25 апреля 2011
926

Не самые громкие имена в литературе

Не самые громкие имена в литературе подчас несут в себе больше загадок, чем любой известный автор. Помнит ли кто-нибудь Юрия Полухина? О нём молчат крупные энциклопедии, а если начать собирать информацию по крупицам, всплывают неожиданные результаты.

Некоторые источники говорят о Полухине как об известном советском прозаике, а лучшими его произведениями называют романы "Свет багульника" (о судьбах людей, осваивающих дальний золотоносный край Якутии, строящих новый город) и "Улица Грановского, 2" (роман о бывших узниках немецкого концлагеря, хотя большая часть действия происходит опять-таки на Севере, на крупной стройке). Романы, при всей приверженности автора соцреализму, достаточно жёсткие, без особого приукрашивания действительности. В предисловиях отдельно отмечается, что писатель и сам был в числе первопроходцев, лично странствовал по северным краям нашей страны, общался с рабочими людьми, продирался с ними через тайгу, участвовал в рискованных переправах, подолгу жил в бригадах, работал на стройках и лесоповалах. Настоящий писательский подвиг!

Но вместе с тем можно найти и совершенно иную информацию: "автор повестей, очерков, сценария к фильму "Три времени года". Наибольшую известность получил как автор стихов к песням". Тексты песен, написанные Полухиным, носят традиционный для советской сцены патриотический характер: "Родина" (самая известная из песен, входившая в репертуар многих советских певцов - в том числе Иосифа Кобзона), "Русские края", "Я пою о Москве", "Армейский марш", "Там, где Волга серебрится"... Так всё-таки - поэт или прозаик? Тем более что отчество "Дмитриевич" кое-где мистическим образом меняется на "Александрович", но год рождения при этом остаётся прежним - 1931. Возможно, совпадение? То есть, Полухиных, родившихся в один и то же год, было двое: один - прозаик, второму же "хотелось полностью посвятить себя поэзии". Первый колесил по стране, вкушая быт простых тружеников, а у второго "в судьбе [...] нет ничего героического".

Если копнуть ещё глубже, то можно сделать вывод, что и романы, и стихи писал один и тот же человек. "За гранью полярного круга, где Мурманска светят огни и с моря пришедшая вьюга стучится у каждой двери. Ребята, наш край не особо красивый... Позёмкой дымятся поля... Но это ведь тоже родная Россия, любимая с детства земля" - говорит Полухин-поэт в песне "Люблю этот город рабочий". А о фильме "Три времени года" (сценарий к которому написал именно Полухин-поэт) можно узнать следующее: "Комсомольская бригада во главе с Виктором Муромцевым пробивается через таежные леса к сопке, которую необходимо взорвать, чтобы на ее месте проложить кратчайшую дорогу к руднику и будущему городу, где скоро будет завод..." Фильм, увы, довольно старый (1965 года) и редкий: найти и скачать его, или посмотреть онлайн, или заказать на DVD невозможно - но из описания понятно, что сценарий писал человек, неравнодушный к теме освоения суровых труднодоступных земель, возведения там новых городов - напомню, именно этому посвящены романы "Свет багульника" и "Улица Грановского, 2".

Такой вот ребус. Будем надеяться, что обширное и разностороннее творческое наследие Юрия Дмитриевича (или всё же Александровича, или даже их обоих) Полухина дождётся своего исследователя и будет суммировано в некоем общем собрании сочинений, а сам автор будет увековечен в какой-нибудь серьёзной энциклопедии.

Андрей Кузечкин
http://book-hall.ru/event/502
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован