08 октября 2008
2986

Николай Барышников: `Ялуторовск - Тобольск: дорога как часть партийного проекта`

Строительство дорог - один из проектов фракции Единая Россия в областном парламенте, который курирует депутат Николай Барышников. В минувший вторник он организовал рабочую поездку по недостроенной дороге Ялуторовск - Тобольск, чтобы выяснить, чем можно ускорить завершение ее строительства.

Дорога начала строиться в начале 80-х, когда возникла идея направить часть грузов, идущих с востока на север и обратно, напрямую, разгрузив таким способом Тюмень. Спрямление пути - около ста километров. Кроме того, дорога эта необходима жителям деревень Ялуторовского и Ярковского районов. Николай Барышников за десять лет наслушался от избирателей жалоб на эту непроезжую дорогу. У многих жителей Ялуторовского района дети учатся в Тобольске, там же живут их родственники, оттуда же ялуторовцы возят разные грузы.

- Дорога - это жизнь, - подтверждает заместитель главы Ярковского района Асхат Нигматулин, - это сообщение между деревнями и районным центром, доставка больных и ряд других вопросов. Для поселений, в которых производства практически нет (а основная причина этого - отсутствие дорог и затопляемость), появление дороги означает появление инвестора. В Ярковском районе только брошенных земель сегодня около 5 тысяч га.

В 80-х и 90-х годах асфальт соединил ряд деревень Ялуторовского района от Хохловой и Новоатьялово до Ивановки. К 2001 году 12 километров асфальта появилось в Ярковском районе - от трассы Тюмень - Тобольск навстречу ялуторовским дорожникам. За это же время построены все необходимые мосты через реки и железную дорогу. Но в 2001 году работы остановились.

Сегодня асфальтовые участки на дороге Ялуторовск - Тобольск разделяют всего 35 километров грунтовки. Плюс к тому требуется проложить 14 подъездов к деревням (12 километров). Еще на 7,5 километра нужно уложить второй слой полотна.

Парадокс состоит в том, что есть практически все необходимое - деньги в бюджете и рвущиеся в бой подрядчики, а дело стоит. Почему? Заместитель начальника ГУТО Управление автомобильных дорог Олег Иванов убежден:

- Если раньше на любом уровне можно было спокойно договориться об отведении карьера, то сегодня это практически невозможно. Вся земля - в чьих-то руках. Вот есть какие-то поля, которые даже между частниками разделены виртуально. Чтобы продать свою долю, ее надо выделить в натуре, заплатить за это, собрать пайщиков. А бедному дорожнику негде землю взять. Дорожники в Краснодарском крае уже вынуждены брать болото, осушать его и потом делать там карьер. Нас ожидает то же самое.

- По землепользованию, - подчеркивает Николай Барышников, - надо принимать еще около 50 федеральных нормативных актов. Кто владельцы участков, на которых потенциально можно сделать карьер? Ловкие люди! Какова законность приобретения участков? Прорехи в законодательстве позволяли и пока позволяют такие дела творить.

- Сегодня закон нам не позволяет продолжать работы на этой дороге, поскольку из-за трудностей с землей нам пришлось изменить проект, изменить конструкцию полотна дороги, - уточняет Олег Иванов. - Естественно, встал вопрос о переделке документации. Поэтому мы потеряли много времени. Нарушить закон мы не можем - Счетная палата призовет к ответу. Мы вынуждены контракт прервать, объявить новые торги, остановиться, соблюсти закон, провести торги, выявить победителя (который и так ясен). Деньги в бюджете на дорогу есть, но их надо еще завести для финансирования, выполнив все необходимые требования. Ждем дополнительного губернаторского распоряжения. Торги пройдут в начале октября. Все готовы действовать. Если не станет хватать мощностей ялуторовских и ярковских дорожников, вполне реально подключить к строительству еще 5-6 ДРСУ из других районов.

...Еще один тормоз заключается в том, что не до конца решены земельные проблемы. В двух местах существующую грунтовку планируется спрямить - там дорожники уперлись в чужие земли и лес. По словам представителя проектировщиков Галины Колесниковой, юридическая документация по землям муниципального образования и лесным участкам готова, остается подготовить только техническую документацию для постановки участков на государев кадастр. В ближайшие две недели это будет сделано, после чего можно будет получить лицензию на вырубку лесных участков. Обычно на это уходит месяц-полтора. На регистрацию документов в регистрационной палате после кадастрового учета - не менее 30 дней. Но прежде надо решить еще одну проблему. В месте спрямления дороги у деревни Маранка необходимо выкупить один земельный пай. Хозяин этого пая определен, нужно поставить его документы на кадастровый учет и приобрести право на земельный участок, после чего человек сможет продать пай администрации района или области. Вот от таких, казалось бы, мелочей порой зависит решение глобальных задач.

В 2009 году, по словам Олега Иванова, предполагается построить около 20 километров дороги Ялуторовск - Тобольск, а в 2010-м - закончить ее. Один километр дороги стоит от 7 до 12 млн. рублей (в зависимости от расстояний, на которые перевозится земля для полотна). Значит, на достройку 43 км потребуется от 300 до 516 млн. рублей. По минимуму это уже явно не прокатит, так как в новом проекте предусмотрено поднятие полотна, укрепление обочин и установка металлического ограждения.

Депутат Барышников нацелил всех участников строительства на скорейшее решение проблем, пообещав содействовать ускорению оформления документов в регистрационной палате.

Во время поездки речь зашла и о том, что в развитых демократических странах эффективность бюджетного рубля (точнее, доллара), вложенного в дороги, проверяется следующим. Если дорога просела раньше чем за 5 лет, то она ремонтируется за счет строителя. У нас с этим, как говорят практики-дорожники, тоже все в порядке: чтобы выиграть торги, подрядчики дают гарантию и на 5, и даже на 10 лет. Другое дело, что никто, видимо, потом не обращает внимания на состояние сданной дороги и ничего ни с кого не требует. Российская специфика...


Иван МАРКЕЕВ

www.t-i.ru

N179 (4682) 8.10.2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован