06 ноября 2007
157

Николай ДЕВЯТКИН: `Общество должно быть в нас уверено`

У Председателя Законодательного Собрания Пермского края Николая Андреевича Девяткина взяла интервью консультант совета МО Ирина Марасанова

- Николай Андреевич, более полутора лет на территории Пермского края действует федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Мы приступили к его реализации без переходного периода. Как Вы оцениваете правильность выбранного курса?

- В том, что мы начали реализовывать реформу местного самоуправления на территории Пермского края в полном объеме с 1 января 2006 года, есть свои преимущества. Во-первых, для функционирования органов местного самоуправления в регионе сформирована вся законодательная база. Во-вторых, на законодательном уровне все имущество закреплено за поселениями и районами. В-третьих, в межбюджетных отношениях наметились положительные тенденции. Для правильного выстраивания межбюджетных отношений "район-поселение" необходимо в каждом поселении, я подчеркиваю в каждом, расчетным путем определить минимальную бюджетную обеспеченность по всем закрепленным полномочиям, переданных от района поселениям. Полагаю, что в течение ближайших полутора лет нам удастся отработать и это направление и тогда, по моему убеждению, мы будем работать комплексно, как требует закон, и забудем слово реформа.

Как же быть сейчас, когда проблема межбюджетных отношений не решена и пока не выстроены взаимоотношения "район-поселение-район"? Для этого Федеральный закон в переходный период предусматривает создание Координационного совета, в который должны входить главы всех поселений, руководители представительного и исполнительного органов власти района. Они и должны вместе решать все проблемы социально-экономического развития района и каждого поселения.

В частности, именно Координационный совет должен создать некий алгоритм или программу действий расчета бюджетной обеспеченности полномочий, которая в последствии должна быть утверждена на Земском собрании в виде Положения о межбюджетных отношениях. Например, расчет показал, что Павловскому поселению для выполнения своих полномочий требуется 5 млн. рублей. Эта цифра должна быть закреплена в Положении о межбюджетных отношениях. Также Положение должно предусматривать ежегодную индексацию данной суммы и все, что будет иметь Павловское поселение сверх этих средств пойдет на развитие своей территории. Появится интерес у местной власти увеличивать наполняемость бюджета.

Если эта система заработает, то Положение о межбюджетных отношениях будет являться арбитром в спорах между районом и поселением, поскольку - это нормативно-правовой акт. В нашем примере, о котором я говорил, бюджет Павловского поселения предусматривает 5,6 млн. руб., а по минимальной обеспеченности - 5 млн. Вопросов у той или иной стороны быть не должно.

Важная роль Координационного совета определена и в реализации региональных проектов. Все предполагаемые суммы тому или иному поселению первоначально должны быть рассмотрены на Координационном совете (на какой проект или объекты в поселении какую сумму направить). Только после этого должно приниматься решение Земского Собрания на участие в региональных проектах.

- А методика расчета будет единая? Или каждый решает сам, что в нее включать?

Методика по содержанию должна быть единой, но по результатам определения затрат - разная. Так как в каждом районе, в каждом поселении стоимость затрат на выполнение полномочий разная, потому как условия в каждом поселении разные. Например, для выполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности поселения их стоимость будет зависеть от содержания пожарной машины, радиуса действия, дорог и т.д. И так по каждому полномочию.

Абсолютно соглашусь с тем, что изначально эти цифры будут достаточно условны. Но каждый год их нужно выверять, корректировать, уточнять. Главное - выбрать точную методику, и тогда мы снимем напряжение. Проехав 16 территорий, обсуждая на встречах эту тему в разных аудиториях, я убедился в том, что проблему необходимо решать именно таким путем.

- А роль Координационного совета в расчете бюджетной обеспеченности?

Если перейти на юридический язык, то Координационный совет и должен подготовить проект решения Земского собрания по рассматриваемому вопросу.

Итак, власть у нас сформирована, полномочия - закреплены, собственность передана и утверждена схема межбюджетных отношений. Вот тогда закон будет работать в полном объеме и отвечать тем требованиям, что в нем заложены. Тогда будет сильная, финансово обеспеченная поселенческая власть, которая способна эффективно решать вопросы местного значения. И только тогда население Пермского края почувствует исполнение главной цели закона - приближение власти к народу.

- В Пермском крае, практически, закончен процесс разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями. Приняты краевые законы. Однако сегодня органы власти городских и сельских поселений не могут эффективно управлять этой собственностью. Причина известна - законодательно переданное имущество необходимо поставить на учет, провести его инвентаризацию, а затем подготовить пакет документов для регистрации, что требует серьезных финансовых средств. Как предполагает краевой парламент решить эту проблему?

Да, проблема существует, она неоднократно обсуждалась на Совете представительных органов местного самоуправления при Законодательном Собрании, готовятся предложения, которые должны быть направлены на рассмотрение губернатору и в Законодательное Собрание. При этом необходимо определить механизм и бюджетные затраты для решения этой проблемы. В моем понимании на эти цели должна быть предусмотрена строка в краевом бюджете с общей суммой всех финансовых расходов, с приложениями по каждому муниципальному району.

- Николай Андреевич, а возможно решить эту проблему до муниципальных выборов 2008 года, или все это уйдет на 2009 год?

- Это необходимо делать прямо сейчас. Закон о бюджете поступил на 2008-2010 годы. Если мы эту работу не проведем, то в бюджете 2008 года этих средств не будет. По ходу исполнения бюджета на эти цели нужно вносить поправки, а поправки вносятся в закон только тогда, когда есть сверхдоходы, потому что для финансирования этих расходов необходимо определить источник.

- В последнее время возникли устойчивые выражения: "первый уровень муниципальной власти" (сельские и городские поселения), второй уровень муниципальной власти - районы и городские округа. В ФЗ-131 такое деление отсутствует: все муниципальные образования равны перед законом и обладают равными правами, в рамках своих полномочий. Как Вы считаете - это болезнь переходного периода или стратегическое управленческое решение, особенно в области межбюджетных отношений?

До введения этого закона в России была трехступенчатая система власти, а сейчас четырехступенчатая. Первая ступень - поселения, вторая - районы, третья - регион, а четвертая - власть федеральная, вот почему говорят первый уровень и второй уровень. Я часто пользуюсь этой терминологией. Но категорически возражаю, чтобы поселения выходили на уровень Пермского края, минуя район. Это ошибка, которая, на мой взгляд, недопустима по следующим основаниям. Во-первых, если поселения выходят напрямую на край, то зачем нужен район. Во-вторых, если поселения выходят напрямую на край, то не будет единого, комплексного социально-экономического развития территории. Это приведет к ликвидации районов. В-третьих, одно поселение будет купаться в деньгах, другое будет нищим, так мы породим социальное напряжение.

- Вы согласны с тем, что глава района должен быть в первую очередь серьезным менеджером, политическим лидером, отвечающим за перспективное развитие района в целом?

- Безусловно. Район состоит из поселений, все службы жизнеобеспечения раскреплены за ними. Глава района должен содействовать тому, чтобы все работало. Когда были только районы, я всегда говорил, что наша задача создать условия для деятельности местного самоуправления через нормативные акты, законы, указы губернатора, постановления правительства.

Теперь эта функция перешла району. Точно такая же система должна быть выработана у глав районов и представительных органов. Не надо говорить: "ты строй тут это, а тут это". Необходимо научиться согласовывать свои действия на Координационном совете. Главы районов - это стратеги, отвечающие за комплексное социально-экономическое развитие района в границах, утвержденных законом Пермского края.

- Уставом Пермского края за Советом муниципальных образований закреплено право законодательной инициативы. Как, по Вашему мнению, должно быть выстроено сотрудничество между Советом и краевым парламентом?

- Первое, - Совет должен участвовать во всех заседаниях Законодательного Собрания, имею в виду Председателя и Исполнительного секретаря. Председателям комитетов Совета целесообразней постоянно работать в наших соответствующих комитетах, присутствовать на всех депутатских слушаниях, "круглых" столах, других мероприятиях, связанных с интересами местного самоуправления. Наши представители также должны участвовать в заседаниях Правления, ваших Комитетах, "круглых" столах, конференциях и съездах.

Второе, - законодательные инициативы, исходящие от Совета, мы должны рассматривать. Самое главное, выстроить согласованную политику в части функционирования органов местного самоуправления. Это подтверждено в подписанном нами Соглашении 28 сентября 2007 года.

- Год тому назад в соответствии, с ФЗ-131, в Пермском крае был создан Совет муниципальных образований, но уже более пяти лет действует Совет представительных органов при Законодательном Собрании, который Вы возглавляете. Как Вы видите дальнейшую работу по их взаимодействию?

- Прежде всего, - Исполнительный секретарь Совета МО должен быть членом нашего Совета. Мы это изменение уже внесли в Положение о Совете представительных органов. По поводу съезда Совета муниципальных образований, обязательно необходимо приглашать на него председателей Земских собраний и городских Дум. Где есть два руководителя - то должны быть приглашены оба, и оба должны обладать правом решающего голоса. Ведь делаем одно дело, и общество должно быть в нас уверено.

Ирина МАРАСАНОВА
Журнал "В круге жизни" N 4, 2007


http://www.parliament.perm.ru/press/tribune.php?id=643&
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован