01 мая 2000
1439

Николай Федоров. Центральный банк: безразличие или саботаж?

Мы разочарованы тем, что это Всероссийское совещание строителей, чрезвычайно важное для решения насущных повседневных актуальнейших проблем россиян, проходит без участия представителей, самых ответственных за этот участок дела, ради которых мы и собрались, представителей Правительства и Центробанка РФ. И, с моей точки зрения, такое игнорирование или увлечение административными реформами, административными судьбами или распределением должностей и вакансий в связи с высвобождением 178 дополнительных должностей и вакансий в Совете Федерации для людей новой номенклатуры в ранге министров с финансовым, медицинским обеспечением, с пенсионным обеспечением, по-моему, отодвигает нужды россиян не то что на второй план, а на пятый или даже двадцать пятый, и это очень плохая характеристика Правительства РФ и плохая характеристика Центробанка РФ. Хочу обратить внимание Президента России на это.

Представляемая мной Чувашская Республика по традиционным российским природным ресурсам занимает (вам, наверное, это известно!) почетное 89-е место в России из 89 субъектов Федерации. Но при этом за последние пять-шесть лет находится среди лидеров по жилищному строительству. По среднегодовому объему жилищного строительства на одного жителя республика соперничает с такими богатыми регионами, как нефтяной Татарстан и Москва. Причем в этой конкуренции мы побеждаем и Татарстан, и Москву, существенно побеждаем!

За счет чего? Из общего объема инвестиций, вкладываемых в целом по республике, - более 30 процентов направляется на жилищное строительство.

Ежегодные затраты республиканского бюджета в жилищное строительство составляют более 10 процентов всех расходов на государственные нужды. Поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется по нескольким направлениям.

Из республиканского бюджета выделяются ежегодно средства на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья.

Оказывается единовременная безвозмездная денежная помощь индивидуальным застройщикам.

До 70 процентов мы компенсируем сельскому населению на газификацию и электрификацию.

В республике не только сохраняется, но и развивается строительство бесплатного жилья для малообеспеченных, разных льготников и работников бюджетной сферы.

Принимаются специальные программы строительства социального жилья для малообеспеченных.

Очередник у нас получает государственную безвозмездную субсидию в виде готового жилья. Разницу между общей стоимостью квартиры и размером субсидий он оплачивает сам путем выкупа через банк государственных жилищных облигаций.

Гражданину это обходится примерно в 14-30 процентов стоимости жилья.

В условиях недостатка денежных средств, в республике принята неординарная, но, как оказалось, очень эффективная схема финансирования программ путем использования долговых обязательств хозяйствующих субъектов перед бюджетами.

Предприятия-должники расплачиваются своей продукцией, которую передают строительным организациям. Так был найден у нас эффективный катализатор расшивки неплатежей в ряде секторов экономики, решения проблем, платежей в бюджет и дополнительного строительства жилья.

Законами республики строительным организациям, направляющим собственные средства на расширение рынка жилья, предоставляются налоговые льготы, а для коммерческих банков установлена республиканская ставка налога на прибыль - льготная, если они предоставляют гражданам кредиты на приобретение жилья. Но переменных проблем, конечно, значительно больше.

Нужно, что на федеральном уровне были приняты решения по исправлению ряда неправильных положений.

В частности, это распространение федерально-помещичьей системы кормления или вымогательства для чиновников.

Это также политика социального попрошайничества, которое воспроизводится снова со стороны государственных органов - это судьи, прокуроры, таможенники, милиция, другие лоббисты, добивающиеся льгот по жилищно-коммунальным услугам.

Обратите внимание - добиваются льгот не бедные, а те, кто стоит ближе к власти. Причем не только для себя, но и для своих членов семьи.

И это несмотря на то, что члены семьи, например, супруги, может быть, работают в банках и коммерческих структурах и получают огромную зарплату, но семья сидит на шее малообеспеченных. Удивительно, что никто не меняет эти законы до сих пор. Проблема льготников чрезвычайно опасна для российского общества - она воспроизводит психологию иждивенчества и попрошайничества. Мы никогда не исправим ситуацию, если не установим, что платить за жилищно-коммунальные услуги должны все. А также должна работать система компенсаций нуждающимся, а не категориях служащих!

Компенсация должна быть адресной, а не для семьи. И персонально тому, кто действительно нуждается!

Пора Президенту России взять на себя ответственность, создать рабочую комиссию по подготовке законодательных предложений с участием авторитетных и влиятельных депутатов Госдумы или членов Совета Федерации. Проинвентаризировать все льготы, чтобы самыми радикальными мерами на уровне закона навели порядок в этой сфере.

Если Президент РФ по каким-то политическим или электоральным причинам не может этого сделать, то депутаты Госдумы и члены Совета Федерации сами обязаны это сделать, если они заботятся реально о благе малоимущих.

Еще одна проблема, требующая вмешательства Президента России, - это проблема согласования с разными структурами планируемых объектов строительства. Председатель Госстроя РФ уже сказал об этом, и все мы хорошо знаем (и настрадались), что очень усложнена система градорегулирования, землепользования в стране, да и в субъектах Федерации.

При всем том, что мы в республике регулярно рассматриваем вопросы упрощения процедуры согласования, у нас до сих пор встречается необходимость согласования строящихся объектов почти по пятидесяти пунктам и соответственно денежным сборам. Перед этим совещанием я посмотрел еще раз, как проходит процедура согласования. Из 49 согласований, которые пришлось пройти последнему подрядчику в городе Чебоксары, 43 - это федеральные или действующие по уполномочению федеральных органов в соответствии с федеральными законами и решениями Правительства России. И только 6 - местные, республиканские и муниципальные, связанные с отводом земельного участка.

Получается, что по Чувашии более 80 процентов бюрократии в этой области повязаны федеральными законами и федеральными решениями. Огромные потери по времени, мощнейшее торможение для жилищного строительства, существенные потери по платежам. Платежи за согласование у нас доходили раньше до 5 процентов от стоимости объектов, сегодня мы их довели до 1-2 процентов.

В регионах, где активно ведется жилищное строительство, эта тенденция есть - увеличение платежей до 5 и 10 процентов. Конечно, существующая система, по сути, система кормления, легализованная российскими законами и Российским правительством. Дурной опыт заразителен - этим активно занялись и в некоторых субъектах Федерации. Причем как сами субъекты, так и муниципальные органы.

Как только усиливается жилищное строительство, так сразу активизируются всякие "кровопийцы", "пиявки" или, будет точнее, "пираньи", "хищники", которые налетают кормиться на процедуру согласования.

Здесь более чем оправдано принятие специального Указа Президента России по наведению порядка и защите от наглого вторжения федералов.

Необходимо изменение федерального законодательства, которое дает полномочия федеральным структурам, находящимся в субъектах Российской Федерации, садиться на шею строителям.

Есть необходимость пересмотреть решения и Правительства России, Минтопэнерго, разных санитаров, пожарных, которые начали легализовать полномочия разных структур на местах по поборам.

Для активизации жилищного строительства оправдано (очень нужно) освободить от НДС стоимость работ под строительство жилых домов, включая проектно-изыскательские работы, работы по капитальному ремонту, реконструкции и реставрации жилого фонда, а также по строительству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Или установить льготы независимо от источника финансирования.

Посмотрите, по Чувашской Республике объем выполненных в 1999 году работ по жилищному строительству составил более одного миллиарда двухсот миллионов рублей.

Налог на добавленную стоимость составляет около 20 процентов, или более 200 миллионов рублей, на которые Государству было бы выгоднее построить дополнительное жилье.

Необходимы поправки к Закону об ипотеке, по освобождению физического лица, взявшего ипотечный кредит, от подоходного налога на все время выплаты кредита.

Необходимы изменения в Гражданском кодексе РФ для создания правовой основы по переселению неплательщика в специальный жилой фонд или во временное жилье, включая сохранение прав несовершеннолетних.

Кроме того, необходимо ускорить решение вопроса об освобождении от НДС сделок с недвижимостью, осуществляемых в рамках ипотеки.

И еще одно важное направление поддержки жилищного строительства - это вовлечение личных сбережений граждан. Находящиеся только в Сбербанке вклады граждан сегодня или почти не работают, или работаю очень мало.

Только по нашей республике около полтора миллиардов рублей личных вкладов граждан находится на счетах в Сбербанке.

Благодаря прошлой деятельности Правительства и Центробанка РФ теперь нетрудно убедить население (оно давно психологически готово) личные сбережения вкладывать не вообще в банки, а тем более в финансовые пирамиды, а в строительство домов.

Для банков финансирование строительства жилья в любом случае куда надежнее и куда менее рискованнее, чем инвестиции в производственные проекты.

В соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования Центральному банку РФ Постановлением Правительства РФ No 28 от 11.01.2000 г. было предложено принять ряд нормативных актов. В I квартале 2000 ода Центробанк должен был издать три документа, очень важных для развития ипотеки. Все сроки прошли. По всем трем пунктам никаких нормативных документов ЦБ не издал. Что это - безразличие или, как раньше говорили, саботаж со стороны ЦБ и Правительства РФ?

На 2000 год, например, из бюджета Чувашии на развитие ипотеки выделено 50 миллионов рублей.

Финансовые средства на эти цели будут ежегодно у нас пополняться и превращаться в мощный финансовый пул, но необходимо опять в деятельности Центробанка исключить при формировании обязательных резервов балансовые счета, где отражаются перечисленные региональными бюджетами средств на ипотечную программу.

По существующей сегодня инструкции банк с этой суммы обязан перечислить Центробанку резерв в размере 10 процентов, т.е. из выделенных бюджетом 50 миллионов рублей на развитие ипотечного кредитования 5 миллионов рублей ни за что забирает Центробанк. А ведь известно - один рубль, вложенный в жилищное строительство, вовлекает в оборот не менее 10 рублей.

И, конечно, необходимо установить для банков, осуществляющих жилищное кредитование, льготную процентную ставку налога на прибыль.

Примером может служить наша республика, где, начиная с 1996 года, ставка налога на прибыль, полученную от предоставления кредитов гражданам на строительство жилья, составляет 5 процентов. На уровне Российской Федерации такой льготы нет, и это очень вредно, как для жилищного строительства, так и для развития экономики.

Сегодня в среднем по России строят на одного человека четь более 0,2 квадратного метра жилья. Это очень мало!

В течение ближайших лет абсолютно реально выйти на строительство одного метра жилья на одного жителя России. Это подтверждает опыт нашей республики.

Если Федеральное правительство и ЦБ не на словах, а на деле поддержат нас, то мы в Чувашии, в течение двух-трех лет выйдем на один квадратный метр. Остальная Россия может приблизиться к этой цифре в течение 4-5 лет. Но, повторяю, если Правительство России будет заниматься вопросами жилищного строительства ежедневно, а не так, как сегодня.

Жилищное строительство - это самый эффективный проект. И по срокам финансово-экономической отдачи, и по социально-политической значимости для миллионов россиян. Жилищно-строительный бум может охватить практической значимости для миллионов россиян. Жилищно-строительный бум может охватить практически все население России буквально в течение года-двух. Общественная потребность в этом огромная.

Прогнозируемый психологический, если хотите - политический, эффект сильнейший, причем с немедленной практической отдачей.

Если политик не понимает этого, исторически н обречен.

Дед знаменитой царицы Тамары воевал больше, чем все другие грузинские цари. Но в историю он вошел под именем, которое ему дал народ, - Давид-строитель! На первое место народ поставил не победы царя в сражениях, а то, что при нем велось бурное строительство - дорог, мостов, церквей, домов, дворцов.

Пожалуй, к сожалению, он - единственный царь, который вошел в историю под таким именем.

Я уверен, мы практически готовы сделать так, чтобы наше время стало временем строителей.

Нам надо, чтобы к этому были готовы Российское правительство, премьер, некоторые министерства, например, финансов, Центральный банк, если они действительно хотят помочь, в данном случае Президенту России - молодому, энергичному, опытному.

Россия справится с его миссией строителя и созидателя.



Н.В.Федоров,
Президент Чувашской Республики



2000.05.01
"Ипотека", No 5
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56964/56966
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован