. Основное требования к претендентам - наличие полного среднего образования. "Только человека, имеющего 11-классов за спиной можно за такое короткое время обучить специальности", - отметил он. Не возьмут на курс и солдата-срочника, уже имеющего высшее образование.
Как отметил генерал-лейтенант Юрий Котлов, в части было значительно больше желающих получить гражданскую профессию. Ведь все представленные специальности сейчас очень востребованы на рынке труда "Это существенная поддержка социального характера: выйдя в гражданское общество, парень сможет сразу, с первых же дней устроиться на работу и получить возможность обеспечивать себя материально, - отметил он. - Если эксперимент будет признан успешным, число обучающихся в рамках проекта может быть увеличено".
В течение первых пяти месяцев ребята проходили одновременно обучение по военно-учетной специальности и по выбранной гражданской. При этом солдаты-ученики получают не только теоретический курс, но и базовые практические навыки. На территории учебного центра для этого есть полигон новой техники с автомобильными кранами, где автокрановщиков учат страховке, подъему и опусканию груза. Кроме того, созданы передвижные ремонтные комплексы, где установлены фрезерные, токарные, строгальные станки, сварочное и другое оборудование.
В настоящее время солдаты-срочники прошли первый теоретический этап обучения. Котлов пояснил, что солдаты пока сдают теорию, а практические навыки будут оцениваться уже в воинских частях. Для того, чтобы учебный процесс прошел полный цикл, определенный стандартами начального профобразования, выпускники учебного центра будут распределены на прохождение дальнейшей службы в те воинские части, где для них есть должности, соответствующие гражданской профессии.
На вопрос, могут ли курсанты выбрать профессию по желанию, отвечают, "при поступлении в часть идет распределение по специальностям. И, если человек на гражданке хоть чем-то занимался или обучался немножко с отцом на заводе, то естественно мы стараемся подобрать ему родственную специальность".
Все курсанты, особенно те, кто учится на автослесарей, настроены весьма оптимистично: "Я хочу продолжить свою деятельность по данной специальности. Устроиться после окончания службы на работу и стать хорошим специалистом. Я из республики Марий Эл, и у нас очень много мест, куда можно устроиться, например, автосервисы. Я считаю, что нам повезло, что мы попали в этот эксперимент, он нужен для армии. Будущие солдаты-призывники, не имеющие образования, могут усовершенствовать свои навыки и знания, в дальнейшем получить диплом и устроиться на работу".
Надо отметить, что, если с соблюдением стандарта все хорошо, и, поскольку у части пока нет аккредитации, документ об образовании будет выдан близлежащим учебным заведением, то гораздо хуже обстоит дело с оплатой труда. Дело в том, что деньги, выделяемые на зарплату преподавательского состава, весьма незначительны, а нагрузки оказались вдвое больше. В результате гражданские лица попросту не соглашаются устраиваться на работу в часть. И получилось, что преподавание всех новых предметов было передано офицерам, имеющим право согласно военно-учетным специальностям производить обучение. Большинству пришлось осваивать практические азы новых профессий на тех же станках, за которыми чуть позже заняли места их студенты. Но проблема не только в увеличении нагрузки (ведь привычных дисциплин с них никто не снимал), оказывается, офицерам, согласно армейскому уставу запрещено получать зарплату за какую-либо дополнительную работу. Так что новая профессия для них сродни общественной нагрузки. А это, на мой взгляд, неправильно!
Правда, преподаватели оказались настроены позитивно - надеются на разрешение финансовой ситуации. Да и о своих учениках весьма тепло отзываются - гордятся, что в армии те "стали учиться гораздо лучше". Так, что на гражданке "большинство из них смогут устроиться. Потому что, например, токари-универсалы очень ходовая специальность, они везде востребованы. А, после года стажировки в армии проблем с трудоустройством не должно возникнуть".
Как отметила в этой связи начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Вера Гринько, здесь подготовка проводится даже лучше, чем в некоторых училищах. В учебной части есть современное оборудование, кроме того, военная дисциплина лучше нацеливает на получение профессии.
После завершения обучения солдаты-срочники получат дипломы государственного образца. По словам Веры Гринько, в этом году итоговая аттестация выпускников будет иметь свои особенности. Учебное учреждение только что создано, имеет лицензию, но государственную аккредитацию может получить только после успешного первого выпуска. Поэтому, в соответствии с нормативами, знания и умения первых выпускников будут оцениваться аттестационными комиссиям учреждений НПО и СПО, расположенными поблизости. В составе комиссии - работодатели и педагогическое сообщество. По итогам такой аттестации учебный центр получит заключение экспертной комиссии, на основании которого получит аккредитацию, или, иными словами, получит право выдавать документы государственного образца самостоятельно уже на второй год обучения.
В настоящее время, повторюсь, пилотными выбраны те учебные центры, где военно-учетные специальности наиболее родственны гражданским профессиям.
"Министерством образования и науки РФ была разработана модель образовательного процесса и учебно-программная документация, дающая возможность совместить на базе существующих учебных центров обучение гражданской и военно-учебной специальности, - говорит В.Гринько.- Программа обучения должна по своим циклам совпадать с военно-учетной специальностью, только тогда возможно совмещение. Нами был составлен перечень из 27 профессий, который выходит на 21 профессию начального профессионального образования и на 30 военно-учетных специальностей. В перечне профессий, учебные планы по которым утверждены приказом Министерством образования и науки РФ от 13.06.2006 , повара и кондитеры, изготовители хлебобулочных изделий, машинисты подземно-транспортных и строительных машин, слесари по ремонту автомобилей, токари-универсалы, фрезеровщики-универсалы, машинисты дорожных и строительных машин и станочники в деревообработке."
По планам Министерства образования и науки РФ до конца 2007 года будет создано в воинских частях еще 22 учебных центра начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы. Если результаты первых трех экспериментаторов в вооруженных силах будут положительными, проект начнет активно работать во всех регионах. Или не начнет, если после экзаменов выявится, что подготовка рабочих состоялась не на должном уровне. Тогда спецпроект в нацпроекте "Образование", предупреждает В.Гринько, могут закрыть, несмотря на уже потраченные из федерального бюджета 0,1 млрд рублей.
Человеческий фактор - важнейший элемент при реализации люього проекта, особенно образовательного. В этой связи, у меня возникло несколько весьма определенных суждений на сей счет:
1. Преподавание в армейских профцентрах должно оплачиваться отдельно - даже если, согласно армейскому уставу запрещено получать зарплату за какую-либо дополнительную работу. Этот вопрос, думаю, можно и нужно разрешить Министерству обороны.
2. Эксперимент, безусловно, рассчитан на пополнение "гражданки" квалифицированными рабочими кадрами. Ведь, как прокомментировала В. Гринько, сейчас ситуация на российском рынке труда такова, что от 60 до 90% вакансий составляют рабочие профессии. Средний возраст российского рабочего сегодня - 53-54 года. И совершенно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем дефицит квалифицированных рабочих будет ощущаться очень остро. И поэтому, конечно, вопрос получения рабочей профессии в армии чрезвычайно актуален. Нужно понимать, что это не решение проблемы для экономики страны в целом, но, без сомнения, положительно повлияет на снижение обострения ситуации с рабочими кадрами. Но тогда надо это открыто признать и выделить для Вооруженных сил целевое финансирование этой сферы, а не играть в прятки.
3. Мне кажется, что спецпроект в Вооруженных силах в рамках проектах "Образование" нужно начинать прежде всего с допризываного периода. Как известно, в 2006 году законодательно закреплено политическое решение о поэтапном сокращении срока военной службы по призыву. С учетом сохранения в ближайшей перспективе смешанного принципа комплектования Вооруженных сил подготовка высококвалифицированных специалистов из числа призывной молодежи приобретает особую актуальность. По предварительным расчётам Генерального штаба ежегодная потребность в специалистах увеличится примерно в полтора раза. Кроме того, предполагается увеличение не только объёма допризывной подготовки, но и расширение перечня военно-учётных специальностей, вследствие сокращения учебных подразделений в Вооруженных Силах.
Именно здесь, на мой взгляд, и должна развернуться во всю мощь работа РОСТО (ДОСААФ), организации, которой, кстати, 23 января исполнилось 80 лет.
" Как показала многолетняя практика, призывник, получающий военно-учетную специальность в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ), охватывается военно-патриотическим и физическим воспитанием, - отметил в докладе на VI съезде РОСТО (ДОСААФ) Председатель ЦС А.С.Стародубцев.- ...Подготовка специалистов в системе РОСТО (ДОСААФ) экономически выгодна. По финансовым затратам она обходится дешевле, чем подготовка призывников в учебных частях Вооруженных Сил. В настоящее время во исполнение Плана основных мероприятий Минобороны России в центральных органах военного управления проводится работа по корректировке имеющихся учебных программ и разработке программ по новым профилям подготовки специалистов в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ).
В связи с сокращением срока военной службы по призыву мы обязаны готовить специалиста, способного умело работать с вооружением и техникой нового поколения, которые поступают в войска. Решение этой задачи возможно только при условии перевода всех образовательных учреждений на новые образцы военной техники, повышения уровня профессиональной подготовки обучающего состава, интенсификации образовательного процесса за счет применения современных технологий обучения, новых тренажеров, технических средств обучения, компьютерной техники".
Хочется надеяться, что спецпроект "Образование" в Вооруженных силах России даст положительные результаты, послужит делу повышения профессионализма и обороноспособности.
И последнее: в 2007 году на развитие системы профессиональной подготовки в армии -создание в воинских частях ста учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы; организацию обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (5 тыс.чел. ежегодно) выделено 0,6 млрд. рублей.
Как заявил в этой связи куратор нацпроектов Д.Медведев, "если все эти мероприятия принесут эффект, это будет хорошо и для общества, и для армии".


28.02.2007
Игорь Семенихин
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован