21 апреля 2006
1371

Николай Хван: `Рассчитываем, что центр и регионы поделят расходы 50 на 50`

В России на сегодняшний день 12 городов, в которых осуществляются проекты по строительству метро, и лишь в семи из них метро действует. Реструктуризация системы управления метростроем, по мнению специалистов, изменит положение подземки в регионах. О перспективах строительства метро в Новосибирске корреспонденту "КС" ОКСАНЕ МОЧАЛОВОЙ рассказал руководитель МУП "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (УЗСПТС) НИКОЛАЙ ХВАН.
Фото Михаила ПЕРИКОВА

- Николай Бенхирович, в конце марта вы вернулись из Москвы. С чем была связана поездка?

- С защитой технико-экономического обоснования работ по строительству метро на 2007-2009 годы. В этом году главной задачей является окончательная сдача станции "Березовая роща". 25 июня 2005 года мы запустили станцию, но предстоит еще много работы - необходимо в этом году завершить работы по второму вестибюлю и перегонному тоннелю. Далее в наших планах станция "Золотая нива", где уже идут работы. Сегодня ситуация такова, что мы не можем позволить себе строить параллельно несколько станций не потому, что у нас нет технической возможности, а потому, что нет достаточного финансирования. Поскольку, что уж скрывать, финансирование строительства метро пока осуществляется по остаточному принципу. А это неправильно. Вспомните нынешнюю зиму. Единственный транспорт, который во время сильных морозов не вышел из строя, - метро.

- Какова сегодня ситуация с финансированием строительства метрополитена в Новосибирске?

- Что касается финансирования метростроя в целом, то данный вопрос пока находится на стадии выработки механизмов. Дело в том, что с 1 января 2006 года в нашей структуре произошла реорганизация. Если раньше метрострой был в ведении Минэкономразвития, как основного распорядителя финансов, то сегодня мы перешли под контроль Министерства транспорта РФ (в лице ОАО "Российские железные дороги"). В связи с реорганизацией у нас появилась надежда, что вопросам строительства подземки теперь будет уделено больше внимания и министру транспорта Игорю Левитину удастся добиться изменения схемы разграничения обязательств между центром и регионами хотя бы в соотношении 50 на 50 и принятия целевой программы по строительству метро на федеральном уровне. Напомню, что в 2001 году была введена система, согласно которой 80% расходов по строительству метро должны нести субъекты Федерации и лишь 20% выделяет Центр. Могу сказать, что, например, в США и Японии строительство метро полностью финансируется из федерального бюджета. В 1997 году в России из федерального бюджета выделялось 75% средств, в 1998 году - 65%, в 1999-м - 62%, в 2000-м - 50%. С 2001 года пропорции составили 80% к 20%.

- На какие суммы может рассчитывать Новосибирск?

- Объем финансирования с каждым годом увеличивается. Так, например, в 2003 году на строительство новосибирского метро из федерального бюджета было выделено 97 млн руб., в 2004-м - 110 млн руб., в 2005-м - 127 млн. На 2006 год выделено 135,5 млн руб. Однако сумма, на которую увеличивается финансирование, практически совпадает с процентом инфляции, и этих средств катастрофически не хватает. На строительство метрополитена в этом году нам выделено из федерального бюджета 135,5 млн руб. (из которых еще ни рубля не было перечислено в регион), из областного - 70 млн и из бюджета Новосибирска - 30 млн руб. Итого - 235,5 млн руб., а у нас только кредиторская задолженность перед подрядчиками составляет 457,2 млн руб. Перед нами на сегодняшний день стоит дилемма - либо рассчитываться с подрядчиками и прекратить работы, либо работать и увеличивать кредиторскую задолженность.

- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

- Работы продолжаются, но при этом будем постепенно гасить кредиторскую задолженность. Управлением заказчика подготовлено соглашение, в котором прописаны все условия работы и расчета с подрядчиками. Согласно этому соглашению, сумма из федерального бюджета в размере 135,5 млн руб. будет направлена на дальнейшие работы по строительству метро, а средства из бюджета области и города мы направим на погашение кредиторской задолженности. К тому же, если Минтрансу удастся добиться схемы финансирования 50 на 50, Новосибирская область получит порядка 400 млн руб. федеральных средств и 400 млн руб. региональных. Это уже существенный прорыв. Кроме того, на мой взгляд, несколько улучшить ситуацию может принятие на законодательном уровне целевой программы по строительству метро в Новосибирске (на нее легче получить деньги из Москвы).

Например, наши коллеги в Омске такую программу приняли. Но у них ситуация несколько тяжелее, поскольку им к 2009 году необходимо сдать и запустить четыре станции. Но для того чтобы выполнить поставленную губернатором Леонидом Полежаевым задачу, необходимо ежегодно вкладывать порядка 5-6 млрд руб.

Есть и другие способы решить финансовые проблемы. Так, в 2003 году начал разрабатываться проект по реконструкции входов в метро. Уже в этом году начались работы на станции метро "Красный проспект" - создание торговых площадей и административных зданий, расположенных непосредственно над входом в метро. Мы надеемся, что поможем метрополитену повысить доходы. Насколько - будет зависеть от успешности проекта.


21.04.2006
com.sibpress.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован