01 мая 1997
1645

Николай Федоров. Власть теряет волю

Российская государственность еще только формируется и какой бы блестящий юрист, либо Федеральное собрание, либо Совет безопасности ни возглавлял Россию, никто не может такие короткие сроки поменять все законодательство и сделать его гармоничным. В то же время сегодня центр не имеет должной федеральной политики в формировании единого гармоничного правового поля для всей Российской Федерации.

Конституция России была принята в 1993 году, и именно она сейчас определяет концепцию федерального устройства. Самый сложный вопрос состоит в том, что само федеративное государство в целом как бы приравнивается к субъекту Федерации, но при этом некоторые конституционные нормы разрешают по-особому разграничивать отношения, полномочия и предметы ведения между Федерацией и субъектами. Такие нормы позволяют легализовывать моменты выхода из-под общероссийской юрисдикции. Но надо ли запрещать эти нормы только ради того, чтобы подогнать уникальную страну, где более 100 национальностей, и народностей, под одну унифицированную модель Федерации?

У каждого субъекта федерации слишком серьезные особенности не только национального плана, но и географические. И регулировать отношения центра с субъектами Федерации по одному стандарту невозможно.

Однако беда в том, что конституции почти всех республик - субъектов Федерации противоречат Конституции РФ. К сожалению, у власти не хватает профессионализма и политической воли, чтобы привести все в соответствия с принципами федеративного государства. Наверху идет разрушительная и парализующая страну конкуренция: кто важнее - Президент или правительство, администрация Президента или аппарат правительства? За влияние борются еще и другие группы внутри правительства, возглавляемые разными вице-премьерами. При таком кризисе власти неудивительно, что конституция Чувашской Республики находится не просто не конституционного поля России, а противоречит его принципам. Наша республика - единственный субъект Федерации, который имеет советскую конституцию образца 1978 года. Я уже обращался в Чувашский парламент с просьбой и даже с требованиями принять назревшие поправки, поскольку нынешнее положение не только антиконституционно, но и усложняет мои отношения как главы республики с федеральными органами. Но парламент не реагирует на запросы президента. Вначале депутаты ждали, что на президентских выборах победит Зюганов и тогда не нужно будет ничего менять. Теперь вроде бы обещают заняться... Этот случай свидетельствует об отсутствии воли у федеральных органов решить проблему государственного устройства.

В то же время из московских властных структур происходят утечки информации относительно существования разных планов переустройства государства вплоть до губернизации России. Попытка реализовать эту схему создаст еще двадцать новых проблем. Уверен, этому будут сопротивляться многие губернаторы просто потому, что они знают, к каким последствиям это приведет.

После инаугурации президента Чечни А.Масхадова многие заговорили о том, что Чечня стала началом развала России и нужно принимать экстренные меры. На мой взгляд, теоретически такая угроза есть, но практически этого можно избежать, если федеральный центр не начнет совершать массу дополнительных глупостей в отношениях с Чечней и другими субъектами и не будет провоцировать субъекты Федерации на сепаратистские действия.


Николай Федоров, Президент Чувашии



1997.05.01
"Реалист Поволжья", No 8
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/57050/57054
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован