18 августа 2005
917

Необходимо создание легитимного механизма лоббирования интересов отечественных производителей высокотехнологичной продукции

В рамках VII Международного авиационно-космического салона "МАКС-2005", который в настоящее время проходит в подмосковном Жуковском, во вторник, 16 августа, состоялся круглый стол на тему "Сохранение интеллектуально-кадрового потенциала наукоемких отраслей экономики России". Его организаторами выступили Парламентский центр Госдумы РФ "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность", Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства, Национальный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Выступивший с докладом в ходе круглого стола начальник управления инновационной деятельности Федерального агентства по науке и инновациям РФ Александр Суворинов отметил, что в настоящее время одной из важнейших задач правительства России является перевод экономики страны с сырьевой ориентации на высокотехнологичную. А.Суворинов сообщил, что Федеральной агентство по науке и инновациям РФ является органом федеральной исполнительной власти, который реализует эту государственную политику. Основной инструмент ее реализации - Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. По словам А.Суворинова, в конце прошлого года была утверждена новая редакция этой программы, главная цель которой - развитие и использование научно-технического потенциала страны, в том числе и развитие национальной инновационной системы РФ. Как сообщил А.Суворинов, программа состоит из трех блоков: генерация знаний, разработка технологий и их коммерциализация. Он отметил, что в настоящее время произошло существенное укрупнение проектов (от 10 млн рублей), реализуемых в рамках программы, и сокращение их общего количества. Для реализации программы были созданы научно-координационный совет и ряд рабочих групп по приоритетным направлениям: нанотехнологии, энергетика и энергосбережение, рациональное природопользование, информационные и телекоммуникационные системы и проч. По словам А.Суворинова, "Россия имеет высокий научно-образовательный потенциал, солидную ресурсную базу, но не использует это в полной мере", а слабость национальной инновационной системы объясняется, в частности, недостаточностью выделяемых на ее развитие ресурсов. Усилия агентства направлены на реализацию системного подхода при формировании национальной инновационной системы, подчеркнул А.Суворинов. Этот подход предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, формирование инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.Как рассказал А.Суворинов, за последние годы в России были созданы основные элементы национальной инновационной системы и инновационной инфраструктуры. Во всех федеральных округах действуют или создаются инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий. Так, в этом году было поддержано создание 20 центров трансфера технологий в РФ, предусмотрено создание еще 20 таких центров в 2006 году. В рамках программы агентство планирует дальнейшее развитие различных элементов инфраструктуры, призванных обеспечить условия для активизации внедрения инноваций в промышленность. Это, в частности, развитие финансовых институтов, в том числе венчурных инвестиционных фондов. Также агентством придается большое значение расширению и развитию информационной и экспертно-консалтинговой инфраструктуры деятельности инновационных предприятий. А.Суворинов сказал: "Мы придаем большое значение созданию и развитию в научно-технологической сфере малых инновационных предприятий". По его мнению, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственного участия. В связи с этим в настоящее время поддержка малым инновационным предприятиям оказывается в рамках двух программ: "СТАРТ" и "ТЕМП". По словам А.Суворинова, среди основных направлений деятельности правительства РФ - развитие частно-государственного партнерства, и один из ярких примеров такого партнерства - реализация важнейших инновационных проектов государственного значения. В рамках таких проектов создается полный инновационный цикл: от прикладных исследований до налаживания производства, отрабатывается механизм, позволяющий задействовать предпринимательскую инициативу. В настоящее время, сообщил А.Суворинов, в агентстве создан механизм отбора таких проектов, и уже сейчас реализуется 9 проектов государственного значения. В заключение А.Суворинов сказал, что действенная государственная политика должна создать условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, значительное повышение инновационной активности и восприимчивость предприятий РФ к передовым технологиям. Выступивший в ходе круглого стола начальник управления по надзору и контролю в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности Роспатента Николай Яковлев рассказал о недостатках нормативно-правовой базы, которые мешают вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Так, Правительством РФ поставлена задача роста нематериальных активов предприятий. Однако к таким активам, по российскому законодательству, могут быть отнесены только объекты исключительных прав (патенты, разного рода свидетельства, товарные знаки и проч.), то есть права на результат научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, не могут быть поставлены на баланс предприятия в качестве нематериальных активов. В связи с этим, уверен Н.Яковлев, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, выделить специфический объект гражданских прав - право на результат научно-технической деятельности, созданной за государственные средства. И это право на предприятие получит по решению государственного заказчика, пояснил он. "Минфин разрешает ставить патенты на баланс, потому что видит здесь контролирующую роль государства. Аналогичная ситуация произошла бы и в отношении тех результатов, которые не охраняются патентом, но охраняются бумагой в виде договора с госзаказчиком", отметил Н.Яковлев. Именно в отношении этих результатов целесообразно внести поправки в НК, которые бы "избавили при постановке на баланс такие права от уплаты налога на прибыль, но сохранили бы амортизацию". Если все это будет сделано, то рост капитализации российских высокотехнологических фирм будет расти стремительно, уверен Н.Яковлев. Председатель комитета по лицензированию отдельных видов деятельности администрации Ставропольского края Сергей Харитонов в своем высуплении остановился на проблемах, которые могут мешать развитию экономики России при вступлении в ВТО. Основная проблема, по его словам, связана с отсутствием консолидации малого бизнеса. "Крупный и средний бизнес консолидирован, он не только готов, но и заинтересован во вступлении РФ в ВТО", - уверен С.Харитонов. С другой стороны, сообщил он, по прогнозам, вступление России в ВТО может дать эффект дефолта 1998 года, и уравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц ликвидирует рынки в том виде, в каком они существуют сегодня. Представитель Парламентского центра "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность" в Германии, президент инновационного холдинга "Кинпро" Валерий Кениг в своем выступлении отметил, что ситуация в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в России "оставляет желать лучшего". По его словам, крупные предприятия имеют доступ к инвестированию "через свои каналы", у малого предпринимательства такого доступа нет. Основная проблема российских предприятий при получении иностранных инвестиций - неграмотно составленный бизнес-план, считает В.Кениг. "Но без инвестиций страна развиваться не будет", - подчеркнул он. В связи с этим малый и средний бизнес России должен учиться создавать бизнес-планы, которые убедили бы инвесторов в том, что они получат большую выгоду от вложения средств в данный конкретный проект. "Надо доказать инвестору, что ваша разработка выгодна ему", - подчеркнул В.Кениг. По итогам работы круглого стола был принят проект резолюции. Участники круглого стола рекомендуют органам государственной власти усилить меры стимулирования инновационной деятельности путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. С этой целью необходимо создать механизм налоговых льгот, льготных ссуд, развития лизинговых услуг. Также существенный эффект может дать законодательное обеспечение функционирования территориально-отраслевых инновационных структур - технопарков, инкубаторов инновационного бизнеса, специализированных территориально-отраслевых производственных кластеров для развития технологий, технологического переоснащения обрабатывающей промышленности.Также участники круглого стола считают целесообразным разработать и принять законодательные акты, способствующие закреплению кадров в сфере наукоемких производств, прежде всего в областях, определяющих национальную безопасность страны. Кроме того, участники круглого стола считают необходимым создание в ближайшее время легитимного механизма лоббирования интересов отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Проект резолюции круглого стола будет доработан и представлен в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти РФ, доведен до сведения предпринимательского сообщества России.

http://www.siora.ru/ru/node/2109
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован