15 сентября 2004
656

Немецкий - с переводом

Специалисты двух стран обсудили проблемы местного самоуправления

В Берлине по инициативе журнала "Стратегия России", Германского совета по внешней политике и Межрегионального фонда информационных технологий прошла конференция по проблемам местного самоуправления.

Немецкие участники, депутаты бундестага и земельных парламентов, активисты общественных организаций поделились с россиянами богатым опытом развития "коммунального самоуправления" - так это называется в Германии.

В центре внимания, как и следовало ожидать, оказался новый Закон о местном самоуправлении, который многие выступавшие именовали "законом Козака". Он придет на смену закону 1995 года, который так и не заработал. О причинах этого рассказал заместитель главы Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков. Он напомнил, что в условиях неразвитости законодательства даже самый хороший закон повисает в воздухе, а до начала административной реформы и унификации правовой базы во всех субъектах Федерации ситуация была именно такова.

И все же основы местного самоуправления в России заложены. Многие регионы успели накопить большой опыт: так, заместитель полпреда президента в Приволжском федеральном округе Любовь Глебова рассказала о работе органов местного самоуправления в Перми. О Перми вообще на конференции говорили много, в ней участвовали представители Пермской области депутат Андрей Климов и вице-мэр города Илья Шулькин. О положительном опыте работы негосударственных организаций в Карелии говорила и Валентина Пивненко - председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Она на протяжении десяти лет участвует в создании и работе неправительственных организаций в Карелии, стояла у истоков формирования Союза городов Крайнего Севера, превратившегося сегодня в весьма авторитетную организацию.

Первый день работы конференции был посвящен проблемам демократического представительства интересов населения в местных органах власти. Самоуправление в большинстве регионов России находится в плачевном состоянии либо вовсе не существует.

Председатель конференции с российской стороны Вячеслав Никонов, представитель Красноярского края в СФ Вячеслав Новиков, глава Комитета по вопросам местного самоуправления СФ Леонид Рокецкий указали на то, что с советских времен местная власть является частью государственной власти.

В. Новиков заметил, что, например, в Хакасии в республиканской конституции с 1994 по 2000 год было прямо отмечено, что местное самоуправление официально является частью государственной власти республики.

В других регионах столь откровенного огосударствления органов самоуправления нет, но суть во многих случаях та же. По мнению Л. Рокецкого, во многих субъектах Федерации до сих пор сохраняется райкомовская система управления, которая давно себя изжила и не пользуется доверием населения.

И пока местное самоуправление в глазах многих, как выразился депутат Госдумы Геннадий Гудков, остается "властью второго сорта".

О том же говорил и Андрей Климов, отметивший, что большинство людей до сих пор считают, что их местные проблемы, включая самые мелкие, должна решать высшая государственная власть.

А первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Валерий Богомолов основное внимание уделил развитию местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. Он отметил, что в обеих столицах создана развитая система муниципальных образований, совершенствуется соответствующая законодательная база.

Во второй день речь шла в основном о финансовых проблемах местного самоуправления. Первый заместитель главы думского Комитета по вопросам местного самоуправления Гаджимет Сафаралиев сообщил, что, по его данным, финансовое положение 97 процентов органов местного самоуправления катастрофическое.

Кстати, немецкие коллеги, в свою очередь, заметили, что и в Германии с финансированием местных органов власти далеко не все благополучно. Но местные власти в Германии успешно привлекают инвестиции частных лиц. Для этого устраиваются специальные конкурсы.

Конкуренция довольно жесткая, так как бизнесмены, вкладывающие деньги в городское хозяйство, освобождаются от части налогов как благотворители.

Оказалось, что подобный опыт есть и в России: в той же Перми было проведено более 4 тысяч таких конкурсов для малого и среднего бизнеса. Правда, в России благотворительная деятельность не освобождает бизнес от налогов и местным властям приходится находить какие-либо иные способы поощрения предпринимателей, помогающих городу. Об этой проблеме напомнил директор НИИ Счетной палаты РФ Сергей Шахрай.

На конференции почти единогласно признавалось, что закон стал решающим шагом на пути к эффективному местному самоуправлению в России. Многие высказали мнение, что четкое разделение полномочий властей различных уровней и закрепление за органами власти каждого уровня определенной части налоговых поступлений создают основу для формирования системы местного самоуправления на всей территории страны.

Есть в законе и недостатки: вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин критиковал его за возрастание зависимости местных бюджетов от финансирования из федерального центра.

Но "закон Козака" важен уже тем, что он создает четкие правила игры для всех регионов, ясно указывает границы полномочий всех ветвей власти. А ведь именно запутанная ситуация во всех этих вопросах порождала борьбу губернаторов с мэрами, позволяла некоторым областным начальникам изымать средства из местных бюджетов и разгонять местное самоуправление, заменяя его своими назначенцами.

После того как новый закон начнет действовать, эти проблемы постепенно будут решены. А недостатки, которые наверняка есть в законе, могут быть устранены: сама жизнь покажет, что в нем необходимо поправить.


http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован