20 апреля 2007
2839

Ни любви, ни тоски, ни награды

Вечером 19 апреля в Москве в кинотеатре "Пушкинский" состоялась вторая церемония вручения кинонаград телеканала "MTV Россия", ознаменовавшаяся оглушительным скандалом. Режиссер-лауреат "Оскара" Владимир Меньшов прямо на сцене отказался вручать "Кинонаграду MTV 2007" фильму "Сволочи" (ВИДЕО), вышедшему в прокат под рекламным лозунгом "Ни любви, ни тоски, ни жалости". "Я не желаю награждать фильм, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон", - заявил кинорежиссер и, швырнув на сцену конверт, в котором и была указана картина-победитель, покинул церемонию. Как сообщается на сайте премии, "Сволочи" сумели опередить в конкурсе ленты "Жара", "Питер FM", "Бумер. Фильм второй" и "Волкодав".

Позже, когда журналисты обратились к режиссеру Меньшову за комментарием, он отказался обсуждать свой поступок: "Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?" Зато своей точкой зрения на произошедшее со СМИ поделился сам режиссер спорной ленты Александр Атанесян. "Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался", - сказал он, добавив, что воспринял слова коллеги по цеху без особых эмоций.

Напомним, что премьера фильма режиссера Александра Атанесяна по повести Владимира Кунина "Сволочи", состоявшаяся в феврале 2006 годы, вызвала неожиданный, но сильный резонанс. Еще в ходе съемок Атанесян утверждал, ссылаясь на автора повести, что у него нет оснований не верить Кунину. "Его биография сама по себе заслуживает экранизации: беспризорник, оказавшийся в тюрьме за вооруженное ограбление, фронтовик, летчик, позднее - чемпион по акробатике, цирковой артист, журналист, писатель и эмигрант", - говорил режиссер. Словом, человек, проживший "семь жизней". Видимо, для каждой из этих жизней у Кунина припасена оригинальная биография, которую он с ловкостью циркового фокусника вытаскивает на свет.

В частности, в биографии, опубликованной в качестве послесловия к мюнхенскому изданию "Сволочей" в 2003 году, Кунин писал: "Я попал в школу альпинистов-диверсантов под начало полковника НКВД, заслуженного мастера спорта Погребицкого, знаменитого альпиниста. Мы были разбиты на пятерки, в которых собирали таких, как я, - из тюрем. Мальчики эти были готовы на все, они были способны перерезать глотку кому угодно. Чему нас только не учили - и слалому-гиганту, и стрельбе на скоростном спуске, и умению 250-граммовой толовой шашкой сделать 200-тонный снежный обвал, и тому, как убивать ножом с расстояния в 12-15 метров. Обучали нас пленные немцы из группы "Эдельвейс" и русские наши бандиты из НКВД".

Страна.Ru обратилась за комментариями в ряд российских государственных и ведомственных архивов. Беседы с их сотрудниками и имеющиеся в распоряжении редакции документы военного времени позволили сделать неожиданный вывод: сценарий фильма действительно имеет реальную историческую основу, но с точностью до наоборот.

Начнем с того, что, по данным Российского государственного военного архива (РГВА), который, кроме документов Красной и Белой Армии, хранит документы частей и соединений ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР за 1918-1991 года, детских диверсионных школ в составе НКВД никогда не существовало. Более того, представители архива подчеркнули, что в дислокационных книгах вообще не "значится какая-либо диверсионная школа - ни в Алма-Ате, ни в Казахстане". Материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ не нашлось также ни в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ), ни в архиве Комитета национальной безопасности республики Казахстан. Дотошные архивисты, впрочем, обнаружили существовавшее в 1943 году в Средней Азии Ташкентское суворовское училище войск НКВД, но это к фильму вовсе не относится. Кстати, что касается официальной истории, то в РГВА подчеркнули, что никакой тайной не является существование в немецкой армии специальных школ, в которых диверсионно-подрывной работе обучались завербованные или похищенные из советских детских домов подростки в возрасте 13-17 лет. В частности, по архивным данным, такие детские диверсионные школы существовали на оккупированной территории Украины, Белоруссии, в Прибалтике, Польше и, конечно, в самой Германии.

Накануне премьеры злополучного фильма Андрей Панин, сыгравший в нем роль полковника-воспитателя малолетних диверсантов, в одном интервью сказал: "Правда всякая нужна. Мне кажется, что вообще лучше говорить правду. Просто она чаще всего никому не нужна". Слова пророческие в том смысле, что уже в день предпремьерного показа режиссер Александр Атанесян практически отрекся от своих собственных ранних претензий на историческую достоверность и исключительную правдивость фильма. В интервью радио "Культура" 1 февраля он заявил, что "ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза", а в интервью "РИА-Новости" он пошел еще дальше, сказав, что является "сторонником того, что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным", и признал, что, по его сведениям, "в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало".

Что касается Владимира Кунина, который еще в 1995 году в интервью лос-анжелесскому альманаху "Панорама" бесстрашно утверждал, что он был в такой школе и давал подписку о неразглашении, - то за день до начала показа фильма он счел за благо признаться: "Это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, - подчеркнул бывший циркач- "диверсант", - что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии".

20.04.07.
Наталья Елисеева
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован