08 октября 2004
103

Николай Фоменко: `Мне нравится, что я даю повод к разным толкованиям своей личности`

Main 218131a
Николай Фоменко энергичен и успешен, самоуверен и самодостаточен. Он словно одновременно бежит по шести, а может быть, и семи дорожкам. Количество телевизионных передач, которые он вел и ведет, перевалило за десяток. Еще он снялся в запоминающихся фильмах - `Лунный папа`, `Сирота казанская`, `Старые клячи`. В интернете народ радуют афоризмы от Николая Фоменко с `Русского радио`. Еще он в театре... Еще он в спорте...
Кто-то скажет - разбрасывается, нет бы достичь совершенства в чем-то одном. Со всей определенностью можно утверждать, что в одном он его уже достиг - в автоспорте. Подозреваю, он собирается достичь совершенства во всем, за что берется.

Одна из ролей Николая Фоменко.
Фото Антона Колесникова


- Николай, вы считаетесь одним из лучших шоуменов страны. А что такое шоумен - попросту массовик-затейник?



- Я не знаю. Нелегко крестьянину в городе. Водопровод, машины на колесах, названия сплошь английские - цивилизация, нам незнакомая. Я не смеюсь, говорю совершенно серьезно. Сидит бабушка у телевизора, пытается понять: ток-шоу - где там ток электрический и что такое `шоу`? Так у нас и с понятием `шоумен`.



- Почему из всех функций телевидения - информировать, развлекать, просвещать - вы для себя выбрали работу в развлекательном жанре?



- Да вы знаете, как-то так повелось. Мне все равно, в каком жанре работать - в публицистическом или развлекательном.



- Слышала, на АТВ записан пилот нового ток-шоу `Человек из ящика`, где вы в роли интервьюера, каверзно допрашивающего этого самого человека.



- Меня попросили поучаствовать, и я поучаствовал, но судьбы этого проекта не знаю - пристроили ли его куда. Вообще не знаю, чем это кончится. Я работаю на Первом канале, и у меня есть определенные обязательства, которые я не могу нарушать. Я не могу в регулярной программе выходить где-то еще - только на Первом.



- А реалити-шоу `Беглец` - это что такое?



- Его, по всей видимости, не будет. Это мой проект, который был запущен, потом остановлен. Трудно сказать, по каким причинам, - видимо, проблемы с продюсированием. Мне это уже неинтересно.



- Итак, в сухом остатке на этот сезон - народная забава `Пан или пропал` по Первому, с которой вы выходите в эфир каждый день, не считая выходных. Помнится, светлой памяти Григорий Горин называл вас правопреемником Андрея Миронова. А тут - кто сколько выиграет, чемоданчики с цифрами, треп о подтяжках и грелке... Вам не жалко на это расходоваться?



- Почему же именно в `Пан или пропал` я расходуюсь? Я вообще по жизни расходуюсь. Я много чего делаю. А номинация на `Золотую маску` за прошлый год, за спектакль `Академия смеха`, который мы вдвоем с Андрюшей Паниным играем на малой сцене Театра Пушкина?.. Не нужно всем ходить на `Гамлета`, ни в коем случае. Зачем? Поп-музыка - это поп-музыка, Прокофьев - это Прокофьев, Рахманинов - это Рахманинов. Это не значит, что Прокофьев не мог сыграть польку или регтайм - мог и делал это блистательно, уверяю вас. Он не расходовался, когда играл регтайм, поверьте.



- Мне кажется, вам самому не может быть интересно работать на этой игре.



- Вообще мне редко бывает интересно на работе. Лучше дома. Вот там мне действительно интересно.



- Как оцените коллег по цеху - скажем, таких разных, как Гордон и Малахов?



- Гордон мне нравится, я его люблю. Его ночные неадаптированные передачи были прекрасны. Но смотрели их три человека: я, сам Гордон и тот, который у него снялся. Андрей Малахов - точная функция, он на своем месте.



- Вышла ли, наконец,`Школа злословия` с вами, записанная год назад?



- Да нет, конечно. Редактор Паухова ее не выпускала с формулировкой `непочтительное отношение к власти`. Хотя ничего такого пренебрежительного там не было. Сейчас, правда, передача перешла на канал НТВ - ну не знаю... Смирнова и Толстая очень милые люди, и мне очень нравятся продукты, которые они создают. Бог с ней, со `Школой`, ее можно делать, можно не делать, но писать такую прозу, как обожаемая мною Толстая... Что касается меня - я больше не ходок во все это. Не собираюсь больше заниматься нелепым сотрясением воздуха.



- Вы снялись в роли Остапа Бендера в новогоднем мюзикле `12 стульев`, причем в прекрасной компании - Илья Олейников, Юрий Гальцев, Нина Усатова, Ширвиндт с Державиным...



- Я бился за эту команду.



- Говорят, первоначально роль мадам Грицацуевой предназначалась Андрею Данилко - Верке Сердючке, но вы категорически воспротивились. Почему? Мне кажется, Данилко - талантливый парень.



- Я - профессионал. Я работаю с профессионалами - я это заслужил. На меня мои учителя потратили много времени и сил. И я не хочу на площадке заниматься обезьяньими объяснениями того, что должно быть и так понятно. Мне нечего сказать про талантливость Данилко. В чем он талантлив?



- Да как-то очень ко двору он пришелся. Думается, потому, что у него - и точный портрет, и тонкая издевка, и сочувствие к тем, кого он изображает. Тексты у него вроде бы простенькие, но в них мелькают вполне мудрые мысли. Даже задорная песенка `Все будет хорошо!` - для меня она, как ни странно, из области `Господа! Если к правде святой мир дороги найти не сумеет - честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой`.



- Господи, `все будет хорошо` - да на моей памяти этих `все будет хорошо` было десять тысяч. На четвертом десятке жизни носить бабские тряпки, ходить с сиськами - а разденется, что будет делать?.. И ведь уже давно, черт знает сколько лет, представляется в этом виде. Нам запретили так делать на первом курсе театрального института. Это все в одном ряду - петросяны, галкины, данилки... Опускаемся, с горки съехали совсем.



- Почему, закончив в свое время актерский факультет ЛГИТМиКа, вы ушли из театра? Вам там тесно?



- Я не ушел из театра, я великолепно себе работаю в Театре имени Пушкина в двух спектаклях, очень неплохих, которые пользуются огромным зрительским интересом и т.д. и т.п.



- Ушли - в смысле не остались только в театре, вон на скольких культурных нивах трудитесь: и ТВ, и кино, и радио... А автоспорт? Не далее как 19 сентября стали - подумать только! - чемпионом мира.



- Да, на втором по значимости чемпионате после `Формулы-1` - `Грантуризмо`, в команде `Поршмоторспорт`. Что касается театра... Невозможно тратиться 365 дней в году. Театр - это профессиональное расходование энергии в зал и забирание ее в обратную сторону. И когда так 365 дней в году, профессиональное расходование энергии превращается просто в профессиональное расходование. Если мы, актеры, играем много - мы начинаем обманывать зрителей. Просто приличный показ принимается за искусство, от чего рождается неправда искусства, которая перерастает в догму. Когда сюжет важнее, чем эмоции, когда не эмоции двигают сюжет, а сюжет двигает сюжет...



- Зачем после института пошли в армию?



- Как зачем? Я обязан был пойти в армию как военнообязанный.



- Все военнообязанные, но мало кто из творческих людей туда стремится. Ведь армия - это прежде всего нивелировка личности: строем обедать, строем отдыхать, строем письма домой писать. И непременно - в ногу.



- Наоборот, армия очень продвигает личность, меня она очень продвинула. Я должен был утвердиться в некоторых своих постулатах - и я в них утвердился. И потом, если я родился мужчиной - почему же я не должен им быть, черт побери?! Я по натуре не совсем артист, это все не очень ко мне имеет отношение. Я про представления на сегодняшний день об этой профессии: нарциссизм и прочее. Я абсолютно нормальный человек, то, что меня интересует в искусстве, не очень связано с тем, что обычно подразумевается - привлечение к себе зрительского внимания, например. Меня интересует на уровне аналитики, что за законы срабатывают в человеческом организме при правильном пользовании актерской профессией. Это некоторого рода наркомания, очень медитативная, интересная и пока еще мало изученная. Вот это мне нравится в актерской профессии. Но перегибать с этим палку - желания нет. Я профессионал, понимаете?



- Профессионал Фоменко, ваши ощущения от церемонии вручения ТЭФИ изнутри, со стороны зрительного зала?



- Да никаких ощущений. Просто смех. Я больше не буду заниматься этим в том виде, в каком оно есть. Я и так всегда мало уделял внимания этому, но сейчас все чаши переполнены. Дешевый цирк, который мне совершенно не интересен. Я не понимаю самого названия - что такое телеакадемия? Не понимаю, как это вообще возможно - так все организовывать. Позор, очередной позор среди прочих. Конечно, есть позоры и побольше... Академия придумывалась для другого, затачивалась под другое. Все, что я видел на последней церемонии, не иначе как потерей сознания от начала до конца назвать не могу.



- Как, а протестное голосование?



- Вы, по-видимому, имеете в виду декларацию?



- Да нет же - то, что награды получили удаленные с НТВ `Свобода слова`, `Красная стрела` и Леонид Парфенов. Информация к размышлению: на сегодняшний день декларацию подписали 36 человек - вы в том числе, честь вам за это и хвала, но анонимно-то все правильно проголосовали.



- Я настолько не участвую в этих интимных играх академии... иллюзия все это. Просто снимается телефонная трубка. Если понадобится представить какое-то государственное решение на каком-то канале - легко.

Мгновенно будет проведено в жизнь. Вне зависимости, противоречит это морали хозяина, продюсера или директора канала или нет. Поэтому все эти мышиные игры просто смешны. Пустой звук, я не хочу в этом участвовать. Я не собираюсь кричать, что выхожу из состава академии, - я просто самоустраняюсь.



- А почему в начале церемонии было 107 голосов, а ближе к концу голосовали всего 92 академика? Куда подевались остальные - выиграв, двинули отмечать? Или, проиграв, покинули в сердцах зал?



- Да это же фикция, все это голосование!



- Как - фикция, если у академиков в руках пульты и на экране видно, как меняются голоса?



- Фикция, я вас умоляю! Вот в прошлый раз была не фикция - я нажимал кнопку и видел, куда мой голос добавляется. А в этот раз видел только окончательный результат.



- Телезрители видели, как голоса менялись, в трансляции это было представлено.



- Было? Мы в зале ничего не видели. Нет, все это - в мире иллюзий, поэтому - я вас умоляю, какое голосование.



- Николай, вы - человек публичный, но никогда не рассказываете о своей частной жизни. Мне близка такая позиция, но справедлива ли она? Люди известные живут и работают на публике. Их слава, их судьба, их сила - все это дает им публика. Быть может, мы с вами заблуждаемся, и публика имеет право знать об этих людях все?



- Давайте не так будем подходить. `Публика их сделала` - это недостойная формулировка. Мы публику сделали под себя - это более грамотно. Это шоу-бизнес, и мне определять уровень. Я делаю этот бизнес, и я буду оставаться тайной. Моя семья, мои дети не виноваты в том, что папа-мама у них известные люди. Я имею право не рассказывать про свою семью. Я год не давал интервью - в печати все равно врут про меня. Целая стопка собралась якобы моих прямых интервью, где пишут, что у меня жена Эльвира, дочка Ксюша и кот Леопольд! Я несу свой крест: останавливаюсь на улицах, подписываю автографы, улыбаюсь узнавшим меня людям. Но если они придут к моему дому толпой и попробуют его снести - я буду его защищать как обычный дагестанский военный.



- По весне в одном издании было очень глубокое и серьезное интервью с вами, такое общественно-политическое. Я даже подумала, грешным делом, что это другой какой Фоменко - историк или театральный режиссер.



- Я сделал это по просьбе Ирины Хакамады, тогда кандидата в президенты РФ. Я снимаю перед ней шляпу, потому что она своим примером демонстрирует, что в стране существуют люди, которые хотели бы жить по европейской модели.



- Ваше нежелание общаться с прессой... Мне кажется, это должно входить в упомянутый вами `крест`. И не вся пресса желтая.



- Я не потребитель газет, я их создатель. Я серьезно к этому не отношусь. Информационный поток так сжимается, все так быстро проходит... Ну как вам сказать, газета - это нечто ежесекундное, и обсуждать, что там написали... А завтра напишут другое. Если мы захотим, мы напишем в самой честной газете все, что нам понадобится, так ведь?

То же касается и журналов.



- Кстати, вы ведь теперь еще и главный редактор журнала `Автопилот`. Признайтесь, вы - номинальный редактор?



- Почему? Нормальный. Есть исполнительный редактор Игорь Мальцев. У нас коллегиальность, хотя и жесткое разграничение, кто чем занимается.



- Главное редакторство разве не забирает уйму времени?



- Мне не кажется оно таким уж трудным. Такое количество электроники меня окружает, что... Мне не надо сидеть в редакции, в среднем четыре дня в месяц оно у меня забирает. Определяется круг задач, исходя из него дальше идет только корректировка, вот и все.



- Слышала, вы подумываете о создании интернет-радиостанции?



- Будет еще и интернет-телевидение. Хочется сделать подпольное телевидение и подпольное радио. Хочется доказать, что свобода всеми понимается по-разному.



- Как вам, как будущему подпольщику, нынешнее состояние общества?



- Мы - нация, которой не нужна демократия. Наши люди не уважают себя и окружающих. Эту проблему можно преодолеть только принятием тоталитарных решений. Наши люди не готовы, не образованны, не выросли в человеческом плане - их надо вырастить. Во всем мире демократия строилась через пистолеты. Западные люди не нарушают законов и правил, потому что знают, что нарушать их нельзя, а русские - потому что боятся. Понимаете разницу? `Отменим смертную казнь` - да применим ее тысячу раз! Я признаю идеи президента Путина, по-другому наше государство не управлялось никогда - посмотрите весь исторический процесс. И хоть я - абсолютный прозападник и демократ, я к этому готов. Я пристегиваю ремни безопасности, но вокруг меня миллион идиотов, которые не хотят, не могут и не знают. Нашим людям пока с понятием свободы не справиться - она у них превращается в распущенность. Когда нас, как баранов, приведут в светлое будущее? Никогда. Сами мы не выстраиваем ситуацию - мы лучше приспособимся к существующей. Начинать надо с себя, а уж дальше будем винить Путина.



- Теперь я понимаю, почему вас называют `Фома неистовый`...



- Неистовый? Приятно слышать. По другим источникам - меня страшно все боятся. Мне нравится, что я даю повод к разным толкованиям своей личности.

Вера Цветкова
материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован