31 мая 2002
100

Не подрезайте крылья гвардии

И з окон кабинета командира гвардейского авиационного истребительного полка имени Александра Покрышкина гвардии полковника Валерия Шекурова хорошо просматривается огромное поле аэродрома, щедро залитое весенним солнцем. Погода самая летная, видимость - миллион на миллион. Но на самолетных стоянках - тишина. И не первый день.
- В небо поднимаемся все реже и реже, - не скрывая эмоций, говорит Валерий Борисович, - нет топлива, запчастей. Поддерживаем налет только у летчиков, входящих в состав дежурных сил. Технические проблемы - это наш бич. Но надеюсь, что ситуация вскоре изменится и полк встанет на крыло.
Повод для оптимизма у гвардии полковника Шекурова и его подчиненных есть. Скорее всего в будущем они станут отмечать еще одну дату - второе рождение части. Недавно произошло событие по нынешним временам почти невероятное - отменено решение о переформировании прославленного полка в простую `номерную` эскадрилью. Полк остается в боевом строю Балтийского флота. Точнее, должен в него вернуться. И вот почему.
Пребывание последние два года в `черном списке` урезаемых не прошло для гвардейцев бесследно. Что называется, и перспективные воинские части нынче не жируют, а тут...
- Летаем благодаря прежнему запасу прочности, - продолжает гвардии полковник Шекуров. - Во-первых, полк последним в Вооруженных Силах получил новые самолеты. Во-вторых, к 60-летию части в 1999 году московское машиностроительное производственное объединение `Салют` сделало нам поистине бесценный подарок. Шефы привезли тогда четыре новых самолетных двигателя и продлили ресурс еще тринадцати. И все же у техники есть свой предел, и он достигнут.
Как выяснилось, дело все же вполне поправимое. На стол ложится нетощая папка с официальной перепиской. Вот ответ на обращение авиаторов генерального конструктора ММПО `Салют` Юрия Елисеева. Объединение готово отремонтировать с одновременной модернизацией и увеличением межремонтного ресурса достаточное для восстановления технической исправности самолетов количество двигателей. Взамен отслуживших свое и лежащих мертвым грузом на складах. Правительство Москвы тоже готово оказать помощь.
Лукавить не будем. Эта отзывчивость вызвана не в последнюю очередь титулованностью гвардейского полка, пониманием необходимости его сохранения в боевом строю. `Это единственный в России истребительный полк со столь славными боевыми и историческими традициями. Он олицетворяет историю российской авиации и до настоящего времени сохраняет огромный боевой потенциал. В составе полка более 70 процентов летчиков-снайперов и летчиков 1-го класса`,- писал в своем обращении к министру обороны мэр Калининграда Юрий Савенко, обосновывая просьбу сохранить полк. Бывший военный моряк, капитан 1 ранга запаса, городской глава ничего не преувеличивал.
Действительно, полку удалось сохранить главное - боевой костяк летчиков и высокий уровень их подготовки.
Два года назад летчик-снайпер гвардии подполковник Андрей Филиппов и звено под командованием летчика 1-го класса гвардии подполковника Геннадия Капшукова выполняли демонстрационные полеты в Балтийске на главном военно-морском параде страны в честь Дня ВМФ. Его принимал тогда Верховный Главнокомандующий. `Супер!` - так оценил мастерство покрышкинцев президент страны Владимир Путин.
Высокий профессионализм летчики полка подтверждали и на учениях, проводившихся под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главкома ВМФ, решая на них реальные учебно-боевые задачи.
Еще штрих. Вот уже несколько лет гвардейцы поддерживают хорошие дружеские связи со своими коллегами из воздушной флотилии королевских ВВС Швеции, расположенной под городом Роннебю. Обмениваются визитами, выполняют совместные полеты на `сушках` и `виггенах`. Шведы об уровне подготовки российских пилотов отзываются в превосходной степени.
Немаловажно и то, что не утрачена здесь преемственность поколений. Очень перспективен `дальний резерв` - летчики, которых, правда, молодыми можно назвать уже лишь условно, поскольку за 5-6 лет офицерской службы они поднимались в небо на `сушках` считанные разы. Однако они по-прежнему дорожат службой. Людей держит в строю надежда, что появится все-таки возможность летать на `настоящих` самолетах. А пока летают на учебных. Десять молодых летчиков в прошлом году прошли в учебном центре переподготовку под руководством аса морской авиации генерал-майора Тимура Апакидзе. Это было незадолго до его гибели.
- Будут топливо, исправные самолеты - и гвардии капитаны Алексей Емашкин, Алексей Плетнев, Андрей Морозов через полтора-два года станут первоклассными летчиками, - убежденно говорит гвардии полковник Шекуров.
О дним словом, реальные выходы из трудного положения есть. Если бы не одно но... Полку предписано передислоцироваться на аэродром, расположенный под Калининградом.
`В армии ощущается определенная усталость от кадрово-организационных изменений, - сказал совсем недавно на встрече с журналистами министр обороны России Сергей Иванов, - нельзя без конца все реформировать. Нельзя и психологически, и практически. Потому что боевая готовность не достигается бесконечными изменениями`. По мнению главы военного ведомства, войскам необходимо какой-то период времени пожить спокойно, хотя покой не будет означать застоя.
Возможно, в новом повороте военной судьбы гвардейского полка и есть какой-то высший смысл. В таком случае он должен быть подкреплен организационными действиями, точным расчетом последствий. Словом, необходим истинно государственный подход. Один переезд, как гласит народная мудрость, равен двум пожарам. Немалое хозяйство полка как-нибудь переместят, хотя только транспортировка самолетов, которые не могут летать, превращается в крупную техническую проблему.
И что станет с Аллеей Героев в поселке Нивенском? С уникальным музеем, где хранятся личные вещи легендарных летчиков - воспитанников полка? Переместить их просто некуда. А как будет решаться жилищная проблема? В Нивенском жилье для военных не строится с 1991 года, есть офицеры, стоящие в очереди на получение квартиры с 1987 года. Но большинство военнослужащих все же имеют крышу над головой. Надежда обрести ее на новом месте дислокации весьма призрачна. Только в этом году в рамках проводимых сокращений на Балтийском флоте будут уволены в запас около тысячи офицеров, мичманов и прапорщиков. Возводимое жилье - в первую очередь для них. Стало быть, ежедневно придется возить за десятки километров немалое количество людей: от дома - к месту службы и обратно. А это - топливо, транспорт. На автобазе, обслуживающей полк, сегодня всего один автобус, да и тот обслуживает школьников. Нельзя сбрасывать со счетов и судьбу самого Нивенского. По сути воинская часть для поселка градообразующа. Социальная инфрастуктура поддерживалась военными, полк предоставлял рабочие места, в том числе и многим членам их семей.
Не успев выйти из одной полосы испытаний, гвардейский истребительный полк имени Александра Покрышкина попадает в другую, кажется, еще более затяжную и сложную. Чем все закончится, никто сегодня не берется предсказать. Сгладить остроту возникающих проблем командованию Балтийского флота в какой-то степени удастся, но снять их полностью пока невозможно: собственных сил и средств для этого мало.
Нет, спокойной такую жизнь не назовешь.
- На Балтийском флоте остались считанные гвардейские части, - говорит человек, к мнению которого стоит прислушаться, ветеран войны, участник штурма Кенигсберга, председатель Калининградской общественной организации ветеранов войны и военной службы полковник в отставке И. Шустер. - Относиться к ним необходимо особо бережно и уважительно. Когда речь идет о строительстве новой российской армии, именно гвардейские части могут стать ее опорой. Они - носители традиций, колоссального потенциала воспитания.
- Гвардейские части, - вторит ему гвардии полковник Шекуров, - всегда были кузницей кадров. В нашем полку, например, готовились и переучивались летчики других воинских частей, в том числе и с авианосца `Адмирал Кузнецов`. Сама по себе служба в гвардейских частях всегда подтягивала, ко многому обязывала. Офицеров в особенности.
Возможно, в будущем понятие `гвардия` опять наполнится высоким смыслом, конкретным содержанием. А пока полк обживается на новом месте, решая множество повседневных проблем. Впереди у авиаторов юбилей: 6 марта 2003 года исполняется 90 лет со дня рождения маршала авиации Александра Покрышкина. Полк его имени сохранен. Даже это было непросто. Самое же трудное впереди: вывести часть на такой уровень боеготовности, каким легендарный ас Великой Отечественной мог бы гордиться.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован