18 апреля 2002
913

Николай Федоров. Когда уйдем с обочины?

Вступление в ВТО для многих российских предприятий, отраслей и чиновников будет болезненным, но невступление смертельно для экономики страны, считает президент Чувашии Николай ФЁДОРОВ

Как известно, Всемирная торговая организация (ВТО) - единственная глобальная международная структура, которая занимается обеспечением соблюдения единых правил ведения торговли между странами. Принципы, на которых построена система ВТО, прежде всего рациональны. В этом их сила и убедительность.

Я убежден, что РФ тоже должна стать членом ВТО. Думаю, что большинство регионов РФ также заинтересованы во вступлении страны в организацию. Объективный интерес регионов в том, чтобы экономические взаимоотношения Центра и субъектов Федерации строились цивилизованно, на строгой правовой основе, на законах, которые едины для всех. Не секрет, что российский Центр не так уж редко практикует византийскую стратегию негласных договоренностей (можно сказать - политических, но не правовых сделок), в результате которых отдельным избранным регионам предоставляются льготы, разрушающие единое экономическое и правовое пространство России. Наверняка если РФ станет членом ВТО, проводить такую практику станет сложнее.
Кроме того, регионы понимают, что вступление в ВТО будет означать крупную чистку рудиментов административной экономики, уменьшение власти и произвола чиновников, появление инвестиций, развитие банковской системы, фондового рынка, утверждение деловых стандартов мирового класса.
Да, вступление в ВТО может создать дискомфорт отдельным монополистам - производителям автомобилей, самолетов, продуктов питания. Им придется по-новому строить свою работу: переводить на международный стандарт систему бухгалтерского учета, обеспечивать прозрачность движения капитала, оснащать цеха лучшим оборудованием, изобретать опережающие технологии, заботиться о дизайне товаров. Да, на реконструкцию бизнеса потребуются немалые деньги. Наверное, кое-кому придется потесниться на рынке.

Но я не думаю, что вступление в ВТО будет означать, что зарубежные бизнесмены получат полную свободу рук в экономике РФ и возможность раздавить отечественных товаропроизводителей на их же поле. Ведь, как утверждает пословица, "дома и стены помогают". Общность языка, культуры, обычаев, деловых традиций, знание людей, специфики местной среды, в конце концов, здоровый патриотизм россиян - колоссальное преимущество российских бизнесменов, которое всегда обеспечит им фору. В итоге суммарных выгод от вхождения в ВТО больше, чем убытков.
В ВТО - 144 страны. Среди ее членов - США, Индия и даже Гвинея-Бисау. О чем это говорит? О том, что ВТО выгодно для всех стран - и больших, и малых, и демократических, и автократических.
Наверняка во всех странах тоже дискутировали на тему, нужно ли вступать в общество. Пришли к выводу: нужно. Спор о вступлении Российской Федерации в ВТО в моем понимании - это вариация классической полемики "западников" и "славянофилов".

Есть мнение, что российский бизнес не может быть конкурентным на мировой арене. Что на это ответить? Прежде всего есть смысл подчеркнуть: в России немало высокотехнологичных предприятий, продукция которых котируется на международных рынках. Опыт развитых стран мира говорит о том, что международная конкуренция - сильный стимул для развития, она как бы дрожжи экономики. Без международной промышленной конкуренции, в которой борьба идет под наблюдением опытного арбитра, крупные экономические успехи страны маловероятны.
Сейчас у нас в "местечковые" лидеры выходят либо олигархи, приближенные к власти, использующие статусные привилегии, либо "отмороженные", не признающие никаких правил вообще. Проблема в том, что ни те ни другие не способны создать конкурентные фирмы, освоить высокие технологии. Одни - потому что привыкли действовать в режиме льгот и преференций, другие - в силу менталитета.

Нельзя забывать, что ВТО - строгий, квалифицированный арбитр, устанавливающий и соблюдающий четкие международные правила игры. Мы, россияне, привыкли навязывать всем свои архаичные правила. Не только в бизнесе, но даже в спорте выступаем в роли махровых консерваторов, последовательно протестуя то против конькового хода в лыжах, то против допингового контроля. Потому ясно, что, когда у нас появилась возможность действовать на основе цивилизованных правил, открыто, обеспечивая максимальную прозрачность бизнесу, нашлись влиятельные силы, которым такой рабочий режим кажется непривычным и неприемлемым. Многим бизнесменам в России он откровенно не нравится потому, что они привыкли действовать в теневой сфере. Не нравится он и многим чиновникам, которые "крышуют" их увиливание от налогов, кормятся на этом.

Но если Россия желает не воспроизводить криминал в бизнесе и во всем обществе, а стремится сделать предпринимательство доступным для всех приличных людей, если она хочет развивать обрабатывающие производства, а не рассчитывает только на рост цен нефти и газа, то она должна и, я бы сказал, обязана принять эти правила игры.

Все разговоры о том, что ВТО - это нечто вроде торгового НАТО, что глобалисты-империалисты только и думают, как ограбить простодушных россиян, мотивированы стремлением олигархических российских бизнес-альянсов, действующих в обход правил, оставить все, как есть, и ничего не менять. В ход идет привычная демагогическая аргументация скинхедов от бизнеса: умом Россию не понять. Можно, разумеется, по-прежнему думать, что в экономике и математике есть некие особые модели, работающие только в нашей стране. Но это иллюзия. По-разному играют только дилетанты. А профессионалы во всем мире играют в одну игру. Потому вопрос о вступлении в ВТО - это, по сути, вопрос о том, желает или нет бизнес России становиться профессиональным, играть по общим правилам, или оставит привычное: "доской по голове - и партия готова".

Если Россия не вступит в ВТО, она останется в компании с Вьетнамом, Непалом, Багамскими островами, Самоа, Бутаном, Боснией, Герцеговиной, Вануату, Йеменом... Вот компания какая! Но, кстати, все эти государства тоже стремятся стать членами ВТО, являясь странами-наблюдателями.
Потому если в данной теме есть проблема, то она в том, что в ВТО сразу не принимают. Понятно почему. Даже при вступлении в КПСС давали год на "кандидатский стаж". Претендент на партбилет должен был осмыслить, для чего он партии, а партия имела возможность присмотреться, а нужен ли ей такой товарищ. При вступлении в ВТО кандидатский стаж - 5 лет. Страна-кандидат должна "почистить" свое законодательство и привести его в соответствие с международными правовыми, технологическими, учетными стандартами.

Кандидатская работа в России, на мой взгляд, начата еще в 2000 году, когда президентом Владимиром Путиным была озвучена задача унификации российских законов: привести региональные нормы и правила в соответствие с федеральными. Теперь речь идет о продолжении практики нормотворческой унификации - о том, чтобы федеральные стандарты привести в соответствие с общемировыми международными стандартами.



2002.04.18
"Версты", No 43
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56977/56981
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован