02 июля 2002
231

Ни транзит, ни визы калининградскую проблему не решат

Европа по-прежнему хочет виз. Россия - беспрепятственного транзита. Европейские журналисты считают, что за сегодняшним кризисом встают более серьезные проблемы

Когда полтора месяца назад, 14 мая, специальный представитель ЕС по вопросам внешней политики Кристофер Паттен выступал перед депутатами и чиновниками ЕС в Страсбурге, то, будучи европейским политиком первого звена, он выражался о проблеме Калининграда предсказуемо дипломатично. Другое дело, что истинный смысл заявлений Паттена крылся как раз между строк, в интонации, даже в том, что, посвятив несколько минут нашему балтийскому анклаву, Паттен тут же перешел к проблеме Чечни и первым делом заявил, что ситуация с правами человека в этой республике остается крайне тревожной. Комиссар Еврокомиссии, конечно же, сразу дал понять, что ЕС не собирается отказываться в контексте Калининграда от введения шенгенских виз и создавать транзитные коридоры через литовскую территорию, но тут же заговорил о том, что вступление Польши и Литвы в Европейское Содружество даст Калининграду новые шансы, повысит его инвестиционную привлекательность и вообще будет способствовать большей интеграции России в европейскую семью. Тогда о выступлении Паттена написали и лондонская Financial Times, и бельгийская Libre Belgique, и польская Rzeczpospolita - все эти газеты дешифровали заявления Паттена предельно доходчиво: `Путин хочет транзита и не хочет дорогих и труднодоступных шенгенских виз для граждан своей страны. ЕС отказывается от транзита и настаивает на визах`.

Между тем, в консервативной немецкой газете Frankfurter Allgemeine совсем недавно появилась статья, авторы которой считают, что вопрос о визах - это деталь второго ряда. Конечно, от ее решения зависят жизни сотен тысяч людей, но ясность с визами будет достигнута, как только Кремль с одной стороны и Страсбург и Брюссель с другой сумеют договориться по более важным пунктам, скажем, в вопросе о будущем НАТО.

Frankfurter Allgemeine намекает, что русские часто ведут себя в вопросе о Калининграде крайне непоследовательно. Путин открыл для гражданского сообщения в прошлом сугубо военный порт Балтийск (бывший Пилау), а в следующем году начнется регулярное морское пассажирское сообщение между Балтийском и новым портом в Усть-Луге, который сейчас строится под Санкт-Петербургом. Тут визы не потребуются. Между тем, некоторые чиновники из аппарата калининградского губернатора, то ли почувствовав `общее настроение`, то ли еще по какой-то причине, нагнетают обстановку. Так глава областного отдела по внешним связям Виктор Романовский сравнил как-то натовское движение в страны Балтии с тевтонским `Дранг нах Остен` и даже припомнил немцам поголовное уничтожение древнего народа пруссов, населявшего здешние земли в первом тысячелетии новой эры.

Франкфуртская газета пишет, что иногда складывается впечатление, что русские специально показывают проблему именно под эмоциональным углом - государственное телевидение рассказывает о том, как калининградских школьников, никогда не видевших Москвы, вывозят автобусами на большую землю и водят по Красной площади. Любой мало-мальски знакомый с историей человек смог бы провести параллель - примерно тот же пафос определял в свое время действия германского кабинета (было это накануне второй мировой войны), когда весь рейх требовал воссоединения с отторгнутым от фатерлянда Данцигом. Близкая скорее к консервативной ХДС Frankfurter Allgemeine, впрочем, не проводит столь резкой параллели. Но если бы о Калининграде писала бы, скажем, космополитическая левая Die Zeit - нечто подобное, думается, все-таки прозвучало бы. По вполне понятным причинам для немецких левых любой национальный пафос, - русский ли, немецкий ли, хуже чумы.

Тем временем в аналитическом международном издании The NATO Review появилась большая статья эксперта московского центра Карнеги Дмитрия Тренина. Тренин пишет не столько о самом Калининграде, сколько о проблемах в связи с расширением НАТО - о шенгенских визах и транзите тут практически нет ни единого слова. Уж скоро минует два года, как доктор Тренин пытается ответить на вопрос, кто такой Путин с точки зрения международной политики - имперский геополитик или либерал. Факты говорят все-таки в пользу второго варианта.

Путин отказался от старой советской концепции `Калининград - западная крепость`, воинский контингент в регионе постоянно уменьшается, а военные базы типа Пилау начинают служить гражданским нуждам. Другое дело, что Кремль, конечно же, никогда не согласится превратить Калининград в абсолютно демилитаризованную зону. А если на Балтике останутся русские войска, то как обеспечить военный транзит через натовскую территорию Литвы? Тренин пишет, что один из русских экспертов предложил сделать исключение и ввести русских солдат в состав общего натовского датско-польско-немецкого контингента, дислоцированного в польском городе Щецине. Пойдут ли на это натовцы? Думается, все-таки, что вряд ли.

В Чешском сегменте Интернета уже довольно давно выходит умное и подробное издание Transitions Online, посвященное сугубо восточно-европейской проблематике. Здесь можно найти статью литовского журналиста Гидрюса Благнюса, который смотрит на проблему Калининграда как экономист. Благнюс, к слову сказать, является ведущим деловым аналитиком Балтии, помимо работы в серьезных журналах типа Oxford Analytica он консультирует такие корпорации, как Deutsche Telecom, Vattenfall, Volvo Truck. Благнюс пишет о сегодняшней бедности Калининграда и грядущих инвестициях. Валовой продукт per capita здесь сегодня равняется пятистам долларам, в соседней Литве он выше в четыре раза, в Польше - в восемь. Калининград - фактический монополист в добыче янтаря, но Балтийское море здесь настолько загрязнено, что, по подсчетам независимых шведских экспертов, только в ближайшие четыре года экологические работы обойдутся местным властям в три миллиарда долларов. Есть и другая проблема - самая важная. Калининград живет за счет электроэнергии, поступающей с `большой земли` транзитом через Литву. Здешние электростанции производят только двадцать процентов необходимого электричества. Как только Литва вступит в ЕС, страна должна будет полностью реформировать свой энергетический комплекс, перестроить инфраструктуру на европейский лад. Русские же провода давно устарели и не впишутся в новейшую литовскую энергосистему. Что делать? Либо строить близ Калининграда новые электростанции, либо просить литовцев сохранить старую систему - но это тоже будет стоить денег, которых как всегда нет. Благнюс пишет, что все эти проблемы может решить появление в восточной Пруссии инвесторов из ЕС. Мол, уже сегодня ТАСИС вложил в регион более 15 миллионов долларов. Но ясно, что реальное появление инвесторов станет возможным, только когда Москва пойдет навстречу Брюсселю - с мятежным регионом, живущим то ли `в блокаде`, то ли `в тылу врага` ЕС предпочтет просто не связываться. Пойдет ли Москва на уступки НАТО и Европейской комиссии? Стоит ли это делать? Пока тут по-прежнему ничего неясно.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован