03 июля 2006
1482

Николай Петров - Гражданское общество, `пронизанное патриотизмом`

В понедельник в Москве начинает свою работу форум "Гражданская восьмерка", на который соберутся представители сотен российских и иностранных неправительственных организаций.

Это событие происходит на фоне усиливающейся критики в адрес президента Владимира Путина, которому вменяют в вину зажим институтов гражданского общества.

Мы попросили эксперта Московского центра Карнеги Николая Петрова высказать свое мнение о том, какое гражданское общество пытается построить нынешний российских лидер.

Гражданское общество оказалось в фокусе внимания Владимира Путина в самом начале его второго президентского срока - задолго до саммита "восьмерки" и даже оранжевой революции.

Можно связать это с кризисом политических партий, которые в условиях управляемой демократии не справляются с ролью приводных ремней между обществом и властью; можно - с кризисом реформаторских начинаний Кремля из-за сопротивления бюрократии (это своего рода путинские "перестройка и гласность"); можно с масштабной работой по улучшению имиджа путинской России за рубежом; можно - просто с новым этапом экспансии государства во все сферы жизни страны, включая и те, где оно до сих пор было представлено мало.

В президентском послании 2004 года Путин сказал: "В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными".

Вывод из этого президент сделал такой: "Необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие - постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан".

Сказано - сделано. В соответствии с указаниями президента к построению "правильного" гражданского общества подключилась армия чиновников разного уровня, были выделены и значительные средства. Началась большая работа по инвентаризации с выбраковыванием общественных организаций на местах, по созданию региональных и федеральной общественных палат, по оказанию государственной поддержки правозащитному движению. Существовавшая прежде комиссия была развернута в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Три вида гражданского общества

Параллельно с "подкармливанием" лояльных и "приручением" независимых идет большая работа по выдавливанию всех, сохраняющих относительную независимость и самостоятельность, как выступающих с критикой власти на любом уровне, так и просто неподконтрольных ей.

Один из последних эпизодов здесь - фактическое прекращение деятельности "Открытой России" - наиболее эффективного и разветвленного проекта российского гражданского общества последних лет, основанного в свое время Михаилом Ходорковским.

Президент четко и ясно описывает, какое гражданское общество он, как глава государства хотел бы видеть: "пронизанное патриотизмом, заботой о своей стране, которое бы не за деньги исполняло тот или иной номер, а от души, желая исправить те проблемы, которые у нас действительно существуют".

Оставляя в стороне вопрос об оплате труда, обязательной с точки зрения президента, для госчиновников, но не нужной в отношении гражданского общества (ГО), заметим, что государство вправе хотеть, чтобы кто-то помогал ему исправлять те проблемы, с которыми оно не справляется.

Да, часть ГО вполне может выполнять функции помощника государства - это "хорошее", "правильное" с точки зрения чиновников ГО. Своего рода парадом этого "правильного" ГО станет "Гражданская восьмерка", цель которой продемонстрировать "действенное ГО" и показать, что в России и в этой сфере все не хуже, чем у других.

Есть и "неправильное" ГО, которое вместо того, чтобы спрашивать у чиновника, чем бы еще ему помочь, само может указывать ему, что надо сделать, а что он делает неправильно.

Это второе ГО - критик того, что делает (или не делает) государство. Наконец, есть и третий фрагмент ГО, ГО-3, которое работает напрямую с обществом, самодостаточно, и не нуждается ни в помощи со стороны государства, ни в критике государства. Будет, по-видимому, на "Гражданской восьмерке" и кое-кто из "неправильных", особенно с громкими именами - важно ведь не убрать их со сцены, а минимизировать их влияние.

Назад в СССР

Думаю, что под словами Путина о том, какое ГО государству нужно, вполне могли бы подписаться и многие из западных лидеров, включая коллег по "восьмерке", - кому охота иметь в лице ГО оппонента, жесткого критика или даже надсмотрщика?

Беда России в том, что президент у нас во многом самодержец, а не просто избранный на время глава государства, а власть, им контролируемая, сама жестко контролирует и общество, и бизнес.

Общество же реального контроля над госаппаратом не имеет, а по мере выхолащивания или вовсе отмены выборов теряет даже этот эпизодический инструмент контроля над властью.

Иными словами, плохо не то, что Путин хочет ГО в качестве подспорья для решения тех задач, которые не может или не хочет решать власть, а то, что одновременно государство подавляет другие части ГО, что он хочет низвести ГО до уровня общественных организаций советского времени.

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_5133000/5133500.stm
03.07.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован