05 января 1996
1725

Николай Федоров. Суверенитет - категория экономическая

(Из выступления на научно-практической конференции, посвященной 5-летию принятия Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики 24 октября 1995г.)

Пятилетие принятия Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики в определенном смысле можно назвать праздником для ее жителей, но праздником особого рода. Ибо этот день должен стать в первую очередь поводом и основой для того, чтобы крепче и сильнее, больше и умнее думать о том, кто мы, откуда мы, для чего мы, чтобы дать себе дополнительные импульсы для выработки новых собственных рецептов для решения проблем Чувашии с учетом федерализации России, на основе собственных размышлений.

И в доперестроечные времена, и особенно в постперестроечные, проблема суверенитета породила немало точек зрения, теорий и планов, немало копий было сломано по этому поводу политиками и журналистами на высоких трибунах и в средствах массовой информации. И у меня, как юриста и Президента республики - собственное понимание этого явления. Профессиональный подход к категории суверенитета означает ясно выраженную и достаточно самостоятельную ответственность субъекта за проведение социально-экономической политики.

В самом начале президентской деятельности мною было сказано, что в наследство новому руководству республики достался пустой казенный кошелек и раздачи денег не будет, как не будет популистских заявлений и обещаний о скором райском житье. Кроме того, было сказано о проведении другой политики - жесткой экономической дисциплины и аккумулирования финансовых ресурсов, которая позволит собрать деньги по крупицам для обеспечения минимальной самостоятельности республики.

Как приоритетная, перед Правительством была поставлена задача преодолеть инерционность предшествующего развития, которая все больше загоняла республику и ее экономику в исторический тупик, закрывала всякие перспективы достойной жизни в будущем. И ряд параметров, отмечаемых специалистами, уже свидетельствуют, что преодоление это явно наметилось, кое-то на этом пути нам удалось сделать.

Конкретно: нам удалось снизить так называемую дотационную зависимость Чувашии от федерального центра примерно с 12 до 8 процентов, то есть почти на треть. Такого еще не было ни в истории взаимоотношений России и Союза ССР, ни в Чувашии и Российской Федерации. Как сказал на одной из последних встреч Президент России Б.Н.Ельцин, аналогичные процессы имелись только в Туве, которая также снизила свою дотационную зависимость от центра на одну треть (с 90 процентов до 60).

Еще одним признаком самостоятельной политики Чувашской Республики может служить показатель роста уровня средней заработной платы жителей Чувашии: мы поднялись на третье место среди пяти субъектов Волго-Вятского региона. Все-таки нам удалось опередить по этому показателю наших соседей и конкурентов- -республики Марий-Эл и Мордовия. Увы, мы пока уступаем Кировской и Нижегородской областям, но происходит это по известным принципам: слишком велика разница промышленного потенциала, значительно выигрышнее в сегодняшних рыночных условиях структура народно-хозяйственного комплекса этих субъектов России, являющихся бюджетообразующими. Преодолеть эти причины, снять их - также наша общая задача, которую можно решить лишь объединив наши усилия.

Конечно, еще рано говорить об историческом переломе, но определенные симптомы этого можно обнаружить, ибо это результат очень конкретной работы конкретных людей. Эту политику мы продолжим. Главное пожелание, если говорить о наших собственных проблемах, - чтобы не слишком нам мешали местные политиканствующие деятели, не отвлекли людей от дела.

А политика укрепления социально-экономической самостоятельности республики должна стать для нас делом национальной чести. И все, кто не просто заявляет о себе как о патриотах, а умеет быть подлинным патриотом в конкретном деле (а не на митинге и не в простой болтовне), должны идти вместе.

Хочу коротко откликнуться на такие политические явления, как национализм и сепаратизм, о которых говорят в связи с суверенитетом, и которые иногда являются предметом обвинения в адрес Чувашии и в мой адрес как Президента. В частности, из-за известного совещания в Чебоксарах в январе 1995 года по проблематике военных действий в Чеченской Республике.

До сих пор (после начала перестройки) внешней, хронологической отправной точкой этой темы является проблема Нагорного Карабаха на пространстве бывшего СССР. Борьба людей, групп или целых народов за национальное или религиозное самоопределение (чеченцы на Северном Кавказе, тамилы на острове Цейлон (Шри-Ланка), тибетцы в Китае, квебекцы и индейцы в Канаде, шотландцы и уэлши в Англии, баски в Испании, белые буры и черные зулусы в Южной Африке) - это борьба за право людей жить по-своему, как они это хотят и понимают.

Я хочу обратить особое внимание: эту мотивацию нельзя не видеть! Эти процессы могут быть очень опасными, но в этих опасных тенденциях и прорывах есть понятные мотивы! Эта борьба распространена по всему миру, увы, почти везде она очень кровава и очень трагична. В Руанде, которая очень далека и вроде бы нас не касается, борьба племен тутси и хуту за свою власть уничтожила уже полмиллиона человек.

И главная проблема в том, что наше российское общество (да и бывшее советское) не сумело остановить эту борьбу. Думаю, по сути, главным образом - борьбу правителей за власть, очень часто - против собственного населения.

Однако нельзя не заметить, что во всем этом процессе есть стремление исключительно позитивное: оставаться самобытным и самостоятельным, неподчиненным и независимым. Задача политиков - такие позитивные тенденции чутко улавливать и даже ценить. Но это не должно иметь ничего общего с изоляционизмом и самоизоляцией народа. Важно сегодня попытаться создать из так называемого парада суверенитетов единство многообразия или многообразное единство России. Ибо нельзя не видеть, что в нашем конкретном случае причины суверенизации - это протест против унификации и стандартизации жизни людей и народов. Это - протест и против казарменного социализма. Ибо политика ликвидации разнообразия, политика слияния многообразия ведут к материальной и духовной смерти личности и общества.

Далеко не всегда только экономические неурядицы становятся поводом для национальной борьбы. И при отсутствии безработицы и нищеты у людей остается желание жить по-своему, хозяевами, проявляется нежелание терпеть вторжение чужих, посторонних. Мы наблюдаем сегодня, как интенсивно подрывается чуждыми, истерически не обусловленными культурами пришельцев и подвергается опасности полного растворения в чем-то бесформенном традиционная культура русских, татар, чувашей. Если без должной системы защиты открыть повсюду границы внешнему миру, они же исчезнут - русские, татарские, чувашские - и способ жизни, и культура, и колорит. Возникнет главная угроза - превращения всего в нечто однородное, бесформенное и, главное, при этом - непродуктивное и неперспективное.

Для продвижения всего российского общества вперед необходимо великое многообразие культур и их непрерывное соревнование в эстафете цивилизаций. Но следует бояться, еще лучше - предупреждать, останавливать и нейтрализовывать неуважение наций друг к другу, натравливание их друг на друга, великодержавный шовинизм.

Нужно останавливать провозглашение некоторыми нациями своей исключительности как избранников Бога или Судьбы. Это важнейшая задача, с которой должны справиться сегодняшние политики России и на местах.

Считаю необходимым высказаться еще по одной теме, которая является предметом моей, как Президента, особой заботы и боли, да и, думаю, потребностью жителей Чувашии тоже. Сегодня республика, кажется, как никогда нуждается в историко-философском осознании своего прошлого, настоящего и будущего. Нуждается в создании Учебника Истории, который мог бы стать Программой будущего.

Но создание такого труда не означает поиск и перечисление многочисленных событий, исторических фактов, фамилий - это уже есть в любом традиционном учебнике по истории Чувашии. Нам нужен анализ глубокий и масштабный, с современных позиций, - истории, философии, культуры Чувашии. Это должен быть документ, который носит действительно концептуальный характер: с указанием тенденций и особенностей развития чувашской нации с момент зарождения ее как таковой и до сегодняшнего дня, в свете различных внутренних и внешних доминант государственной и национальной жизни и политики тех больших субъектов, в границы которых в той или иной степени она входила на различных исторических этапах - Волжской Булгарии, Руси, Казанского ханства и т.д.

Следует основательно исследовать: в какие времена у чувашского народа наступали периоды или разного рода попытки духовного возрождения, какие силы и первопричины не способствовали массовому пробуждению самосознания, какое значение имело создание письменности, букваря, насколько революционным с исторической точки зрения были явления изменения верования, ведь таких насильственных попыток было несколько, и каковы их уроки?

Отдельной темой для исследователей должно стать изучение и систематизация сведений о действительно выдающихся чувашах и чувашеведах, показ их роли в российском и мировом информационном и культурном пространстве. В том числе предметом пристального внимания ученых должен стать тот факт, что сегодня чувашская нация, как титульная, наиболее многочисленна, находится на третьем месте среди населения России, однако эти тенденции не выражены так ярко, как хотелось бы. Почему?

Все это - серьезные вопросы, которые требуют глубокого анализа. А без ответов на них трудно рассчитывать на правильные выводы, которые позволили бы двигаться вперед и самостоятельно, и уверенно.

Работа над материалами в связи со 1100-летием Волжской Булгарии однозначно приводит меня к выводу о необходимости исследовать по-настоящему развитие государственности в историко-правовом аспекте с IX века и до событий 17-20-х годов этого столетия. И здесь принципиально не перечисление фактов, цифр и дат, здесь важнее анализ исторических явлений и тенденций как таковых, чего нет пока в нашей литературе.

Конечно, отдельная тема (но только в глубокой связи с предыдущими) - момент принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 году. Что это могло дать нашей республике, что дало, какие предпосылки создало в конкретном социально-экономическом пространстве Союза ССР и затем Российской Федерации? Что означает практически квалифицированный подход к категории суверенитета, что должна или может представлять в этом свете современная Конституция Чувашской Республики?

Самостоятельная тема, которая игнорируется до сих пор многими субъектами Российской Федерации, 4-я норма Конституции, где сказано, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Я могу сказать, что большинство республик России не замечают эту норму, но для меня как юриста игнорирование этой нормы народом или представителями народа - большая и трудная проблема, из которой нужно выходить цивилизованным путем.

Крайне актуальной для меня представляется оценка всей предыдущей социально-экономической политики руководства Чувашии на протяжение 75 лет, выраженная не посредством перечисления статистических данных, а через демонстрацию возникающих явлений и тенденций. Была ли у руководства Чувашии в тот период, когда создавалась культура и экономика России, планомерная тактика и стратегия? Или хотя бы просто действительная политика формирования достойной среды обитания и работы для коренной нации и народов, проживающих на территории Чувашии? Как они прошли этот 75-летний путь, пережили все нововведения и как отразились на них и на последующих поколениях раскулачивание и репрессии, борьба с националистами, укрупнение колхозов и реорганизация их в совхозы, политика ликвидации неперспективных деревень, стройки века и прочее. И в чем, после всей этой истории, с ее различными уроками, состоят выводы? Да просто каковы главные задачи сегодняшнего дня для Президента Чувашии, для каждого жителя земли нашей?

Следовало бы дать историческую оценку событиям, происходящим в сегодняшнем политическом поле республики. Насколько революционны, реальны или псевдореальны отдельные попытки конкретных людей и политических партий республики возродить духовность и повысить благосостояние нации в свете их идеологических заявок, мировоззрений и понимания сегодняшних конкретных явлений, при оценке их происхождения в контексте истории, самосознания (менталитета) на рода.

Конечно, мыслей по всем этим аспектам в обществе может быть множество, они разрозненны, их чрезвычайно трудно "вкрапить" в традиционные сочинения наших "традиционных" политиков и ученых. Но такой документ, такой труд должен быть создан, и он должен иметь совсем иной дух, иной стиль, он должен стать о сути идеологической программой нового и действительного возрождения нации, всего народа, живущего на чувашской земле. Вот такая историческо-философская программа нам очень и очень нужна для выживания, для будущего. Иначе грош цена всем нам - ученым и не ученым. И нашему суверенитету, в любом его понимании. Надеюсь, что такие мысли и потребности возникают не только у Президента, что они созвучны мыслям и потребностям всем сегодняшним жителям республики.



Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров,
Государственный советник юстиции Российской Федерации

1996.01.05
"Известия НАНИ ЧР", No 1
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56935/56943



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован