09 февраля 2007
2074

`НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА`: `Страсти школьные. Учебник `Мировые религии` пройдет сначала апробацию в разных регионах`

Александр Оганович Чубарьян - академик, директор Института всеобщей истории РАН, член президиума Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

В школе скоро появится новый предмет "Мировые религии". "НГ" взяла интервью у автора этого курса, директора Института всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.

- Александр Оганович, расскажите, пожалуйста, что это за новый предмет "Мировые религии"?

- Наш авторский коллектив два года работал над учебным пособием "Мировые религии". Предмет сугубо светский, рассматривает, что такое религия вообще, какое место она занимает в истории человечества и в жизни каждого человека. Учебник знакомит школьников с шестью основными религиями и христианскими конфессиями: православие, католицизм и протестантизм, ислам, буддизм и иудаизм. Естественно, христианству уделяется в нем значительное внимание. Помимо образовательной части здесь присутствует и некий воспитательный момент. Предмет призван воспитать в молодом человеке толерантность, терпимое отношение к верованиям других людей. Все это важно, поскольку страна наша - многоконфессиональная. Есть в учебнике и раздел, который рассказывает об атеистах, о взаимодействии наук, вер и знания. Учли мы и такой момент, что дети ходят в музей. Они видят картины на библейские сюжеты и их часто не понимают. Наш учебник поможет им в этом разобраться.

- Помнится, на прошлых Рождественских чтениях министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко освистали при упоминании им предмета "Мировые религии". Как выглядит ситуация сегодня?

- Мы послали рукописи учебника в представительства всех конфессий и получили большое число замечаний. Большинство из них мы учли. И после вторичного письма исправленные тексты получили в основном положительные отзывы. Представители Православной энциклопедии даже согласились на то, чтобы мы включили упоминание об их рецензии в предисловие к нашей книге.

- Сегодня, кажется, Патриархия хочет иметь еще и учебник "Основы православной культуры"...

- Мы не рассматриваем наш учебник как некое противопоставление предмету "Основы православия". Здесь уместно провести сравнение с предметом "История" в школе. Ученики изучают "Мировую историю" и "Историю России". В нашей школе есть еще такое понятие, как "региональный компонент". Он позволяет по желанию родителей, школы, местного органа образования вводить или усиливать тот или иной предмет. Если есть желание у региона усилить аспект православной культуры, почему бы им не разрешить это сделать.

- Речь идет даже о том, что уроки православия должны вести воцерковленные учителя...

- Не надо драматизировать этот момент. Школа приглашает к себе на встречи разных интересных людей, в том числе и служителей церкви. Но имея при этом в виду, что наш предмет "Мировые религии" он должен вести в светском действии принципа.

- А в школах Кавказа захотят усилить компонент "Основы ислама"...

- А почему бы нет? Многие же там живут, следуя исламским традициям. Но опять же важно соблюдение в школе все того же принципа: религия должна даваться как часть мировой культуры и должна предусматривать расширение представлений школьника о ней.

- Не рискованное ли вообще это мероприятие? Не вызовет ли все это национальную рознь?

- Наш учебник этому не может способствовать. Но риск заложен в преподавании любого предмета. Школа - вообще сложная материя. Возьмите преподавание таких дисциплин, как история. Не зря сегодня бушуют такие страсти. В идеале учебник истории должен быть без пристрастий. Но это же невозможно. Субъективизм заложен уже в самом подборе фактов. Есть автор, есть мнение родителей, есть личность учителя, СМИ, наконец, и интернет, сами дети. Дети получают информацию, у них есть свое представление о событиях. Из любого предмета можно сделать идеологическое предприятие, если спекулировать на этом деле. Школа, на мой взгляд, должна выполнить две миссии: дать человеку знания и научить его мыслить. Применительно к предмету "Мировые религии", замечу, что наши ученики изучают историю мировых религий в курсе "История" уже сегодня, но изучают лишь попутно. Новый предмет эту нишу может восполнить.

- На каком этапе находится новый школьный курс "Мировые религии" сегодня?

- Сегодня уже есть договоренность с правительством Москвы на апробацию учебника "Мировые религии" в ряде школ. Эксперимент пройдет и в других регионах. После апробации вопрос о преподавании данного предмета еще раз всесторонне рассмотрят и обсудят в министерстве. А затем примут решение.


Наталья САВИЦКАЯ
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=5473
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован