16 августа 2010
7632

Не переименование, а корректировка

Имя "президента" применительно к субъекту Федерации - это региональная отсебятина

После того как инициативу Рамзана Кадырова устранить наименование "президентов" в республиках России поддержали лидеры Марий Эл и Северного Кавказа, становится ясно, что дело идет о чем-то более важном, чем переименование. За унификацией названий глав регионов стоит единство права Федерации - необходимое условие политики модернизации России.

1. При выражении "проблемы федерализма" публика, даже страшно политизированная, начинает зевать. Она права. В РФ федерализм вознесся на такой недоступный уровень, куда проникнуть способен лишь президент. И то с трудом. Оставим историю историкам. Не станем объяснять, как случилось, что федерализм превратился в неравноправный гольф для глав регионов (среди которых 13 президентов) - с федеральным Центром, где президент один-одинешенек.

Момент крушения СССР сродни норманнскому нашествию - баронеты из обкомов и герцоги из нацреспублик захватывали угодья и строили замки, откуда хищно озирали административную округу. На замках российских республик полоскались флаги местных президентств. Ими осенялись пестрые политические режимы, не все из которых были совместимы с Конституцией РФ и Декларацией прав человека. Отвоевание центральной властью, начавшееся с конца 90-х годов, долго не смело притронуться к флагам. Демократия большинства, установленная в Центре, отступала перед стягами "подлинного федерализма". Более того. Восстановление авторитета власти всенародно избираемого президента сработало на имидж его региональных тезок (ни один из которых не проходил и не прошел бы испытания Большими Выборами...).

2. Региональные политики любят уравнивать президента России и руководителей субъектов как якобы представителей должностной вертикали, относя одного и других к исполнительной власти. Это не так. Власть президента России, единственного должностного лица, избираемого российской нацией всенародно, это иная власть - власть главы государства.

Глава субъекта Федерации - функционер исполнительной власти, которую он приобретает, как известно, в результате сложной процедуры с участием президента России и других властей. Имя "президента" применительно к субъекту Федерации - эта региональная отсебятина - не играет и не может означать функций власти главы государства. Зато она обозначает небезвредную претензию на присвоение такой власти. Но еще хуже, что размывается понятие особой власти президента России - власти главы государства. Реальной "четвертой власти" - могущества, отличающегося от силы трех остальных властей.

3. Хорошо это или плохо, новая Россия создана президентской властью. Это медицинский факт. Россию учредила власть главы государства, которой для этого пришлось работать посредником, координатором и арбитром всех остальных властей. (Еще меньше в учреждении РФ - вклад советских областных боссов, чудом обернувшихся "президентами" и даже заговоривших было о "республиканском суверенитете", с годами снизив требования до всего лишь "президентской неприкосновенности".) Развиваясь вместе с учреждаемым государством, власть президента аккумулировала колоссальные полномочия, которые легли в основу конституционного понятия власти главы государства как могущества именем нации. По сути, президент - символ единства российской нации и всех народов России.

Признавая положение президента России в нашей политической системе за исключительное и особенное, Конституция выводит президента за рамки всех прочих властей. Президент не относится ни к одной ветви власти, он их координирует, обеспечивая согласованное функционирование органов государственной власти и обеспечивая целостность политической системы.

Президент - это власть именем всех избирателей России. Это народная власть.

4. Этот важный шаг к господству права в России не должен остаться только сменой имени. Прежде всего это шаг к отказу от претензий противопоставить власти большинства - власть территорий. Правам и свободам гражданина - местное право, которое на поверку оказывается правом регионального бюрократического класса и кланов.

Для человека в России особенно важно, что президент - это гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека. В условиях федерализма, тем более такого разнообразного, как в России, только президент гарантирует, что правовое поле останется единым. Практически же это означает, что при переезде из Москвы в Казань, в Уфу или Элисту гражданин не будет рисковать оказаться в экзотическом правовом режиме.

В силу такой исключительности роли президента в нашей политической системе и отношение к понятию "президент" должно быть исключительным. Поэтому предложение руководителей кавказских республик и Республики Марий Эл обоснованно. Этот пример государственного мышления заслуживает поддержки на уровне всех остальных российских республик.

Если мы хотим современной и правовой, единой России, то и власть, к ней ведущая, должна быть одна - власть президента России.

Президент КБР Арсен Каноков обратился в парламент Кабардино-Балкарской Республики, которому принадлежит право законодательной инициативы, с предложением внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающий запрет на использование в наименованиях должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

Речь идет об употреблении слова "президент" и словосочетания "Государственная Дума". У большинства граждан Российской Федерации наименования, содержащие такие слова или словосочетания, ассоциируются с федеральными органами государственной власти. Для внесения ясности предлагается определить правила установления в субъектах Российской Федерации наименований законодательных органов и высших должностных лиц, исключающие подобные случаи.

Председатель парламента Кабардино-Балкарской Республики Ануар Чеченов сообщил, что в ближайшее время представительный орган власти республики выйдет с этой законодательной инициативой в Госдуму РФ: "Считаю вполне обоснованным предложение, которое внес президент Кабардино-Балкарии Арсен Баширович Каноков. И, думаю, депутаты единогласно поддержат эту инициативу".

Еще в марте в интервью "Независимой газете" Арсен Каноков, отвечая на вопрос о том, как он относится к отмене института президентства для глав регионов, подчеркнул, что у него "нет никаких сомнений в том, что президент в стране должен быть один, а название должности глав субъектов Федерации - унифицировано, иначе есть ощущение недостроенности системы". "Сам себя я чувствую просто антикризисным менеджером", - сказал он тогда.

2010-08-16
Глеб Олегович Павловский - руководитель фонда "Эффективная политика".
www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован