18 мая 2005
2040

Неделя на возвращение Сибири

Президенты России и Казахстана довольно изящно сняли с себя всякую ответственность за последствия мартовского соглашения о новом порядке пересечения границ между бывшими советскими республиками, входящими в Евразийское экономическое сообщество. Вчера Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев дали поручения своим правительствам подготовить нормативные правовые акты, которые позволили бы гражданам по-прежнему ездить в соседнее государство по внутренним паспортам или свидетельствам о рождении для детей. Согласовать все детали приграничного сотрудничества и транзитных поездок, скрепить их своими подписями и довести до всех ведомств и служб, включая силовые, главам кабинетов министров необходимо буквально за одну неделю. Ведь уже 25 мая должен вступить в силу подписанный два месяца назад в Астане Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном протокол, упразднивший упрощенный порядок пересечения некогда административных границ внутри бывшего СССР.

Вчерашнее соглашение Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, подчеркивающее исключительный характер отношений между двумя соседними государствами, в какой-то степени размывает идею ЕврАзЭС как единого организма. В заявлении лидеров России и Казахстана подчеркивается, что решение было принято "исходя из связывающих народы обоих государств традиционных исторических, хозяйственно-экономических и культурных уз". Однако для России такой шаг стал одним из самых простых вариантов разрешения неожиданно возникшей проблемы сохранения железнодорожного сообщения между европейской частью страны и Сибирью с Дальним Востоком.

В противном случае проходящий по территории Казахстана 150-километровый участок железнодорожной магистрали, связывающий Омск и Курган, стал бы практически непроездным для россиян, не имеющих заграничных паспортов: пассажиров, машинистов, военнослужащих, призывников. Газета "Время новостей" одной из первых напомнила властям о том, что об этой "детали", грозящей если не отрезать от Европейской России всю Сибирь, то уж точно сорвать сибирякам сезон отпусков, при подготовке протокола о новом порядке пересечения границ чиновники и дипломаты просто забыли. И еще до конца не известно, успеют ли власти эту ошибку исправить, -- хотя президент Путин и назвал вчерашнюю встречу со своим казахским коллегой "своевременной", в том числе и "для решения вопросов, связанных с перемещением людей через границу".

В Челябинске визита Владимира Путина ждали особо. Ведь железнодорожная ветка, идущая отсюда на Орск и связывающая областной центр с одним из ключевых предприятий региона -- Магнитогорским металлургическим комбинатом, тоже проходит через территорию Казахстана. Есть и еще один участок российской магистрали, который мог "порваться" после вступления в силу протокола о новом пограничном режиме, -- на трассе между Саратовом и Астраханью. По данным ОАО "Российские железные дороги", сейчас на этих направлениях постоянно курсирует более 60 пар только пассажирских составов, причем за прошлый год через Казахстан транзитом проехало около 7,1 млн пассажиров.

Но самым "тонким местом" был все же 150-километровый участок между Омском и Курганом, находящийся в ведении Южно-Уральской железной дороги. После консультаций с пограничниками железнодорожники выяснили, что не смогут нормально работать на казахской ветке. Причем начальник дирекции по обслуживанию пассажиров дальнего сообщения ЮУЖД Тамара Терехова утверждает, что казахская сторона согласилась пропускать пассажиров транзитных поездов по внутренним паспортам, однако российские пограничники от этого варианта отказались, пообещав строго проверять все составы. В региональном управлении Федеральной пограничной службы предупредили: машинистов поездов, проезжающих через границу без загранпаспортов, будут снимать с локомотивов. Для решения проблемы ЮУЖД начала оформление новых документов 11 тысячам своих сотрудников, заранее предупреждая, что решить проблему в срок не удастся -- паспортные столы Челябинской области не справляются с объемами работы. Просчитывали железнодорожники и обходные маршруты -- например, через Тюмень и Екатеринбург, однако это направление мысли оказалось тупиковым. В управлении Свердловской железной дороги корреспонденту "Времени новостей" пояснили, что летом этот участок заполнен на 85% и принять на себя нагрузку с казахской ветки просто не способен.

В Омской же области, которая теснее, чем какой-либо другой российский субъект федерации, связана с Республикой Казахстан, после того, как стало ясно, какими последствиями грозит новое соглашение ЕврАзЭС, до вчерашнего дня наблюдалась тихая паника. Границу соседнего государства многие жители области пересекают по несколько раз в день. Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько заявил на днях на совещании, что опасается, как бы 25 мая на границе не остановились все без исключения пассажирские поезда, потому "что ни у кого тут загранпаспортов нет". В тяжелом положении оказалось бы и специализирующееся на перевозке пассажиров электропоездами АО "Омск-пригород", услугами которого чаще всего и пользуются жители области, пересекающие границу с Казахстаном. Гендиректор АО "Омск-пригород" Равиль Бикбавов рассказал корреспонденту "Времени новостей", что ничем не сможет помочь пассажирам после 25 мая, если на приграничной станции в Исилькуле в электричках будут спрашивать загранпаспорт. "Мы сейчас даже не представляем, что будет. Мы еще даже не начали готовиться", -- признал он. За несколько часов до встречи российского и казахского президентов г-н Бикбавов выразил робкую надежду на то, что "Путин и Назарбаев перенесут введение этой меры на полгода".

Однако президенты пошли дальше, пообещав сохранить упрощенный порядок пересечения границ не только транзитным пассажирам, но и всем гражданам двух государств. Вопрос только в том, успеют ли политическую волю лидеров России и Казахстана облечь в необходимую бюрократическую форму и довести до пограничников на всех пропускных пунктах. Со своей стороны железнодорожники обещают сделать все от них зависящее, чтобы россияне не испытывали никаких неудобств. "Мы удовлетворены решением президентов, -- сказала корреспонденту "Времени новостей" и.о. руководителя пресс-службы ОАО "Российские железные дороги" Наталья Акафьева. -- Ведь именно мы выступили инициаторами отмены договоренностей, которые предусматривали пересечение границы с Казахстаном по загранпаспортам даже для тех российских граждан, которые отправляются не за границу, а из одного российского региона в другой. Это могло принести неудобства огромному количеству людей, а для многих жителей Сибири -- сделать летний отдых в этом году недоступным". В железнодорожном ведомстве узнали о договоренности Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева из СМИ, но, по словам г-жи Акафьевой, в РЖД уже готовится информация для оповещения пассажиров на вокзалах и в поездах.

18.05.2005
www.vremya.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован