16 марта 2010
8264

Нефтепровод - объект стратегический

На днях в Югре в минувший четверг был дан старт одному из самых грандиозных проектов последних десятилетий. В 62 километрах от Нижневартовска заварен первый стык магистрального нефтепровода Пурпе - Самотлор.

N43 (5020)
16.03.2010
Виталий Титов

Для того чтобы оставить свой автограф на стартовом стыке, в Нижневартовск приехал вице-премьер Правительства РФ Игорь Сечин, которого на правах хозяйки региона сопровождала Наталья Комарова. На историческом событии присутствовало более двух десятков VIP-гостей. Кроме уже названных Сечина и Комаровой здесь были президент "Транснефти" Николай Токарев, министр энергетики Сергей Шматко, исполнительный директор "ТНК-ВР" Герман Хан, глава компании "Роснефть" Сергей Богданчиков, руководитель "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов и многие, многие другие.

Стратегический объект

Строительство трубопроводной системы Пурпе - Самотлор обеспечит поставку смеси высоковязкой нефти Ванкорского и маловязкой нефти Уренгойского месторождений в систему магистральных нефтепроводов АК "Транснефть". Значимость нового трубопровода не только для нефтедобывающих компаний, но и для государства сложно переоценить. Объект долгожданный, позволяющий решить стратегические вопросы по развитию инфраструктуры практически всех российских нефтехолдингов. Нефтяники и не скрывали своей радости. Президент ОАО "Роснефть" Сергей Богданчиков отметил: совместная работа, поддержанная правительством, позволила вывести Россию на первое место в мире по суточной добыче нефти.

Посетивший торжественную церемонию вице-премьер РФ Игорь Сечин подчеркнул: "Россия должна обладать надежными средствами доставки своих топливно-энергетических ресурсов до рынков сбыта. За последние месяцы мы многое сделали для этого. Полным ходом идет работа по строительству и расширению второй очереди Балтийской трубопроводной системы, введена в промышленную эксплуатацию крупнейшая топливная артерия нашей страны - первая очередь трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан. И сегодня мы заложили еще один важнейший элемент этой системы - трубопровод Пурпе - Самотлор".

Проект "Транснефти" позволит соединить существующую трубопроводную систему с новым нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан и откроет перспективные восточные маршруты для северной нефти. В дальнейшем, по словам Сечина, строящийся трубопровод Пурпе - Самотлор и проектируемый Заполярное - Пурпе будут являться единой системой.

Президент "Транснефти" Николай Токарев уточнил: "Этот трубопровод должен проложить кратчайший путь по прокачке нефти из новых месторождений Сибири в сторону Дальнего Востока. Сам трубопровод проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Мощность на первом этапе составляет 25 млн тонн и в последующем - до 50 млн тонн. Предстоит построить одну новую нефтеперекачивающую станцию и провести реконструкцию двух существующих. Нам предстоит пройти 90 водных преград, и 8 из них очень серьезные".

Губернатор Югры Наталья Комарова отметила: "Нефтяные и газовые компании с реализацией этого проекта обретают новые возможности. Северная нефть получает дорогу не только на запад, как прежде, но и на азиатские рынки. Сам факт появления трубопровода для территорий означает получение новых рабочих мест, дополнительные налоговые поступления в бюджет и развитие социальной сферы".

Оптимальное техническое решение

Как рассказали специалисты "Транснефти", начальным пунктом проектируемого нефтепровода является нефтеперекачивающая станция (НПС) "Пурпе", конечным пунктом - площадка приема и смешения нефти на НПС "Самотлор".

По словам президента "Транснефти" Николая Токарева, еще год назад в это время проекта не существовало. "Были разные идеи, и наша компания посчитала необходимым откликнуться на пожелания нефтяников, которые хотели бы работать на новых, пока еще не освоенных территориях, - говорит президент "Транснефти". - Отсутствие трубопроводной системы, конечно, все их планы тормозило и сдерживало развитие региона. Было очень много вариантов прокладки трубопровода. Нынешний - самый оптимальный. "Транснефть" направила на этот проект 17 миллиардов рублей. И с марта 2009-го по март 2010-го все было сделано. Оставшийся бюджет, а это порядка 47 миллиардов рублей, будет консолидированным, из разных источников. В том числе будут привлечены и деньги Китайской Народной Республики.

Нефтепровод прокладывается по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области. Общая протяженность трассы составляет 429,7 км. Основные показатели проектируемой трубопроводной системы НПС "Пурпе" - НПС "Самотлор" таковы: производительность - 25 млн т/год с возможностью расширения до 50 млн тонн в год, диаметр нефтепровода - 1020 мм, 8 переходов водных преград. Трасса трубопровода пересекает 122 автодороги, 3 железные дороги, 125 надземных и 195 подземных коммуникаций. Всего 445 пересечений.

Особое внимание - экологической безопасности

По словам проектировщиков, при разработке проекта особое внимание обращалось на экологическую безопасность трубопровода. Это связано с тем, что трубу будут прокладывать по экологически сложной, заболоченной территории. Общая протяженность болот и заболоченных участков по трассе трубопровода составляет 32%, при этом предстоит пересечь 92 ручья. Для всех рек, за исключением Пяку-Пур, метод строительства принят траншейным способом. Учитывая ширину (примерно 600 метров) и полноводность реки Пяку-Пур, строительство перехода предусмотрено выполнять методом наклонно-направленного бурения.

Экологически безопасные технологии уже испытаны нефтяниками ТНК-ВР. Их опыт работы на сложном участке Усть-Вахского месторождения показывает: современные технологии прокладки трубопроводов способны обезопасить любую, даже низинную и затапливаемую территорию промышленного освоения. Перед открытием трубопровода VIP-гости убедились в этом, лично вылетев на Усть-Вах. Их интересовали проблемы строительства дорог и кустовых оснований в затапливаемой зоне реки Вах, а также новые технологии безамбарного бурения и процесс добычи нефти без последствий для окружающей среды. Именно на Усть-Вахе ТНК-ВР впервые в истории отечественной нефтедобычи проложила подводный нефтепровод длиной более километра.

Как рассказали специалисты ОАО "Самотлорнефтегаз", в управлении которых находится Усть-Вахская зона, компания разрабатывает месторождение на правом и левом берегах Ваха. Строительство дорог здесь осуществлялось с применением технологий уплотнения грунта катками на пневмоходу. Примерно такая же система работы будет использована "Транснефтью" при строительстве трубопровода Пурпе - Самотлор.

Уникальность проекта ТНК-ВР заключается в том, что нефтяники провели под руслом реки переход напорного нефтепровода методом наклонно-направленного бурения по типу "труба в трубе" с резервными нитками и контролем за утечкой нефти в межтрубном пространстве. Для проверки такой системы на месторождении используется специальный, редкий пока в российской нефтяной промышленности способ диагностики. Поскольку на Усть-Вахе идет бурение безамбарным способом, шлам и другие отходы производства вывозят и утилизируют на полигоне. Как утверждают специалисты ТНК-ВР, если даже случится авария, на поверхности реки не будет нефтяных пятен. Сами трубопроводы, изготовленные из стали повышенной коррозийной стойкости, расположены вдоль дорог, построенных на высоте восемь метров над уровнем воды.

Стратегическая задача - сохранить темпы нефтедобычи

На данный момент ясно, как будут преодолеваться экологические, финансовые и другие проблемы строительства нефтепровода Пурпе - Самотлор, но осталось решить еще вопросы с маршрутом Пурпе - Заполярное. "Мы исходим из того, что это единая система, - заявил Игорь Сечин. - Но необходимо решение ряда технических вопросов и финансирование". "Источники финансирования второго этапа - серьезная задача, - вторил ему на пресс-конференции Токарев. - Высказываются самые разные предположения, в том числе экзотические".

- Но решение обязательно будет найдено, - заверил всех вице-премьер.

Сечин высказался и по поводу стимулирования нефтяных компаний, в том числе в вопросах предоставления налоговых льгот по определенным месторождениям. Сейчас условия уже не те, что в советское время - инфраструктура устарела, компании вынуждены вкладывать гораздо больше средств, чем тогда, кроме того, надо думать и об экологии. "Одна из наших задач - обеспечить территориальное развитие и сохранить уровень добычи", - подчеркнул вице-премьер. Например, компании, которые разрабатывают месторождения Восточной Сибири, в этом году вложат 150 млрд рублей в развитие. Правительственные эксперты подсчитали, что в результате реализации этих инвестиций, даже при нулевой ставке по таможне, прямой доход федерального бюджета составит 53 млрд рублей. "И все опасения Минфина насчет выпадающих доходов казны могут быть сняты благодаря другим источникам", - уверен Сечин. Накануне он встречался с Кудриным и обсуждал этот вопрос. "В текущем режиме с Минфином удалось договориться о поддержке проектов. Конечно, для нефтяников важно, чтобы наши решения не носили конъюнктурный характер, - уточнил он. - Нужна ясность, и надо определить срок действия льготы".

http://www.t-i.ru/article/14184/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован