23 ноября 2002
1268

Николай Федоров. Время больших перемен

170-летняя история потребительской кооперации - это долгий и трудный путь. На всех этапах своего развития потребительская кооперация служила людям. Мне приходилось встречаться и с хозяйственниками, и с политиками, которые видят в потребительской кооперации только хозяйственную структуру, не замечая, что сегодня потребкооперация вернулась к своим основным принципам, к социальной ориентации.

Государственные власти должны быть заинтересованы в развитии потребительской кооперации, являющейся сегодня на селе основной, если не единственной структурой, комплексно решающей вопросы социального переустройства села. Именно поэтому у нас в республике еще в 1997 году принят Закон "О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации в Чувашской Республике". С тех пор деятельность потребительской кооперации существенно изменилась. В республике заметно, какими темпами развиваются в сельской местности отрасли, имеющие социальную направленность.

После реорганизации Министерства бытового обслуживания республики, к сожалению, в отдельных районах исчезли пункты бытового обслуживания. Предложить эти услуги, являющиеся в большинстве случаев убыточными, сельскому населению стало некому. Отремонтировать обувь, бытовые приборы, пошить одежду на заказ, да и многое другое на селе превратилось в проблему. Чувашская потребительская кооперация сумела занять эту нишу. За 3-4 года потребительские общества республики открыли около 600 пунктов бытового обслуживания, и население получило 23 парикмахерские, 30 мастерских по ремонту обуви и одежды, 18 пунктов по раскрою ткани, 38 фотоателье. Оказывается и ряд других услуг: ремонт жилья, часов, заточка ножей и сельхозинвентаря, ритуальные услуги. В Ядринском районе, например, райпо создало свой Дом быта, где жители могут получить целый комплекс услуг. За год здесь их оказывается более чем на один миллион рублей.

Мы возлагаем большие надежды на потребительскую кооперацию в развитии сферы бытового обслуживания в сельской местности. Располагая сетью магазинов даже в отделенных населенных пунктах, она может организовывать предоставление услуг людям, что называется, с "доставкой на дом". И уже делает это.

Большое значение для сельского населения имеет предоставление организациям потребительской кооперации чисто сельских услуг: переработка зерна на собственной мельнице в райпо (их в потребительской кооперации уже 11), переработка на давальческих началах мяса, овощей, плодов, вспашка земельных угодий. Сегодня селяне очень нуждаются во всем этом.

Для сельских жителей уже стало привычным покупать и лекарственные препараты в аптеках потребительской кооперации. Кооператоры открыли 54 аптеки, аптечных пункта и отдела по продаже медикаментов и 52 ветеринарные аптеки. Это смелый и решительный шаг потребкооперации в свободную, не занятую конкурентами на селе нишу, и теперь 10 процентов медикаментов в республике реализуется через эту аптечную сеть. Каждый знает, насколько важна для пожилого человека организация торговли медикаментами. В сельской местности, где в основном проживают пенсионеры, ветераны, кооператоры сумели предоставить людям возможность получить одну их самых необходимых услуг.

Решая хозяйственные задачи, потребительская кооперация ставит во главу угла заботу о людях, оставаясь надежным партнером властей в решении социальных проблем села. Из полутора тысяч магазинов 100 находится в населенных пунктах с числом жителей до ста человек. Ясно, что ни один предприниматель не будет торговать в таком месте, а кооперация не только торгует, но одновременно превращает магазин в своего рода центр культуры и услуг. В отдельных магазинах давно уже пора поменять вывеску "магазин" на "центр по оказанию услуг". Здесь - не только торговля, но и чайный стол, и библиотечка, даже подшивки газет, иногда - уголок для просмотра телепередач или компьютерных игр для детей. Не говоря уже о том, что продавец сельского магазина одновременно заготавливает сельхозпродукты и сырье, принимает заказы на услуги, а то и просто общается с пайщиками.

Не случайно людей сегодня тянет в сельский магазин. Здесь можно пообщаться друг с другом, посидеть, попить чаю, почитать. Особенно если возле магазина построена еще и детская площадка, как это сделало райпо в Комсомольском районе.

Сама специфика деятельности потребительской кооперации в сельской местности, где, к сожалению, пока еще проживает самое малообеспеченной население, обуславливает низкую доходность, а иногда и убыточность предприятий потребительской кооперации. Надо понимать, что кооперация идет на значительные потери, представляя фактически льготы пайщикам. На содержание торговых товаров в прошлом году потребкооперация республик затратила около 10 миллионов рублей. Понимая это, органы государственного управления оказывают постоянную поддержку потребкооперации в виде налоговых льгот и субсидирований части процентных ставок по кредитам, выдаваемым на закупку сельхозпродукции и сырья.

В то же время организации потребительской кооперации в большинстве районов являются бюджетообразующими, и только за 9 месяцев текущего года потребительская кооперация уплатила 250 миллионов рублей налогов. Мы всячески стараемся уменьшить налоговое бремя потребкооперации. Поэтому на 2003 год предусматриваются льготные ставки по налогу на имущество потребительской кооперации от транспортного налога. Такие нормы принимаются с учетом того, что у потребительских обществ возникают дополнительные расходы, связанные с доставкой товаров в отдаленные и глубинные населенные пункты. Ранее эти затраты мы покрывали из республиканского бюджета возмещением расходов по доставке товаров в населенные пункты, расположенные на расстоянии свыше 11 километров от райцентра.

Особое внимание уделяется предприятиям потребительской кооперации при формулировании норм закона Чувашской Республики, регулирующего введение единого налога на вмененный доход. Федеральное законодательство поставило субъекты в сложные условия, установив единые нормы базовой доходности для всех предприятий и организаций торговой площади в 70 квадратных метров. Это может поставить предприятия потребкооперации перед угрозой разрушения созданных ранее торговых площадей, перестраивать их только потому, что они превышают введенное ограничение. Тем не менее и в сложившихся условиях мы ищем пути снижения налогового бремени для потребительской кооперации - пусть не государственной, но некоммерческой структуры, которая выполняет социальную миссию на селе. Несмотря на трудности, сегодня потребительская кооперация обеспечивает динамичное развитие всех отраслей деятельности. Только в текущем году заготовки мяса возросли в 1,3, молока - в 1,4, кожсырья - в 1,5 раза и т.д. Закупив сельскохозяйственных продуктов и сырья с начала года на 197 миллионов рублей, организации потребкооперации дали возможность селянам получить дополнительный заработок. Например, в Аликовском районе потребительское общество закупило с начала года 30 тонн лектехсырья. Его сдают и школьники. Есть семьи, которые серьезно занимаются сбором этого сырья, являются постоянными его сдатчиками. Помню, одна из жительниц района рассказывала, как она купила на деньги, полученные за сданное лектехсырье в райпо, лошадь, телегу и отремонтировала крышу дома. Так что из травы люди "делают" деньги, а райпо им в этом помогает. Правительство республики в свою очередь поддерживает потребкооперацию, предоставив ей в текущем году 70 миллионов рублей льготного кредита на закупку сельхозпродуктов и сырья.

Впрочем, эти кредиты используются и переработчиками сельскохозяйственной продукции. А товаров организации потребительской кооперации производят немало: за год почти на 400 миллионов рублей. Объемы производства продукции кооперативной промышленности в республике заметны: предприятия потребкооперации с начала года выработали 25 процентов общереспубликанского объема хлеба и хлебобулочных изделий, треть колбасных изделий, половину консервов и более половины объема безалкогольных напитков.

Выполняя социальную миссию, потребительская кооперация берет на себя частично решение тех задач, которые должно выполнять государство. Поэтому социальные вопросы села мы решаем вместе с потребительской кооперацией.



Николай Федоров, Президент Чувашской Республики



2002.11.23
"Российская кооперация"
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56977/56990

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован