06 февраля 2005
2294

Неувядающие `Прелести`

Мнение автора пьесы о спектакле

"Балтийские сезоны", N 2, 2005

Недавно в театре Балтийского флота в Кронштадте состоялась премьера спектакля по моей пьесе "Прелести измены".
Это произведение состоит из трех разных по жанру одноактных пьес. Их можно считать продолжением одна другой, но не будет ошибкой считать, что в каждом случае действуют разные персонажи. "Прелести измены" шли около десяти лет подряд в Малом театре Льва Додина и во многих других театрах (только в несколько ином наборе составляющих их одноактовок), и выбор этой пьесы для постановки в том же городе требовал от постановщика Юрия Николаева известной смелости.
Автор обычно идет смотреть спектакль по своей пьесе с некоторой опаской. Многие режиссеры теперь не хотят умирать ни в актерах, ни даже в собственном творчестве. Подобно летающей лягушке из сказки Андерсена, им хочется, чтобы все видели, какие они талантливые, и не могут удержаться от того, чтобы не крикнуть своей режиссурой "Это я!" (а то еще не заметят). Если уподобить такой спектакль женщине, то мы напрасно будем надеяться разглядеть ее природный облик: в глаза бросятся лишь кольца, браслеты, серьги, наклеенные ногти и ресницы, ожерелья и прочие прибамбасы.
На сцене кронштадтского театра я не увидел того, что многие режиссеры считают новым: велосипедов, качелей, зонтиков, строительно-монтажных конструкций и плескающейся в тазах воды. Оформление спокойное и удобное для актеров. Решетки-ширмы разделяют пространство сцены на несколько игровых зон, не нарушая его единства. Лейтмотив сценографии Валерия Полуновского - картины Магритта, удачно сочетающиеся с идеей спектакля.
Актерский состав театра, преимущественно молодежный, нельзя, конечно, назвать звездным, но исполнители явно понравились публике. Постановщик назначил на роли в разных частях триптиха разных исполнителей, и от этого спектакль стал объемнее и интереснее. В первой части Владимир Ладанов и Светлана Соловьева исторгли у зрителей слезы, во второй Владимир Филиппов (он же и сорежиссер спектакля) и Ольга Бережная тоже довели зрителей до слез, но эти слезы были уже от смеха.
Очень порадовала третья часть - "Идеальная семья" (потому что мне самому эта короткая пьеса казалась скорее литературной, чем сценичной). Галина Ткач и Наталья Бояренок играли ее слаженно и дружно, хорошем темпе, с юмором и с должной дозой иронии по отношению к своим героиням.
При относительно скромных возможностях, которыми обладает этот небольшой театр, спектакль получился очень удачный. Удача достигнута прежде всего за счет режиссуры - ясной, простой, хорошо продуманной и, главное, точной. Юрий Николаев внимательно прочитал пьесу и именно на ней построил спектакль, не привешивая к нему шумных, но ненужных бубенчиков.
Дидро как-то обронил слова "Мы, отчасти знающие, как трудно писать просто...". Мы, кое-что понимающие в театре, знаем также, как трудно и ставить пьесу просто. И хорошо, что этот труд вознагражден успехом.


Череповец, "Камерный театр"

Газета "Голос Череповца" N 45(1307)

Валентин Красногоров - автор множества произведений, которые гремели в СССР. Его сатирический спектакль "Кто-то должен уйти" ставился более чем в 50 театрах в нашей стране и за рубежом. Пьесу "Давай займемся сексом" режиссировал Роман Виктюк. "Прелести измены" также ставились во многих городах и странахы.
На вопрос, чья постановка понравилась ему больше всего, Валентин Самуилович ответил так: - Ответ будет непростой. Что вкуснее - щи или торт? Ведь каждая постановка - это работа разных коллективов. Но та, которую я видел вчера (на спектакле Камерного театра 9 ноября - Е.К.), - одна из лучших. В Петербурге есть театр Европы, это высокое звание, которое присуждает специальный театральный европейский совет. Так вот я бы не сказал, что там поставили "Прелести измены" лучше. В Череповце я смотрел спектакль с большим удовольствием, порадовали многие режиссерские находки. Отлично играли актеры. Надо еще учитывать, что актеры в любом театре разыгрываются только к шестому-седьмому спектаклю. Я очень доволен работой Камерного!

- Не жалко ли автору, который работал с известными режиссерами обеих столиц, отдавать пьесы в провинциальные театры?

- Мне нравится, как ставят мои произведения в провинции. У столичных режиссеров часто присутствует усталость, им все время надо переплюнуть другие именитые театры. Поэтому в столице каждый спектакль стараются поставить еще эпатажнее, еще скандальнее, чем у конкурентов. На сцене появляется крик, мат, голые женщины. А в провинции просто с наслаждением играют твое произведение.

Елена Колядина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован