Эксклюзив
Заремба Виктор Борисович
24 ноября 2015
4850

Нерушимая основа русской духовности: Рождество Христово. Взрастание. Зовущий Дух Отца

      Виктор Заремба

НЕРУШИМАЯ ОСНОВА РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ

Рождество Христово. Взрастание. Зовущий Дух Отца

 (5509-5519 годы от Сотворения мира)

 
 

«Сегодня вечный Бог рождается во время. Бесплотный облекается плотью. Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти; сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная, крестная божественная Любовь. Сегодня ясли Вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти... И весь путь жизни Господней является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, 

которая свою жизнь отдает за друзей своих».

Митрополит Антоний Сурожский

 

 

 

 

 

 

 

 

В самом конце 2011 года, а точнее, 22 декабря, в российской прессе и, конечно же, во всемирной информационной паутине, появились сообщения, что в Ватикане обнаружен уникальный, древний, историко-культурный манускрипт, пролежавший в архивах без внимания более 250 лет.  Рукопись написана на мёртвом сирийском языке, представляющим собой один из диалектов арамейского. Именно на таком языке говорили ранние христиане, проживавшие на территории нынешних  Сирии, Ирака и Ирана.

Расшифровал и перевёл рукопись Брент Ландо - профессор религиоведения университета Оклахомы. В рукописи содержались некоторые, неизвестные ранее, сведения о волхвах, путешествовавших вслед за Вифлеемской звездой, и принесших дары в знак особого почтения Младенцу Иисусу, чудесно явившемуся миру Рождеством от Пречистой Девы Марии в безвестной, тогда, пещере.  

Фактическая информация об этом величайшем вселенском событии, как и о дарах восточных мудрецов, содержится в новозаветном благовествовании от апостола и евангелиста Матфея: 

«18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф.1:18-25).

Далее апостол Матфей свидетельствует:

«1Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2: 1-12).

В найденном недавно старинном автографе, дополнительно к евангельскому описанию, говорится, что волхвов было не трое, как принято считать многими христианскими богословами, а гораздо больше – десятки. В обнаруженном тексте уточняется, что мудрецы пришли не из Персии, а из страны Штар, которая идентифицируется с древним Китаем. В документе, также, содержатся чрезвычайно важные сведения, что волхвы были потомками Сифа – третьего сына Адама, - и членами особой секты, особенность которой состояла в том, что участники её «молились молча».

Древний автор переведённой и расшифрованной рукописи, который, по мнению переводчика, ассоциирует себя с указанной сектой, повествует, что Вифлеемская звезда, приведшая мудрецов к уединённому и невзрачному месту рождения богочеловеческого Младенца, превратилась в «маленького лучезарного человека». По словам американского ученого, из содержания текста вытекает, что «Вифлеемская звезда» и Христос – это одно и то же», а также, что «богочеловек способен принимать любые обличия».

Чтобы углубить понимание и расширить представление о сущности и смысле Вифлеемской звезды, мне показалось полезным прочитать сведения из новой многотомной Православной энциклопедии, где данный феномен описывается в статье «Звезда волхвов». 

Такой выбор был сделан потому, что Православная энциклопедия издаётся по благословению Патриарха Всея Руси Алексия II и благословению Патриарха Всея Руси Кирилла специально созданным для этого «Церковно-научным центром», а это априорно предполагает, что в таком авторитетном издании должны быть размещены наиболее достоверные, объективные, научно-обоснованные и духовно освящённые сведения о «Звезде волхвов». 

Но даже начальное утверждение из упомянутой энциклопедической статьи меня разочаровало, так как представляет собой сугубо материалистическое понимание данного Божественного знамения:

«[Вифлеемская звезда], чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа. В соответствии со словами кн. Бытие о предназначении звезд, созданных Богом в 4-й день творения (Быт 1. 14), знамение З. в. послужило к прославлению вочеловечившегося Сына Божия. Вост. мудрецы (маги, или волхвы), известные в те времена как профессиональные астрономы и астрологи, первыми отреагировали на появление в небе необычной звезды. Еще не просвещенные учением Слова Божия, они тем не менее были наставлены свыше возвестить Иерусалиму и всему миру о рождении Мессии. В лице волхвов, следующих за З. в., языческий мир обрел путь к истинной вере» (Православная энциклопедия, 2010, т. 19, с. 731-734).

Как можно наглядно увидеть из данной публикации, в ней «Звезда волхвов», по смыслу и сути своей, однозначно толкуется как явление астрономическое, а никак не духовное, и уже из такой экзегезы выводится, что восточные мудрецы с дарами были профессиональными астрономами и астрологами, а потому и страной, из которой они прибыли в Иудею, была названа Персия, известная в те далёкие времена своими астрономическими достижениями.   

В анализируемой пространной энциклопедической статье содержатся весьма скудные, а также, не вполне конкретные и недостаточно полные сведения о духовном происхождении Звезды волхвов, в частности, принадлежащие лишь святителю Иоанну Златоусту и блаженному Феофилакту Болгарскому.  

Так, святитель Иоанн в своём «Толковании на Евангелие от Матфея» утверждал, что на рождение Христа указывала «не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а... какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды», а блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании 2-й главы Евангелия от Матфея писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». 

Однако в современной Православной энциклопедии подобные богословские суждения святых отцов явно остаются на втором плане, уступая приоритет естественнонаучным астрономическим представлениям о Вифлеемской звезде: то, как об особом небесном звёздном теле, то, как о пролетающей мимо Земли комете, то, со ссылкой на Иоганна Кеплера, как о наблюдаемой орбитальной конъюнкции Юпитера и Сатурна в Рыбах.    

И подобная материалистичная интерпретация в энциклопедическом издании знамения Божественного, сопровождающего факт Рождества Христова, и указывающего на наступление во вселенском духовном пространстве действия, действенности и действительности Нового Божьего Завета, мне представляется, как минимум, довольно странной, ибо смысл, содержание и сущность слов апостола Иоанна, уже неоднократно процитированных в нашей работе: «1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2Оно было в начале у Бога. 3Все чрез Него на'чало быть, и без Него ничто не на'чало быть, что на'чало быть.4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1: 1-5), вполне убедительно и ясно утверждают совсем об ином.  

Вместе с приближением миропреобразительного момента Рождества Иисуса Христа, под бдительным ведением и строгим водительством Духа Святого Божьего, неспешно, бережно и аккуратно нисходило, перемещаясь сквозь многослойную структуру, приближенного к Земле, духовного пространства, по предписанной Волей Творца, и немыслимой с астрономической точки зрения траектории, в предсказанное укромное место, Само благоисполненное и объёмно обособившееся Слово Божье, как доверительный новозаветный носильщик Нерушимой и Вечной Жизни, являющей собой всеоживляющий и немеркнущий Свет Истины, светящий всем человекам.    

Именно этот, невероятно ярко блистающий на небосклоне передвигающийся жизненный свет, локализованный и сконцентрированный в объёмном сгустке Божественного Блага, оформленном Словом Божьим в предметном облике шаровой молнии невиданного размера, предуготовленном для преисполнения Души Сына Человеческого духовной живительной Силой, наблюдали в то неповторимое время очень многие люди. Им посчастливилось воочию увидеть саму светоносную звезду жизни, которую не может объять никакая тьма, и которая должна была одушевить, осенить и исполнить всей полнотой Божьей Благодати, появившийся из Пречистой утробы Девы Марии, воплощённый и уподобленный облик Богочеловеческого Младенца.

В предыдущей главе нашей книги были подробно рассмотрены содержание и сущность семантической структуры Блага, умещающей в себе Мысль Божью, и Свет и Силу и Слово и Славу. Исходя из подобного понимания, вполне правомерно представить себе, что всепросвещающий небесный Свет, в синергичном соединении с всепобеждающей Силой Творца, нацеленные и управляемые Его всеохватной и всёоживляющей Мыслью, обособленные, оформленные и сосредоточенные Словом в исчерпывающей полноте знакомысленного объёма, достаточной, чтобы в точности и детальности Замысла Бога, и к Его Славе, осуществить предстоящие новозаветные преобразования для спасения людей, благоизобильно излились и исполнили Душу только что появившегося в человеческом телесном обличии Младенца Иисуса, чудесно представшего Богочеловеком в мгновение Рождества Своего.      

И потому, весьма правдоподобными являются слова из недавно найденной, переведённой и расшифрованной арамейской рукописи, что на глазах волхвов, Вифлеемская звезда преобразилась в «маленького лучезарного человека», то есть, в Младенца, всем существом Своим излучающего сияющий неземной свет от преисполнения излитого в Его Душу Божественного Блага.      

Равным образом, вполне достоверным выглядит суждение из манускрипта, что «Вифлеемская звезда» и Христос – это одно и то же», так как изобильным, обладающим всецелой и необходимой промыслительной полнотой, излитием Божественного Блага на Младенца Иисуса, в Рождестве Своём, Он истинно предстал Тем, кем Ему и было предречено стать – Богочеловеком.   

Некоторые же из древних восточных учёных прозорливцев, наиболее глубоко посвященных в сокровенный смысл Промысла Божьего, благовременно заметив нисходящее движение звездно блистающего объёма Божественного Блага, отделённого и посланного Творцом для живой Души воплотившегося Сына Адамова, приготовив загодя дары, подобающие для такого великого и великолепного случая, двинулись в долгий путь туда, где им предстояло встретить, явленного на Свет, Новозаветного Вселенского Царя.       

Невероятно велика, всемогуща и неисчерпаема истинная Благоисполненная Сила Слова Божьего, способная, по Воле Творца, из ничего производить всё, ибо, как известил нас об этом апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём благовествовании:  «3Все чрез Него на'чало быть, и без Него ничто не на'чало быть, что на'чало быть» (Ин 1: 3).

А мы же, самоуверенные, высокомерные и уповающие на технический прогресс, люди, в неизменном маловерии и духовном невежестве, до сих пор всё ещё продолжаем навязчиво и упрямо считать, что достоверность и действительность Божественных событий, надлежит проверять научными наблюдениями видимого, априорно неистинного и тленного материального мира, уже искажённого известным нам эксцессивным изъяном во вселенском жизнетворительном процессе, подобно пересказанным в Православной энциклопедии попыткам, что делались, и продолжаются, для внесения корректировок в дату Рождества Христова, с намерением подогнать её под досужие астрономические расчёты, привязав, например, ко времени визуального орбитального соединения Юпитера и Сатурна.

Одним из ярких проявлений подобного и, к сожалению, не перестающего повторяться, подхода, стала произведённая в истории человечества замена богодухновенного юлианского календаря новой григорианской системой летоисчисления, обоснованная якобы настоятельной необходимостью большей точности определения временной продолжительности календарного года, достигаемой с помощью более совершенных инструментальных средств астрономической науки, но при этом, неизбежно и неуклонно отдаляющая людей от Истины в понимании сути и смысла Промысла Божьего.  

Однако сколь точно не измеряй видимые проявления, подвергшегося изъяну, а от этого, неверно движущегося тленного материального мира - приблизится подобным способом к более глубокому пониманию сути и смысла Нерушимой и Вечной Жизни, как и Божественной Истины, невозможно.

И чтобы убедиться в несомненной важности, серьёзности и значимости такого утверждения, не могу не процитировать выдержку из записи беседы с архимандритом Амвросием, настоятелем афонского болгарского монастыря Зограф:

«…Ваше Высокопреподобие, «Большая Богородица» (праздник Успения Божией Матери болгары называют «Большой Богородицей», а день Ее Рождества – «Малой») празднуется в Болгарии 15 августа (по григорианскому календарю), а в болгарском монастыре Зограф и по всей Святой Горе – 28 августа (15 августа по юлианскому календарю). До каких пор даты церковных праздников будут нас разделять?

– Это зависит от народа, он должен усерднее стремиться к возвращению на старый календарь. Но в основном людям это, к сожалению, безразлично. На церковно-народном соборе в Рыльском монастыре некоторые из участников пытались включить календарный вопрос в повестку дня, но большинство проголосовало против. А ведь нового стиля на сегодня придерживаются менее 10% всех православных христиан – Греция, Болгария, Румыния..., тогда как по старому служат в России, на Украине, в Грузии, Сербии, Македонии, Иерусалиме и на Святой Горе. Множество чудес явно свидетельствуют, какой календарь истинный.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован