27 июля 2004
257

Николай ЛИТВИНОВ: ГУВДТ: `за` или `против`

Терроризм стал - увы! - главной угрозой ХХI века. Как с этим бороться? На вопросы корреспондента `Гудка` отвечает президент научно-исследовательского центра `Антитеррор` доктор юридических наук Николай ЛИТВИНОВ.

- Я давно занимаюсь проблемами, связанными со всевозможными эксцессами на железнодорожном транспорте. И должен признать, что круг этих вопросов почему-то не стал объектом пристального изучения ученых и работников правоохранительных органов. А между тем, зная отечественную историю, можно с большой долей вероятности сказать, каким будет недалекое будущее Российских железных дорог.

- И каков ваш прогноз?
- Концентрация на большом пространстве огромного количества людей и практически не охраняемых грузов делает их чрезвычайно притягательными для покушений. Нет сомнений, что железнодорожный транспорт станет востребованным с точки зрения террора.

- Руководство транспортной милиции не раз заявляло о необходимости технического перевооружения системы охраны. Насколько это обезопасит железные дороги и пассажиров?
- Можно все вокзалы и станции утыкать камерами слежения. Можно оснастить новейшими техническими изобретениями каждого пассажира при входе на вокзал и взять у него отпечатки пальцев. Можно сфотографировать и застраховать всех путешественников... А потом где-то на перегоне, когда пассажирский поезд будет мчаться со скоростью более 100 километров в час, в который уже раз `неожиданно` для стражей порядка состав пойдет под откос вместе со всеми застрахованными пассажирами. И тогда отпечатки пальцев и фотографии нужны будут только для опознания пострадавших.
Задача же органов внутренних дел на транспорте - спрогнозировать наиболее вероятное развитие терроризма на железных дорогах, смоделировать возможные ситуации и вырабатывать упреждающие меры по защите пассажиров и грузов. А гоняться за телефонными хулиганами - это несерьезно.

- И с чего следует начинать?
- Во-первых, особая роль железнодорожного транспорта должна быть закреплена законодательно. А во-вторых... упразднить органы внутренних дел на транспорте.

- Весьма неожиданный поворот. И кто же будет бороться с преступностью и терроризмом на дорогах?
- А на сегодняшний день транспортная милиция по своему кадровому составу и уровню нормативно-правового регулирования и так весьма слабо отвечает задачам борьбы с преступностью. Могу это доказать. Так, при всем обилии высших учебных заведений в системе МВД России ни одно из них не готовит кадры для железнодорожной милиции. А ведь работа стражей порядка на улицах города и в поездах, а также на вокзалах требует от исполнителей специальных знаний. Между тем ГУВДТ - единственное подразделение МВД, которое не готовит для себя кадры. Во-вторых, в современных условиях успех деятельности милиции зависит от уровня научного сопровождения. При отсутствии специализированных учебных заведений довольно вяло разрабатываются научные аспекты деятельности линейных отделов милиции. В результате транспортники - с точки зрения научного обеспечения - самая слабая служба в системе МВД. И в-третьих, железнодорожная милиция имеет недостаточное ведомственное нормативно-правовое регулирование. А это, на мой взгляд, непростительное упущение.

- Инструкции, уставы... Так уж ли это важно для стражей порядка?
- Все сотрудники милиции действуют на основе ведомственных нормативных актов. Деятельность низовых подразделений МВД достаточно строго регламентируется различного рода инструкциями, положениями, приказами. Но никто не разрабатывает специализированные инструкции для транспортной милиции. Сейчас почти в каждом поезде действуют наряды сопровождения, но по какой модели действовать им в экстремальных ситуациях, неизвестно - нет детально разработанной инструкции. То же касается и организации оперативно-разыскной деятельности на дорогах. В результате совершенно непонятно, для чего существует такая громоздкая управленческая структура, как ГУВДТ. Для того, чтобы дублировать распоряжения министра внутренних дел и других главков МВД?

- Если свести воедино все ваши предложения по улучшению работы транспортной милиции, получится не просто модернизация деятельности, а иное ее качество. Опять ломать, чтобы построить заново?
- Для реальной борьбы с терроризмом на транспорте необходимо полностью менять систему обеспечения безопасности. Нужно создать единый субъект обеспечения безопасности железнодорожного транспорта. Что мы наблюдаем сейчас? Есть транспортная милиция. Есть транспортные отделы ФСБ. Есть подразделения военизированной охраны и подразделения безопасности транспортного министерства. Есть многочисленные отряды охраны грузоотправителей и грузополучателей. Есть, наконец, частные службы безопасности, неподконтрольные транспортной милиции. Работа всей этой массы народа никем не координируется: одно ведомство не знает, чем занимается другое. В результате `у семи нянек` железная дорога остается без прикрытия. Вот почему нужен единый субъект обеспечения безопасности железнодорожного транспорта - можно назвать его условно департаментом обеспечения транспортной безопасности. И именно он должен установить контроль не только за всем тем, что творится на железных дорогах, но и в полосе нескольких километров от железнодорожного полотна. И крайне необходимо отразить особенности железнодорожного транспорта в Уголовно-процессуальном кодексе, в криминалистике, в ведомственном нормативном регулировании, подготовке кадров. Полагаю, что именно такой мощный силовой `кулак` может обеспечить и безопасность железных дорог, и, по сути, бесперебойную деятельность всего государственного механизма.

Нина ДЗАССОХОВА.
01 июня 2004 г.
Ежедневная транспортная газета `Гудок`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован