01 апреля 2002
1470

Николай Федоров. Потенциал региона: оценка состояния и стратегия развития

Рубеж тысячелетий для Чувашской Республики отмечен ощутимыми переменами в экономике и социальной сфере. Нам удалось за короткий срок не только преодолеть последствия августовского кризиса 1998 года, но и заложить базу для дальнейшего успешного развития по всем направлениям.

Начиная с 1999 года промышленность Чувашии - локомотив нашей экономики - "задышала" и начала набирать обороты, что не замедлило отразиться на состоянии всего хозяйственного комплекса республики. Так, по итогам 1999 года рост составил 110,6 % (превысив российский показатель - 108 %.), в 2000 году - 110,5 %.

2001 г. также был отмечен ростом промышленного производства. В режиме наращивания объемов работает сегодня большинство предприятий, а доля прибыльных достигла в минувшем году 70 %. Тенденция роста промышленного производства базируется на активизации инвестиционной деятельности предприятий, расширении внутреннего спроса и наращивании экспорта.

Ряд предприятий - ФГУП "ЧНППП "Элара", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и многие другие - превзошли лучшие показатели объемов производства дореформенного периода. Растет и качество выпускаемой продукции. Сертификат соответствия системы качества требованиям международного стандарта ИСО-9000 получили чебоксарские предприятия ОАО "Электроприбор", "АККонд", "Чебоксарский агрегатный завод", ФГУП "Ликеро-водочный завод "Чебоксарский", алатырское ОАО "Электроприбор" и другие. А дочернее предприятие ОАО "Химпром" - СП ЗАО "Пронова" получило сертификат соответствия системы качества требованиям международного стандарта ИСО 14000. Сейчас еще 15 предприятий ведут работу по внедрению систем качества, соответствующих международным стандартам.

Чувашия по плотности населения занимает одно из первых мест среди российских регионов, поэтому проблема жилья стоит у нас особенно остро. После 1994 года, когда был преодолен спад жилищного строительства, эта отрасль стала одной из ведущих в экономике республики, дав мощный толчок к развитию всех отраслей материального производства. В первом полугодии 2001 г. Чувашия по уровню ввода жилья на одного человека опередила все регионы Приволжского федерального округа. Затраты на поддержку жилищного строительства составляют 10 % бюджета республики. В целях более успешного решения жилищной проблемы ежегодно принимается Программа строительства социального жилья.

Ощутимым импульсом к развитию рынка жилья в республике, доступности его большему числу нуждающихся стало внедрение ипотечного кредитования. Кредит выдается сроком на 15 лет под 6 % годовых. В 2000 году 257 жителей Чувашии смогли воспользоваться ипотекой на общую сумму 36 млн. рублей, в прошлом году - уже около 700 человек на сумму почти 60 млн. рублей.

В приоритетном порядке решаются в республике проблемы развития общественной инфраструктуры: строятся дороги и мосты, школы, больницы, объекты культурного назначения, ускоренными темпами идет прокладка газовых сетей в районах. По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием наша республика вышла на первое место в Приволжском федеральном округе. В минувшем году было построено и отремонтировано свыше 180 км автомобильных дорог, введено в строй 13 школ и 7 лечебных учреждений. Интенсивно идет газификация отдаленных сел и деревень. Так, в 2001 г. удалось проложить более 680 километров газораспределительных сетей. Голубое топливо пришло в самые отдаленные районы республики - Алатырский, Батыревский, Порецкий, Шемуршинский и другие.

Заметные сдвиги в последние два-три года произошли и в такой проблемной для любого региона отрасли, как сельское хозяйство. Здесь нам удалось во многом переломить не самые лучшие тенденции, сложившиеся в начале 90-х годов. Мы пошли по пути укрупнения хозяйств и создания крупных холдингов с участием предприятий переработки и кредитных учреждений, чтобы привлечь инвестиции и оздоровить финансовое состояние неплатежеспособных хозяйств. Это уже дает первые результаты. Созданные крупные агрофирмы - "Букет Чувашии", ОАО "Чувашский бройлер", ОАО "Вурнарский мясокомбинат", ООО "Асамат" и другие - наглядно демонстрируют эффективность подобного хозяйствования. Так, валовой сбор зерна в 2001 г. превысил уровень 2000 года в 1,3 раза; возрождается и развивается хмелеводство.

На лизинговой основе за счет средств республиканского и федерального лизинговых фондов сельхозпредприятия приобрели в 2001 г. 22 зерноуборочных комбайна, 25 тракторов и 100 единиц другой сельхозтехники на общую сумму 46, 1 млн. рублей. Кроме того, были приобретены дополнительно 25 комбайнов "Дон-1500" за счет долгосрочных льготных коммерческих кредитов. Ведется работа по закупке 30 зерноуборочных комбайнов и 100 тракторов - уже к предстоящему сезону полевых работ.

Стабилизировалось положение в животноводстве: удалось сохранить основное поголовье крупного рогатого скота и свиней, возродить птицеводство. По оценке Минсельхозпрода РФ наша республика входит в число 15 субъектов федерации с наиболее благоприятной динамикой развития сельского хозяйства. В целях наиболее эффективного развития этой отрасли в республике реализуется целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса на 2001-2003 годы", в которой предусмотрено проведение институциональной, социальной политики, научное, кадровое и консультационное обеспечение.

Важнейший итог прошлого года - устойчивое повышение уровня жизни населения. Средняя зарплата за январь-ноябрь 2001 года составила 1641 рубль, что выше показателя аналогичного периода предыдущего года более чем на 40 %. Возросли реальные покупательные возможности населения. В четвертом квартале 2001 г. потребительская корзина в Чувашии стоила 1294 рубля, а стоимость минимального набора продуктов питания снижалась.

В республике на протяжении последних лет успешно реализуются целевые программы "Социальное жилье", "Старшее поколение", "Социальная поддержка инвалидов Чувашской Республики", "Дети Чувашии" и другие. Своевременно выплачиваются все виды пособий, нет долгов бюджетникам.

Для Чувашии, не имеющей сырьевых ресурсов, особенно актуальной является проблема привлечения инвестиций. В этой сфере правительство республики проявляет максимальную активность, проводя целенаправленную политику, позволяющую концентрировать государственные ресурсы на приоритетных направлениях социально-экономического развития: жилищном и дорожном строительстве, газификации, объектах жизнеобеспечения и социально-культурной сферы. Мы стараемся привлекать солидных отечественных и иностранных партнеров для реализации высокоэффективных проектов. В результате этой работы за 11 месяцев 2001 г. вложения в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 5,313 млрд. рублей, или 108 % к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов, успешно реализуемых на территории Чувашской Республики с иностранным участием и при поддержке правительства, можно отметить строительство пивоваренного завода мощностью 8 млн. дал пива в год, которое осуществляется ЗАО "Булгар-Хмель" в сотрудничестве с немецкими фирмами. Уже введена в эксплуатацию первая линия. Успешно реализован инвестиционный проект по строительству завода сантехнических изделий - ЗАО "Сантек". Хорошо работает российско-финское совместное предприятие "АББ Реле-Чебоксары", занимающееся разработкой и выпуском низковольтной аппаратуры систем автоматизации производственных процессов для различных отраслей экономики. Наращивает производство российско-американское ЗАО "Дюпон Химпром", выпускающее средства химической защиты растений. Всего же на начало 2002 г. в Чувашии действовало 64 предприятия и филиала с участием иностранного капитала.

Без основательно разработанной законодательной базы для осуществления инвестиционной деятельности реализовать подобные проекты было бы весьма проблематично. Такой базой в республике является принятый недавно Закон "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике". Его цели - создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, государственная поддержка инвесторам, повышение инвестиционной привлекательности республики.

Ведется активная работа по повышению мотивации инвестирования собственного капитала в качественное технико-технологическое преобразование за счет поддержки конкурентной среды, формированию нормативно-правовой базы, доступного банка данных о потенциальных инвесторах и консалтинговых фирмах, изучению и распространению передового инвестиционного опыта стран развитого бизнеса и СНГ. Поставлена также задача вести регулярное определение рейтингов субъектов деятельности с публикацией рейтинговых оценок.

Разработан стратегический план развития Чувашской Республики до 2005 года - "От тактики выживания - к стратегии развития". При составлении масштабного документа за основу взяты наиболее грамотные экономические модели, учтен лучший опыт, эффективно сработавший как в нашей республике, так и в других регионах России и в мире. Путем тщательной "селекции" составители плана разработали своего рода руководство к действию для государственных структур. Доминанта документа - нацеленность на перспективу качественного роста в русле общероссийских и общемировых тенденций развития.

В плане обозначено и будущее Чувашии как одного из самых привлекательных для ведения бизнеса, для комфортного проживания, отдыха и туризма уголков России, в котором уже не столько власть, сколько само общество (по новому структурированное) является опорой и гарантом справедливости и порядка, а жители спокойны за будущее своих детей. Это вовсе не значит, что мы собираемся построить некий социальный рай в отдельно взятой республике, ибо прекрасно понимаем, чем утопия отличается от действительности. Но развивать то, что уже достигнуто, задействовав весь накопленный в регионе промышленный, научно-технический, духовный потенциал, правильно распорядиться им - это, считаю, вполне по силам.

Сущность экономических преобразований в республике в том, чтобы не ломая сложившейся специализации (машиностроение, электроэнергетика, химическая, легкая промышленности, продовольственный комплекс, инфраструктурные отрасли), выделить наиболее перспективные производства как сферы освоения малым и средним бизнесом.

Предусмотрено возрастание роли управленческой, научной и образовательной деятельности, опережающее развитие сферы услуг по сравнению с производством товаров. Немалое внимание отводится и подготовке специалистов. Предполагается также доминирование информационных технологий, развитие их экономической базы. Наша республика стала первопроходцем в реализации федерального проекта "Электронная Россия", подтверждение тому - прошедшие в Москве в декабре прошлого года мероприятия, посвященные реализации в Чувашии проекта РИАС (Республиканская информационная аналитическая система), или, как еще ее называют, "Электронное правительство".

Важнейший приоритет плана - развитие инновационного потенциала республики, поддержка высокотехнологичных производств. Модель комплексного социально-экономического развития республики основывается на формировании социально-ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимальном использовании интеллектуального и научно-технического потенциала, активном государственном стратегическом управлении, общем повышении культурного уровня населения.

Эта модель развития должна, при ее успешном внедрении, обеспечить стабильные и устойчивые темпы прироста валового регионального продукта к 2005 г. не ниже 4,5 % в год, промышленного производства - 5-8 %, сельского хозяйства - 3 - 6 %, инвестиций в основной капитал - 6-7 %.

Важнейшим приоритетом является, безусловно, и здоровье нации. Реорганизация системы медицинского обслуживания населения предполагает создание института врачебной практики - организацию не менее 100 офисов врачей общей практики (семейных врачей), преимущественно в сельской местности, где проблема медицинской помощи стоит особенно остро.

Развитие здравоохранения осуществляется также в соответствии с разработанной на период до 2005 г. Концепцией. Ведется работа по реализации 16 целевых программ, в том числе республиканской Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью. Построен ряд современных центров, позволяющих развивать в республике специализированную помощь: диагностический центр, кардиохирургический, гемодиализа и трансплантации донорской почки. Особое внимание уделяется работе недавно открытого республиканского перинатального центра, укреплению материально-технической базы всей перинатальной службы.

Для развития интеллектуального и духовного потенциала республики поставлена задача обеспечить равные возможности для всех желающих повысить свой образовательный уровень. Для этого необходимо улучшить качество обучения в сельских школах и повысить конкурентоспособность выпускников, создать сеть базовых средних школ в сельской местности, оснастив ее новейшим учебным оборудованием и компьютерной техникой, реализовать республиканскую программу "Школьный автобус" (по опыту западноевропейских стран и США).

Решено продолжать расширение практики единого государственного экзамена, успешно апробированной в 2001 г. Поставлена задача добиться оптимального соотношения государственных и частных учреждений образования, развивать конкурирующие школы прикладных и теоретических знаний. Сегодня в Чувашии специалистов готовят 17 вузов и 33 средне-технических учебных заведения. Реализуется масштабный проект, предусматривающий реструктурирование системы обучения, укрепление материальной базы сельских школ и учреждений начального профессионального образования с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития (10 млн. долларов США). По этому проекту в сельские школы республики уже поступают новое оборудование, учебники и методическая литература, компьютеры. Это позволяет повышать качество обучения сельских школьников. В рамках реализации проекта "Компьютеризация сельских школ" более 480 сельская основная и средняя общеобразовательная школа только за 2001 г. получили свыше 700 комплектов современных компьютеров.

Конечно, социальные преобразования немыслимы без крепкой экономической базы, поэтому развитию и укреплению экономики, уделяется особое внимание. Ситуационные критерии - конкурентоспособность, особенно промышленного комплекса, эффективность использования трудовых ресурсов, повышение уровня менеджмента на предприятиях и в организациях. Условия для достижения этих целей в нашей республике имеются. Это, безусловно, достаточно высокая квалификация научно-технического персонала, размещение в республике уникальных производств и крупных специализированных предприятий, имеющих монопольное положение как на российском рынке, так и в СНГ (ОАО "ЧЭАЗ", "Промтрактор", "Химпром" и др.). Выгодное географическое положение республики способствует налаживанию межрегиональных и внешнеэкономических связей. Накоплен немалый опыт международного экономического сотрудничества еще с доперестроечных времен. Налажены связи с международными финансовыми институтами: Всемирным банком, МБРР, ЕБРР, ТАСИС.

Чувашия включена в программу МБРР по реформированию системы управления общественными финансами. Республика среди выбранных менеджерами программы МБРР семи российских регионов имеет лучшие достижения по качеству управления общественными финансами.

Стратегией развития предусмотрено также внедрение высокоэффективных и быстроокупаемых проектов (так называемых "точек роста"), энерго- и ресурсосберегающих технологий, компьютерного проектирования и управления технологическими процессами.

Целью государственной политики развития и поддержки малого бизнеса в республике является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства. Обеспечить это можно, повышая социальную эффективность малых предприятий - наращивая численность занятых в сфере малого бизнеса, повышая средние доходы и уровень защищенности работников. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию среднего класса - социальной и экономической базы политической стабильности в регионе. В частности, необходимо усовершенствовать систему налогообложения малого бизнеса, развивать финансово-кредитную поддержку малых предприятий, совершенствовать механизм использования государственного и муниципального имущества, систему информационной поддержки, готовить кадры для малого бизнеса. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям должны способствовать развитию важного сектора экономики.

Планируется создать целостную систему государственной инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства на всех уровнях с переносом тяжести на муниципальные органы. Решено, что республика и муниципалитеты должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которых войдут бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры, центры реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и многое другое. Все эти структуры создаются на паритетной основе федерального, регионального и муниципального бюджетов. Меняются ключевые государственные ориентиры, само восприятие малого предпринимательства государственными служащими.

Стратегия развития села предполагает повышение качества жизни сельчан, рост удельного веса республики в общем объеме производства зерна, картофеля, овощей, хмеля, конопли, мяса и молока в России. Для достижения целей, обозначенных в стратегическом плане, необходимо решить ряд задач. Прежде всего, улучшить материально-техническую базу, обновить машинно-тракторный парк, животноводческие помещения, преодолеть сокращение площади орошаемых земель.

Отсутствие на селе социальной и производственной инфраструктуры, сопоставимой с городской, также тормозит развитие отрасли. Поэтому поставлена цель приблизить традиционные "городские" удобства к сельскому жителю, максимально обеспечив ему все блага цивилизации: газ, водопровод, транспортные и бытовые услуги, доступ к образованию.

Идет работа по формированию эквивалентных ценовых пропорций сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства республики, для этого используется практика заключения межотраслевых ценовых соглашений. Разработан комплекс мер по поддержке малого бизнеса на селе и развитию фермерства. Ведется работа по развитию сети потребкооперации, в том числе и кредитной.

Главным требованием остается концентрация средств производства и земли в руках эффективного собственника, внедрение новых высокоурожайных сортов, современных технологий по возделыванию и глубокой переработке, создание производств по выпуску сельхозтехники и запасных частей к ней. Известно, что большой головной болью для многих хозяйств АПК является нехватка оборотных средств на развитие. Потому намечено развивать систему земельного и ипотечного кредитования, лизинга. Проводимые мероприятия позволяют постепенно осуществлять техническое перевооружение и обновление парка сельхозтехники, увеличивать производство экологически чистой продукции, удовлетворять потребности населения в основных, традиционных для региона продуктах питания за счет местного производства и уменьшать продовольственную зависимость от других регионов.

Если предыдущие годы были для нас периодом преодоления кризиса и выживания, то сегодня действительно можно говорить уже о перспективах развития на ближайшее будущее. Основной вектор усилий государственной власти - улучшение качества жизни людей, максимальное приближение его к европейским стандартам. Люди - наш золотой запас, наш капитал, вложения в который окупятся сторицей. Потому свою главную миссию Президента Чувашии я вижу в том, чтобы обеспечить гражданам республики все условия для достойной жизни, дать каждому возможность реализовать себя с наибольшей отдачей.



Н.В.Федоров



2002.04.01
"Вестник Поволжской академии государственной службы", No 4
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56977/56979




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован